Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:04, контрольная работа
Тяжелобольной человек может и не желать знать что-либо конкретное о приближающейся смерти, и окружающие обязаны уважать его выбор. Очень часто знание того, что скоро наступит смерть, не облегчает состояния больного, и тогда даже лучше, если он меньше знает. Когда пациент категорически требует сказать, сколько ему осталось жить, представляя самые разные, нередко достаточно рациональные аргументы, окружающие должны стараться понять, почувствовать, что скрыто за этими словами. Часто безоглядная смелость является мнимой. Требуя высказать все до конца, пациент не очень представляет свою реакцию на жестокую правду. Иногда нетрудно заметить, что его требование носит скорее формальный характер и он вовсе не желает получить точный ответ, поскольку это лишает его надежды.
1.Особенности беседы с умирающим человеком 3
2.Виды коррекционных групп 8
Список использованной литературы 14
ПЛАН
С.
1.Особенности беседы с умирающим человеком 3
2.Виды коррекционных групп 8
Список использованной литературы 14
Как указывает Р. Кочюнас, отношение к смерти оказывает влияние на образ жизни. Неизлечимая болезнь неотвратимо приближает реальность смерти. Она существенно изменяет человеческую жизнь, и на этом фоне, как ни парадоксально, нередко появляются признаки "роста личности" (Yalom, 1980). Что же происходит при приближении смерти? В какой-то мере ответ на вопрос мы получаем в беседах с больными раком: заново оцениваются приоритеты жизни — теряют значение всякие мелочи; возникает чувство освобождение — не делается то, чего не хочется делать, т.е. теряют силу долженствования ("обязан", "необходимо" и т.п.); усиливается сиюминутное ощущение жизни; обостряется значимость элементарных жизненных событий (смена времен года, дождь, листопад и т.п.); общение с любимыми людьми становится более глубоким; уменьшается страх быть отвергнутым, возрастает желание рисковать.
Все эти изменения свидетельствуют об увеличении чувствительности неизлечимо больного человека, что предъявляет конкретные требования к тем, кто находится рядом с ним, — к близким, врачам, психологам. У больного возникают очень важные для него вопросы, которые он задает окружающим. Один из таких вопросов — «Скоро ли я умру?». Не существует единственно правильного ответа на этот вопрос, хотя можно говорить о более или менее универсальных принципах. В настоящее время рекомендуется большая ответственность в разговоре с пациентом о смерти. Прежде всего неплохо посоветовать ему привести в порядок жизненные дела (последние желания, завещание и т.п.). Можно не говорить пациенту прямо, что, возможно, он вскоре умрет: «Каждый должен быть готов к самому худшему, особенно тяжелобольной». Некоторые люди не склонны думать о завершении своих земных дел, потому что им кажется, что решение подобных проблем открывает дверь смерти. С ними можно обсудить проблему страха перед смертью.
Вопрос об откровенности с неизлечимо больным представляется одним из самых трудных. Существуют самые разные мнения на этот счет. Одни думают, что пациенту надо сказать всю правду, другие подчеркивают необходимость бережного отношения к тяжелобольному и ничего не говорят ему о приближающейся смерти, третьи считают, что следует вести себя так, как хочет пациент. Конечно, больной имеет право знать правду о своем реальном положении, и никому не позволено узурпировать его право, однако не стоит забывать, что «право знать» отнюдь не тождественно «обязанности знать». Право знания не равносильно выбору знания. Свобода пациента будет реальной только при ориентации на его желание обладать подлинным знанием. Тяжелобольной человек может и не желать знать что-либо конкретное о приближающейся смерти, и окружающие обязаны уважать его выбор. Очень часто знание того, что скоро наступит смерть, не облегчает состояния больного, и тогда даже лучше, если он меньше знает. Когда пациент категорически требует сказать, сколько ему осталось жить, представляя самые разные, нередко достаточно рациональные аргументы, окружающие должны стараться понять, почувствовать, что скрыто за этими словами. Часто безоглядная смелость является мнимой. Требуя высказать все до конца, пациент не очень представляет свою реакцию на жестокую правду. Иногда нетрудно заметить, что его требование носит скорее формальный характер и он вовсе не желает получить точный ответ, поскольку это лишает его надежды.
