Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:43, курсовая работа
В последнее время отмечается возрастание частоты общественно опасных действий, совершавшихся лицами с умственной отсталостью, более чем в 2 раза (И. Н. Боброва, А. Р. Мохонь-ко, 1982), отмечается также увеличение доли лиц с умственной отсталостью среди повторно совершивших правонарушения. Одновременно возрастает доля лиц с умственной отсталостью среди контингента признанных невменяемыми.
Диагноз: олигофрения в степени имбецильности. В отношении инкриминируемых ему деяний признан невменяемым.
Дебильность (от лат. debilis – слабый, хилый) – легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению.
Дебильность значительно труднее распознается, поскольку отсутствуют грубые расстройства, как при имбецильности. Дифференцирование особенно осложняется в случаях, когда больной обладает достаточным запасом слов, и еще более затрудняется, если имеется хорошая механическая память, что может затруднить выявление слабости суждения.
Дебилам под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у дебилов может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых, вопросах и способны к самостоятельной жизни. Они могут закончить начальную или вспомогательную школу, устраиваются на простую работу, вступают в брак.
Эмоциональные и волевые особенности личности при дебильности более развиты и выражены ярче, чем при имбецильности, характерологические особенности их разнообразны, но отличаются и общими чертами – недостаточной способностью к самообладанию, к подавлению влечений, повышенной внушаемостью, в связи с чем они могут попадать под влияние других. Двигательная сфера у дебилов значительно совершеннее, чем у имбецилов, но движения их все же отличаются размашистостью, неуклюжестью.
Как и при других формах олигофрении, у дебилов отмечаются аномалии физического развития, неврологические расстройства.
Наиболее легкую форму олигофрении – дебильность – необходимо отграничивать от других, еще более легких форм пограничной умственной недостаточности. Лица с пограничными формами интеллектуальной недостаточности отличаются недоразвитием личности: наивностью, недостаточной критикой, снижением познавательной деятельности, недифференцированностью эмоций. Особую группу составляют лица с нарушением прежде всего целенаправленной деятельности, построения и выполнения задач. Для них характерны двигательная расторможенность, нарушение целенаправленной деятельности, рассеянность, большая отвлекаемость и нарушение концентрации внимания, они склонны к фантазии.
Несмотря на довольно характерные отличия разных степеней олигофрении, между ними нет четких границ. Всем степеням олигофрении свойственны глобальность задержки развития и недоразвитие более «молодых» психических функций.
За последние 30 лет возникает и развивается новый подход к изучению олигофрении – динамический.
Достигнута возможность компенсации психического дефекта с некоторой социально-трудовой реабилитацией при наиболее раннем и правильном лечении и проведении медико-педагогической коррекции.
Под влияние неблагоприятных факторов (психические травмы, соматические инфекционные заболевания, половой метаморфоз, старение, алкоголизация и т. д.) могут возникать состояния декомпенсации. Клиническое проявление декомпенсации выражается как неврозоподобными и психопатоподобными расстройствами, так и картиной психозов – с аффективными и двигательными нарушениями на фоне измененного сознания в препубертатном и пубертатном периодах, с галлюцинаторными и бредовыми феноменами в более позднем возрасте. Структура психоза отличается элементарностью содержания.
Клинические проявления олигофрении
довольно стабильны, поэтому достичь
значительного эффекта при
Лечение, профилактика, реабилитация
Эффективная помощь лицам
с умственной отсталостью должна
состоять из комплекса мер
В лечении больных умственной
отсталостью необходим
При психотической декомпенсации назначают нейролептические средства в индивидуальных дозах: седуксен, аминазин, френолон, трифтазин, галоперидол, этаперазин, финлепсин (при дисфориях, реакциях с агрессией, судорожных приступах).
Одним из основных направлений
в терапии умственной отсталости
является проведение комплекса лечебно-
Цель социальной реабилитации
– приобщение к общественно полезной
жизни значительного числа
При выборе реабилитационных мероприятий наряду со степенью умственного недоразвития принимается во внимание тип дефекта, лучше поддаются реабилитации больные, эмоционально уравновешенные, имеющие адекватные социальные установки.
По данным зарубежных авторов (Е. Rochff, 1978; U. Е. Мае Eachron, 1979 и др.), среди лиц, совершивших правонарушения, страдающие олигофренией достигают почти 40%. Отечественные авторы (И. Н. Боброва, А. Р. Мохонько, 1983) указывают на рост числа лиц с олигофренией среди проходивших судебно-психи-атрическую экспертизу за последние десятилетия с 4 до 11%.
В конце XIX – начале XX в. при изучении олигофрении в судебно-экспертном аспекте основное значение придавалось степени интеллектуальной недостаточности. Исходя из этих принципов, невменяемыми признавались лица начиная с тех, у которых слабоумие в степени выраженной дебильности (В. П. Сербский, 1895; С. С. Корсаков, 1898; Е. Krepelin, 1915 и др.).
Исследователи последних
лет, касаясь этой проблемы, уделяют
большое внимание пограничным состояниям
между вменяемостью и невменяемостью,
при которых решение
Наиболее полные данные о психически больных, совершивших общественно опасные действия, представлены в монографии М. М. Мальцевой и В. П. Котова (1995), общественно опасные действия, совершенные больными олигофренией, освещены в работах А. Ю. Березанцева (1990, 1991).
В судебно-психиатрической практике нередко встречаются случаи, когда испытуемые, страдающие олигофренией, пытаются аггравировать (утяжелять) свое слабоумие, что создает определенные сложности при проведении судебно-психиатрической экспертизы и установлении истинного уровня расстройств. На это еще в 1894 г. указывал А. В. Говсеев: «Парадоксальный факт, когда действительно слабоумие при случае симулирует слабоумие». При вынесении судебно-психиатрического заключения следует иметь в виду, что чем более груба и наигранна аггравация или «симуляция», тем более глубока выраженность слабоумия.
При решении вопроса о
дееспособности-
Теми же признаками руководствуются при экспертизе больных олигофренией, выступающих в судебном процессе в качестве свидетелей и потерпевших.
Малоизученной является проблема агрессивного поведения у лиц с умственной отсталостью, отсутствуют убедительные данные о мерах своевременной профилактики, создании эффективных способов коррекции и контроля (Б. М. Антонян, С. В. Бородин, 1998; Р, М. Масагутов, 1988; А. В. Heilbrun, 1991).
Тем не менее выявлено влияние микросоциальных факторов и роль резидуально-психоорганической патологии на формирование определенных типов агрессивного поведения.
Агрессия у лиц с умственной отсталостью является неотъемлемой частью их делинквентных действий, и происхождение ее обусловлено сложным взаимодействием неблагоприятных биологических и социально-психологических процессов в онтогенезе. При этом биологические факторы (резидуально-органическая церебральная патология с дефицитом когнитивного процесса), создавая определенные закономерности нейропсихологических (дизонтогенетических) механизмов, обеспечивают возникновение агрессии.
Неблагоприятные психосоциальные факторы, взаимодействуя с биологическими, провоцируют и рецидируют усвоение агрессивного поведения (С. Г. Бецков, 1999).