Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей мотивации материнства и отцовства у пар ожидающих ребенка.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ, психологической и психолого-педагогической литературы по теме.
2. Проанализировать основные аспекты изучения материнства отцовства как составляющие феномена родительства.
3. Рассмотреть психологическую готовность к материнству и отцовству.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА У ПАР ОЖИДАЮЩИХ РЕБЕНКА………………………………………………………7
1.1.Аспекты изучения отцовства и материнства как составляющие феномена родительства……………………………………………………………………….7
1.2. Психологическая готовность к материнству……………………………….9
1.3. Психологическая готовность к отцовству………………………………….12
1.4.Психологический анализ мотивационной сферы материнства и отцовства…………………………………………………………………………..16
ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ПО ГЛАВЕ………………………………………………21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА У ПАР ОЖИДАЮЩИХ РЕБЕНКА…..22
2.1. Организация и методы исследования мотивационной сферы материнства и отцовства у пар ожидающих ребенка. Схема построения исследования, выборка испытуемых………………………………………………………………………24
2.2. Анализ результатов проведенного исследования………………………….28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...........35
Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания женщиной своей беременности, являются желанность – нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.[13,14]
Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться собственными представлениями о том, что ему необходимо.
В структуре психологической готовности к материнству можно выделить следующие аспекты:
1) мотивационный аспект – мотив рождения ребенка, ответственность
за его рождение и воспитание, чувство долга.
2) оценочный аспект – рефлексия своей подготовленности и соответ-ствия себя в роли матери оптимальному образу матери (механизм иден-тификации).
3) эмоциональный аспект – эмоциональное восприятие ситуации ма-теринства (комфорт/дискомфорт), преобладающий фон настроения, со-провождающий беременность и взаимодействие с ребенком, удовлетворенность или неудовлетворенность ролью матери.
4) операционный аспект – материнская компетентность: владение способами, приемами, знаниями, навыками, умениями, необходимыми для ухода за ребенком, умение моделировать собственную деятельность.
5) регуляционный аспект – саморегуляция женщины во время беременности и после рождения ребенка во взаимодействии с ним посредст-вом следующих факторов:
а) факторы, обуславливающие динамические характеристики транс-формации образа жизни (ригидность – флексибильность).
б) факторы, обуславливающие рефлексивные возможности человека,
определяющие участие самосознания в трансформации образа жизни (внешний и внутренний локус контроля). [13]
С. Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству:
· Низкий уровень готовности к материнству характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности.
· Высокий уровень. Женщины не испытывают колебаний в принятии решения иметь ребенка. Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношение собственных родителей.
· Средний уровень. Наблюдается противоречивая установка на воспитание, (женщины не собираются часто брать ребенка на руки, не являются сторонницами кормления по часам и т. д.). 14]
Выделенные три уровня психологической готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на последующих этапах.
Психологическая готовность к отцовству – это внутренняя позиция личности, стержневой образующей которой является целостная система отношении будущего родителя к отцовству, которая включает отношение к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли, а также родительству в целом. Все элементы системы психологической готовности к отцовству взаимосвязаны и взаимообусловлены.[3]
«Инстинкт отцовства» предполагает наличие комплекса врожденных реакций, предопределяющих поведение отца в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Только ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность.
Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.
С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими "чисто мужские" качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями.[4]
В семейной психологии выделяют три группы мотивов родительства. Рассмотрим их применительно к отцовству.
1. Экономические мотивы: благодаря
рождению ребенка мужчина
достигает каких-то материальных выгод
для себя или своей семьи, повышает свой
экономический статус. Один из недавних
примеров — принятие правительством России
закона о выплате единовременного денежного
пособия семьям на рождение второго и третьего
ребенка. В результате рождение ребенка
становится экономически выгодным и не
всегда при этом сопровождается внутренней,
адекватной содержанию родительства мотивацией.
В исторической же перспективе дети еще и были своеобразными «работниками» в патриархальной крестьянской семье. Также ребенок был продолжателем рода и главным наследником имущества отца.