Последовательность реакций неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть описывает модель Kubler-Ross:
1. Отрицание. При посещении разных врачей пациенты прежде всего надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей скрывается как от семьи, так и от себя. Отрицание дает возможность увидеть несуществующий шанс, делает человека слепым к любым признакам смертельной опасности.
2. Злоба. Она чаще всего выражается вопросами: "Почему я?", "Почему это случилось со мной?", "Почему меня не услышал Бог?" и т.п.
3.Компромисс. На этой стадии стремятся как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.
4. Депрессия. Поняв неизбежность своего положения, постепенно теряют интерес к окружающему миру, испытывают грусть, горечь.
5. Адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть.
Удельный вес отдельных стадий у разных людей значительно различается. Следует отметить, что через все эти стадии проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой болезни близкого человека.
Важнейшей стадией
преодоления страха смерти Bird (1973) считает
отрицание. По его мнению, отрицание
действует подобно морфию — не
устраняя причины заболевания, оно
уменьшает боль. "Отрицание облегчает
душевные страдания за счет сокрытия
реальности. Действие защитного механизма
происходит бессознательно, его интенсивность
и характер не у всех одинаковы. Иногда
бестолковый доктор пытается бороться
с психологической защитой
С помощью отрицания создается иллюзия, что все обстоит хорошо. Однако отрицание ни в коем случае не означает, что пациент действительно не знает о приближении смерти. Скорее можно думать, что он выбирает незнание или, иначе говоря, предпочитает оставаться в неведении. На бессознательном уровне пациент чувствует, какова ситуация в действительности, но склонен игнорировать ее. Следует отметить, что использование отрицания бывает успешным, т.е. выполняет свои функции только тогда, когда никто из окружающих людей не использует этот механизм защиты. Обычно же близкие умирающего, а иногда даже врачи, склонны игнорировать истинное положение дел, потому что тоже испытывают страх перед смертью и не знают, как разговаривать с человеком, которому осталось недолго жить. Тем самым они мешают пациенту воспользоваться механизмом отрицания. Когда окружающие начинают говорить о том, что все будет хорошо и пациент выздоровеет, тревожность у пациентов увеличивается, и часто такие «игры» близких становятся для него признаком полной безнадежности его состояния.
Умирающий человек
способен понять свое положение и
нередко хочет поговорить о своей
болезни и приближении смерти,
но только с теми, кто выслушивает
его без поверхностных попыток
утешить. Поэтому консультанту или
врачу следует уметь
В заключение
перечислим несколько важных принципов,
которые следует учитывать
1. Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение «человек всегда умирает в одиночку» нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.
2. Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.
3. На благо умирающего должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.
4. Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей.
5. Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится.
6. Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.
7. Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, — это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.
8. Психологам и врачам следует признаться в своих сомнениях, чувстве вины, ущемленном нарциссизме и мыслях о собственной смерти.
Персоналу,
работающему с умирающим и
его близкими, тоже необходима существенная
помощь. С ними прежде всего следует
говорить об осознанном смирении с
чувствами вины и бессилия. Медикам
важно преодолеть унижение профессионального
достоинства. Такое чувство довольно
часто встречается среди
По мнению И.А. Фурманова, до сих пор не существует однозначной типологии психологических групп. Даже среди профессионалов в области образования, психологии и психотерапии такие термины как группа поддержки, групповая терапия, групповое консультирование и групповое руководство не имеют однозначного толкования. Эта же неоднозначность понимания и трактования распространяется и на классификацию психокоррекционных групп.
Наиболее удачной является типология, принятая Ассоциацией специалистов по групповой работе Американской психологической ассоциации, подразделяющая группы на: рабочие (группы, созданные специально для решения какой-то конкретной непсихологической задачи), обучающие, консультационные, психотерапевтические (Таблица).
Рабочие группы. К этому типу относятся все группы, участники которых заняты какой-то общей деятельностью или работают над принятием совместного решения. Роль руководителя в группах такого рода состоит в том, чтобы использовать законы групповой динамики для более быстрого и более эффективного достижения намеченной цели. К этому типу групп, в частности, относятся разнообразные оргкомитеты, рабочие совещания, дискуссионные группы и т.п. Примером может быть как группа детей или подростков, разрабатывающая план проведения Новогоднего праздника, так и студенты, работающие над совместным учебным проектом.
