Модель деятельности педагога- психолога по оказанию психолого- педагогической помощи обучающимся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:46, доклад

Краткое описание

Школа занимает важное место в жизни ребенка. Хотелось бы, что она была местом безопасным, где бы ничто детям не угрожало и где бы расцветала человеческая индивидуальность. Однако всё чаще средства массовой информации как у нас в стране, так и за рубежом, сообщают широкой общественности о тех или иных чрезвычайных происшествиях, случившихся в школе: где-то девочки избили до полусмерти свою одноклассницу, где-то ученика затравили его же сверстники, после чего он свел счеты с жизнью. Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.

Прикрепленные файлы: 1 файл

буллинг модель деятельности психолога в школе.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

Модель  деятельности педагога- психолога

по  оказанию психолого- педагогической помощи обучающимся

 

«Буллинг  в классе»

 

Характеристика  проблемы

Школа занимает важное место в жизни ребенка. Хотелось бы, что она была местом безопасным, где бы ничто детям  не угрожало и где бы расцветала человеческая индивидуальность. Однако всё чаще средства массовой информации как у нас в стране, так и за рубежом, сообщают широкой общественности о тех или иных чрезвычайных  происшествиях, случившихся в школе: где-то девочки избили до полусмерти свою одноклассницу, где-то ученика затравили его же сверстники, после чего он свел счеты с жизнью.

Школьное насилие  – это вид насилия, при котором  имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями  по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не только против отдельных лиц, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих, но и целой группы.

Насилие может  носить как единичный, так и длительный характер и проявляться в большинстве  случаев в форме физического или психологического насилия. Понятием, наиболее точно отражающим ситуацию насилия в образовательной среде, является буллинг.

Буллинг — это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа — это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. 
             Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей — это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других — порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих — откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

 

Анализ  причин возникновения буллинга в классном коллектива

Первая причина появления у детей признаков агрессивного поведения в школе лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации - подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребенка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность сознательно.

Буллинг может  возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги  в тех случаях, когда ребенок  видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создается иллюзия смелости. Согласно Э. Эриксону, враждебность и агрессивность связывается у ребенка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Полноценная материнская забота обеспечивает ребенку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т.д. Если же ребенок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения.

Одной из причин возникновения буллинга, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми. Конечно, это причина социально-педагогического порядка. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребенка, которые унижают его, показывают свое превосходство, стимулируют возникновение агрессивного поведения.

Исследователь Козлова отмечает: «Агрессивность, если она и заложена в человеке как механизм защиты, может приобретать отрицательные или относительно положительные формы проявления в зависимости от той социальной среды, в которой растет и развивается ребенок, от характера социального опыта, который он приобретает, живя среди людей. Существует определенная зависимость буллинга от структуры семьи, от складывающихся в ней взаимоотношений».

Большая склонность к насилию, как подчеркивает И.Г. Малкина-Пых, обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей:

- Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

- Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

- Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую «задавлены», а школа служит «каналом», куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

- Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации - приказному, рявкающему и повышенному тону, - оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

- Семьи с  генетической предрасположенностью  к насилию. У детей имеется  разная генетическая основа толерантности  (переносимости) стресса. Дети  с низкой толерантностью к  стрессу предрасположены к насильственным действиям.

Роль социально-биологических причин в возникновении буллинга. Замечено, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, особенно укрепившимся за последние десять-пятнадцать лет, мужчина должен быть грубым и агрессивным, в общем, «крутым». Неагрессивные дети в школе воспринимаются уже как редкость. Родители настраивают своих детей на то, чтобы те давали сдачу, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что  хорошие отметки по предметам  прямо связаны с более высокой  самооценкой [18, с. 333]. Для мальчиков  успеваемость в школе не столь  значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

Также отметить, что на агрессивное поведение детей существенное влияние оказывает телевидение. Суть проблемы можно выразить словами одного американского политика: «Любое телевидение является образовательным. Вопрос лишь в том, чему оно учит…». В наибольшей степени проблема «агрессивного ТВ» изучалась социальными психологами США (С. Фешбах, А. Сигал, Э. Маккоби, А. Баедура, Л. Берковитц и др.). Эксперт по вопросам телевидения О. Ларсен подсчитал, что «…средний 18-летний американский подросток уже имеет на своем «счету» 1700 часов, проведенных перед телевизором, и 15 тысяч наблюдаемых актов убийств». Отечественная статистика по проблеме «агрессивного телевидения», к сожалению, практически отсутствует, хотя для нее в данной области, несомненно, нашлось немало такого, что стоило бы посчитать, особенно за последние годы. Учитывая четко выраженную ориентацию телевидения многих постсоветских республик на западную, в частности американскую, культуру, можно сделать вывод о том, что обозначенная проблема в полном объеме касается и отечественной молодежи.

Кроме того, за буллингом  нередко стоят социально-экономические  факторы, например, имущественное, социальное и этническое неравенство. Мальчики из бедных и неблагополучных семей  вымещают свои фрустрации на более  благополучных сверстниках, заставляя их испытывать страх и одновременно чувство своей неполноценности по сравнению с более сильными, мужественными, неуправляемыми и крутыми выходцами из низов. В результате создается некий противоречивый симбиоз, когда подростки и юноши из разных социальных слоев одновременно ненавидят и неудержимо привлекают друг друга.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что некоторые  видят в буллинге способ самореализации, другие горят желанием стать более  популярным и казаться сильнее посредством буллинга, третьи хотят привлечь внимание или же запугать окружающих; четвертых притягивает зависть к жертве; пятые могли сами когда-то страдать от хулиганов в свое время, таким образом вымещая свою злобу на других; а некоторые просто не понимают всю неправильность своего поведения и как это может отразиться на жертвах.

 

 

Теоретическое обоснование

Буллинг - достаточно новое  понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения  это слово преобразовалось в  международный термин и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. И хотя это слово новое, явление, которое оно означает, к сожалению, хорошо известно всем, и представляет собой одну из актуальных проблем современности, требующей тщательного изучения, однако отсутствие достаточной информации о буллинге является препятствием для разрешения этой важной проблемы.

В переводе с английского  языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным термином. Буллинг – явление глобальное и массовое. Однако в связи с тем, что проблема буллинга остается малоисследованной, до сих пор нет четкого научного определения этого термина.

Понятие «буллинг» рассматривается  от узкого – видеосъёмка драки до масштабного – насилие вообще. Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи. Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей и соглашается с Роландом, что он представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации; психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек»; по мнению известного социолога И.Н. Кона, буллинг – это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».

Жертвой может стать любой  ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки. Детей с физическими недостатками – носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя – обижают гораздо чаще;
  • особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;
  • особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
  • плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «...ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это»;
  • страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;
  • болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;
  • низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Информация о работе Модель деятельности педагога- психолога по оказанию психолого- педагогической помощи обучающимся