Негативизм детский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 02:51, реферат

Краткое описание

Влияние семьи и семейного воспитания на психологические особенности ребёнка и становление его личности многократно показано и доказано. В последнее время, в связи с кардинальными социо - культурными и нравственно-психологическими трансформациями, которые происходят в современной российской семье, проблема детско-родительских отношений становится всё более актуальной для социально-психологических исследований. Однако для таких исследований необходим адекватный метод анализа и оценки родительского отношения к ребёнку.

Прикрепленные файлы: 1 файл

стили род. отношения.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Полнотекст

Влияние семьи и семейного воспитания на психологические особенности  ребёнка и становление его  личности многократно показано и  доказано.  В последнее время, в связи с кардинальными социо - культурными и нравственно-психологическими трансформациями, которые происходят в современной российской семье, проблема детско-родительских отношений становится всё более актуальной для социально-психологических исследований.  Однако для таких исследований необходим адекватный метод анализа и оценки родительского отношения к ребёнку.

Среди используемых методов диагностики  родительского отношения  в настоящее время преобладают либо клинические методики (АСВ Э.Г.Эйдемиллера), либо  западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки (PARY Е.Shaefer, FAST T.Gehring и др.). Последние десять лет наиболее известным и используемым методом диагностики родительской позиции  по отношению к конкретному ребенку является опросник, разработанный в 1986 году А.Я.Варга совместно с В.В.Столиным (ОРО). При всей своей популярности данный опросник имеет ряд существенных недостатков: нечетко дифференцированы и научно обоснованы выделенные авторами пять шкал РО (социальная желательность, отвержение, маленький неудачник, симбиоз и ). Некоторые формулировки вопросов располагают родителя к выбору социально желательных ответов (например, «Я уважаю своего ребенка», «Я принимаю участие в своем ребенке») и к игнорированию социально неприемлемых  вариантов ответов (например, «Мой ребенок совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят»). Также необходимо отметить, что этот метод имеет в своей основе динамическую двухфакторную модель РО, предложенную E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969), где  основными факторами являются  эмоциональный (любовь-ненависть или принятие-непринятие) и поведенческий (автономия-контроль).  Сочетание этих факторов, на наш взгляд, не отражает специфики и сложности родительского отношения, а термин «принятие», традиционно используемый для описания РО, явно недостаточен для характеристики  глубины и напряженности родительской любви. Следует отметить, что качество родительского отношения, в настоящее время  описывается преимущественно политической, а не психологической терминологией (авторитаризм, либерализм, демократия и т.п.). Эта особенность терминологии на наш взгляд отражает недостаточную проработанность понятийного аппарата, что совершенно необходимо для научной обоснованности исследовательских методов.

В этой связи возникает острая необходимость  разработки нового метода выявления  качества родительского отношения, построенного на чётких научных основаниях и учитывающего сложность и многогранность этой реальности. Решению данной задачи посвящена настоящая работа.

Теоретические основания   метода и структурные составляющие родительского отношения 

 Для  решения этой задачи прежде всего необходимо выделить понятия, описывающие  специфику родительского отношения.

Поскольку отношение родителя к ребенку  является вариантом межличностных  отношений, мы исходили из того, что  теоретическая основа для описания и анализа РО должна строиться на базе общей концепции межличностных отношений. Наиболее продуктивным представляется подход, согласно которому межличностные отношениям основаны на двух противоположных началах (полюсах): персонификации и  овеществлении, стремлении к слитости, единению, родству и стремлении к индивидуации, «самости», отдельности. (М. Бубер, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн и др) С одной стороны, другой человек принципиально не сводим к каким-то конечным, определенным характеристикам, он причастен к субъекту, слит с ним изнутри; с другой стороны – является самодостаточной личностью, имеющей индивидуальные определённые качества и характеристики. Если второй аспект задает границы себя и другого, порождает обособленность и отдельность, то первый - создает их общность.

Опираясь  на эти положения, мы исходили из того, что родительское отношение основаны на двух началах: личностном, в котором ребёнок выступает как самоценная и целостная личность, и предметном, когда ребёнок становится объектом воспитания, оценки, управления. Эти два начала, не являются разными типами или формами отношений. Они образуют два аспекта, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению. Различие конкретных отношений сводится к относительному преобладанию или выраженности  каждого из этих двух моментов.  Единством и противоположностью  этих аспектов определяется сложность и неоднозначность отношений между людьми вообще и родителей с детьми в частности.

Детско-родительские отношения были предметом специального рассмотрения во многих психологических направлениях (психоанализ, школа социального научения, теория привязанности и пр.). В каждой психологической школе родительское отношение (РО) описывается самыми разнообразными понятиями и категориями, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Однако, при всём разнообразии терминов (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т.д.), практически во всех подходах к пониманию и изучению РО  можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает двойственность или поляризацию РО. Эта полярность прослеживается в большинстве описаний РО, представленных в классических теориях и может быть сведена к двум позициям:  личностной и предметной. 

Можно полагать, что данные амбивалентные  характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. Поскольку «предметное» (частичное) и «личностное» (целостное) начала образуют два полюса, между которыми существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Конкретные варианты отношения могут определяться относительной выраженностью и содержательным наполнением предметного и личностного начала. 