Обучающие группы. Обучающие группы обычно формируются в учреждениях системы образования или различных детских, молодежных образовательно-воспитательных и социально-педагогических центрах. В подобной работе акцент ставится на способах решения проблем, характерных для данной аудитории, и на выработке соответствующих социальных навыков. Целью проведения такого рода групп является профилактика возможных психологических проблем и отклонений.
Таблица.
Типы групп и их основные характеристики
|
Рабочие группы |
Обучающие группы |
Консультационные группы |
Психотерапевтические группы |
Конечная цель групповой работы |
Постановка и решение |
Обучение конкретным психологическим навыкам с целью профилактики |
Решение психологических проблем
через организацию |
Глубинные личностные изменения |
Средства достижения цели |
Процесс принятия решения |
Процесс познания |
Эмоциональное погружение |
Эмоциональное погружение |
Основной предмет группового обсуждения |
Содержание и способы решения конкретной задачи |
Содержание конкретной сферы знаний и конкретных социальных навыков |
Процесс взаимодействия участников друг с другом |
Процесс личностных изменений |
Состав участников |
Все желающие, количество -значения не имеет |
Все желающие, количество -значения не имеет |
Малая группа, сформированная на основе отбора |
Малая группа, сформированная на основе отбора |
Время работы |
Необходимое для решения поставленной задачи |
Необходимое для решения поставленной задачи |
3-6 месяцев |
Не ограничено |
Основная роль и функции ведущего |
Управление конфликтами, стимулирование мозгового штурма и принятия решений |
Трансляция знаний |
Работа с проблемами участников группы |
Работа с проблемами участников группы |
Конфиденциальность |
Не обязательна |
Не обязательна |
Обязательна |
Обязательна |
Ведущие групп |
Широкий круг специалистов |
Педагоги, социальные работники, психологи |
Профессиональные психологи, прошедшие специальную подготовку |
Психотерапевты, имеющие специальную подготовку и опыт групповой работы |
Примеры |
Рабочие совещания, дискуссионные группы, оргкомитеты и пр. |
Специально созданные учебные
группы профессионального |
Психологические группы, работающие с проблемами развода родителей, утрат, агрессивного поведения и пр. |
Психотерапевтические группы, работающие с глубинными личностными проблемами |
В связи с этим членам группы предоставляется
информация по конкретным проблемам
и оказывается помощь в принятии
эффективных решений и
Консультационные группы. Этот тип групп, обычно называемый “групповым консультированием”, существенно отличается от упомянутых выше. Консультационные группы ориентированы на процесс, в то время как предыдущие два типа групп ориентированы на содержание. Основным инструментом достижения цели является процесс межличностных отношений внутри группы, все проблемы решаются в процессе взаимодействия, совместных переживаний и совместного обсуждения того, что происходит в группе “здесь и теперь”. Такие группы рассматривают обычные, но, тем не менее, сложные жизненные вопросы, решение которых требует специфических навыков и опыта, например, проблемы развода родителей, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ситуации нетрагических потерь, навыки общения и нормализация самооценки. Обычно подобные группы создаются в школах или психологических центрах.
Психотерапевтические группы. Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников (таблица 6). К этой категории относятся группы лиц с асоциальным и противоправным поведением или терапевтические группы детей, переживших травмирующие жизненные события (например, смерть близких или насилие) и пр. Подобного рода группы обычно создаются в специализированных психологических центрах или клиниках. Ведущий психотерапевтической группы должен предварительно пройти курс специальной подготовки.
Как
уже отмечалось между названными
типами групп существуют различия. Эти
различия обусловлены тем, что рабочие
и обучающие группы ориентированы на содержание,
в то время как консультационные и психотерапевтические
группы ориентированы на процесс.
Термин содержание
характеризует проблемы, которые поднимаются
и обсуждаются на группе. Содержание важно
как основа, как первичный материал, который
можно использовать в групповой работе
для пересмотра и конструктивного изменения
индивидуальных психологических установок
и поведения.
Информация о работе Особенности беседы с умирающим человеком