2. Социальные мотивы: желание иметь детей возникает как реакция на социальные нормы и требования социума. Это подтверждение своей полноценности как мужского члена общества и отстаивание перед окружающими своей маскулинности и репродуктивной способности. Еще один из мотивов — нормативные предписания и социальные стереотипы: «Я хочу иметь ребенка, потому что так принято», «Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына».
3. Психологические мотивы: через рождение детей достигаются личностные, внутренние цели личности мужчины, желание самореализоваться в ребенке.[8]
В отечественной психологии была сформулирована структура отцовства, состоящая из четырёх компонентов.
Первый компонент — потребностно-эмоциональный блок, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания. Этот блок показывает заинтересованность отца в появлении потомства, потребность в этом и ответные реакции на ситуацию рождения ребёнка. В этом блоке могут возникнуть такие проблемы, как нежелание по какой-либо причине иметь детей, эмоциональная холодность и отстранённость, психологическая и социальная неготовность к отцовству, страх перед новой ролью и неумение принять на себя новую ответственность.
Второй элемент структуры отцовства — это операциональный блок, включающий в себя осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним. Проблемы данного блока: неумение обращаться с ребёнком, нежелание учиться этому, скрытый страх перед младенцем и супругой. Второй блок взаимосвязан с первым, так как достаточная мотивация позволяет научиться обращению с детьми (женщины также изначально не обладают этими навыками, но очень быстро обучаются им).
Третий блок — ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Это достаточно важный компонент, так как отношение отца к своему ребёнку влияет на его поведение с ребёнком и, тем самым, оказывает влияние на личность ребёнка.
Четвёртый компонент стоит над всеми предыдущими, как бы интегрируя их и определяя их содержание. Это оценочный компонент, в который входят:
отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка;
конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы влияют на формирование образов Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.[3,17]
Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью:
- всех сторон личности, предполагающих выполнение возложенных обязанностей и принятых обязательств;
- представлений об отцовстве, то есть знание функций отца в семье и роли его в воспитании ребенка;
- оценки собственной готовности стать отцом, то есть готовность принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка.
На представления мужчин об отцовстве влияет их возраст, наличие или отсутствие собственного отца и реальные отношения в родительской семье.[1]
Уровень психологической готовности мужчины к отцовству определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущего родителя. Высокий уровень определяется положительным отношением к родительству, будущему ребенку, принятием себя как будущего родителя, родительской роли. Низкий - отрицательным отношением к родительству, будущему ребенку, отвержением себя как будущего родителя, родительской роли. Средний - отсутствием однозначного положительного или отрицательного отношения к родительству, сочетанием различных уровней сформированности компонентов отношения к отцовству.
Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность "незрелых" отцов, что впрочем свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. У таких отцов развитая эмпатия, им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка.[22]
В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.
Таким образом, отцовство можно рассматривать с двух основных позиций: отцовство как обеспечение условий развития ребенка и отцовство как проявление личностно-смысловой сферы мужчины.
1.4.Психологический анализ мотивационной сферы материнства и отцовства
Мотивационная сторона материнства формируется на протяжении
всей жизни женщины. Г.Г. Филиппова выделяет в онтогенезе «материнской потребностно-мотивационной сферы» до беременности четыре этапа, которые имеют разные возрастные границы и разную роль в возникновении и развитии содержаний всех блоков «материнской потребностно-мотивационной сферы»: взаимодействие с собственной матерью; развитие материнской сферы в игровой деятельности; няньчание и этап дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер.[23]
Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от личностных установок женщины и социальных нормативов общества, определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет.
Н. В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном, так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщинами.
1. Беременность ради ребенка – наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте.
2. Беременность от любимого человека – способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.
3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям – этот мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков, (то есть они рождают ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует отдельно выделить беременность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.
4. Беременность как протест – это «беременность назло» значимому мужчине или родителям. Такое поведение свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
Информация о работе Мотивация отцовства и материнства у пар ожидающих ребенка