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского  отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих аспектов.  В силу  изначального единства, глубинной связи родителя и ребенка, родительская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного  отношения. Она порождает устойчивую и безусловную любовь, повышенную чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним, сопереживание и сорадование, которые  вряд ли могут  быть описаны традиционным термином «принятие». Вместе с тем тотальная ответственность за будущее ребенка  порождает требовательность к нему, контроль за его действиями,  оценочную позицию и сравнение его с другими, что превращает ребенка в объект воспитания. Все это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий  на будущее, на формирование определенных качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребенка и т.д. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребёнку, которая определяет целостное отношение к нему как к уникальной личности: доверие, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие, не зависящее от его успехов и достижений.  С другой стороны,  родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.  И то и другое выражено максимально ярко, что порождает внутреннюю напряжённость родительской позиции.

Исходя  из вышесказанного, можно предположить, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции.

Предварительные исследования показали, что  личностное и предметное начало неизбежно присущи каждому типу родительского отношения. В этой связи мы полагаем, что их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Вместе с тем относительная выраженностью предметного и личностного начала (т.е. какое из них доминирует) и их содержательное наполнение (как именно родитель выражает свою любовь и что мать или отец требуют от своего ребёнка)  в каждом конкретном случае имеют свою специфику. Именно этими характеристиками и  определяются конкретные варианты родительского отношения.

Тип родительского  отношения и соотношение его  структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.

Характер  родительского отношения, который  определяется преобладанием предметного  или личностного начала, определяет стиль  воспитания. Под стилем родительского воспитания мы понимаем не  определенную устойчивую стратегию воспитания (авторитарную или демократическую),  а  сочетание различных  вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей разных возрастных или социально-демографических групп.

Описание метода

На основе данных положений была разработан метод  диагностики отношения родителя к своему ребёнку, позволяющий выявить  степень выраженности предметного  и личностного начала, их содержательное наполнение и особенности стиля  воспитания ребенка. Метод представляет собой  открытый опросник, созданный по типу  проективной методики «незаконченные предложения».

Анкета  включает два блоков вопросов. В первом блоке содержатся вопросы, направленные на  определение относительной выраженности личностного и предметного начала родительского отношения. Мы исходили из того, что личностное отношение к ребенку проявляется  в таких вариантах ответов, которые отражают:

  • целостное, безоценочное отношение к ребенку
  • ориентацию родителя на состояние своего ребенка  его психологический комфорт в конкретной ситуации.
  • сопереживание и сорадование  своему ребенку
  • гибкость и лабильность родительской позиции
  • открытость родителя по отношению к специфической детской субкультуре.

Предметное  отношение направлено на формирование определенных и наиболее ценных для родителя качеств ребенка.  Оно  предполагает:

  • определенные требования к ребенку,
  • конкретные представления и ожидания родителя относительно того, каким он должен быть.
  • внешнюю оценочную позицию родителя по отношению к ребенку, ориентацию на «должное» или на среднестатистическую норму в развитии  исследуемых качеств ребенка
  • достаточно жесткую позицию родителя, направленную на воспитание ценных с точки зрения родителя качеств ребенка.

В результате предварительных опросов родителей  и содержательного анализа их ответов были выделены шесть блоков качеств, которые для современных родителей представляют наибольшую ценность. Среди них:

  • общение и коммуникативные навыки (умение постоять за себя, лидерские качества, общительность, популярность в группе сверстников и пр.);
  • морально-нравственные качества (доброта, отзывчивость, честность, порядочность и т.п.);
  • интеллект и умственное развитие ребенка (сообразительность, любовь к знаниям, образованность, владение информационными технологиями, умственные способности);
  • волевые качества (настойчивость, самостоятельность, целеустремлённость, способность добиваться своего, сила воли и пр.); 
  • произвольность (дисциплинированность, организованность, трудолюбие, соблюдение норм и правил поведения, послушание и т.п.);
  • физическое здоровье.

Безусловно, перечисленные качества не исчерпывают  всей картины родительских ожиданий и ценностей, но они охватывают главные  и основные установки современных  родителей. Поэтому при оценке содержания предметного отношения мы  учитывали прежде всего эти качества.

Для выявления  степени выраженности и содержательных характеристик предметного и  личностного отношения были составлены вопросы, касающиеся ценностных установок  родителей, например: 

  • «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?»,  
  • «Главная задача родителей состоит в том, чтобы…»
  • «Вам хотелось бы, чтобы Ваш ребёнок стал более …».

 

 Данные аспекты отношений  выявлялись также в вопросах, связанных  с переживаниями родителя в связи  с различными качествами и состояниями ребенка, например:

  • «Больше всего меня огорчает, когда мой ребенок…»,
  • «Я больше всего радуюсь, когда мой ребенок:...».
  • «Вы гордитесь своим ребёнком, когда он (она)…»

Родителям была предоставлена возможность  вписать любой ответ, продолжая  эти предложения.

В зависимости  от содержания, каждый  ответ квалифицировался как выражение либо предметного, либо личностного отношения к ребёнку. 

Показателями  предметного отношения служат ответы, в которых родители отмечают определенные качества ребенка, которые они хотят  видеть в нем, которые огорчают или радуют их.  Личностное отношение выражается в ответах, характеризующих  целостное, отношение к ребенку, ориентацию на его психологический комфорт, признание его индивидуальности и др.  

Информация о работе Негативизм детский