Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:45, контрольная работа
Период Нового времени еще называют эпохой Просвещения. Эпоха Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность Т. Гоббса, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голландских картезианцев знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук: физики, математики, механики, астрономии, становления материализма Нового времени.
Введение
XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого общества взглядов на психику: завершается Средневековье и начинается Новое время.
Период Нового времени еще называют эпохой Просвещения. Эпоха Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность Т. Гоббса, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голландских картезианцев знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук: физики, математики, механики, астрономии, становления материализма Нового времени.
Представители рационалистического течения, пионерами которого выступили Декарт и Лейбниц, считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т. е. происходят из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. В соответствии с этими различиями представители эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте, к общим принципам и законам, тогда как представители рационализма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения искомых истин из принципов либо ранее установленных, либо врожденных (Декарт, Лейбниц).
Линия борьбы стала ведущей в усилении и дифференциации идейных позиций не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так, Декарт, Лейбниц и Спиноза, будучи родоначальниками рационализма, в решении психофизической проблемы были противниками и выступали с разных позиций: Декарт – с позиций дуализма; Лейбниц – идеализма; Спиноза – материализма.
Своеобразие психологической мысли 17 в. раскрывается в разработке учений: а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах; б) о
2
сознании как присущей индивиду
способности путем внутреннего
наблюдения иметь достоверное знание
о собственных психических
Наряду с механистическим
Только оно выводилось из общих начал природы. Важнейшие детерминистские теории в области психического, и прежде всего теория ощущений, рефлекторных действий и ассоциаций, определялись принятым механикой способом объяснения динамики материальных тел. Что касается высших форм мыслительной активности, то никто из философов 17 в., кроме Гоббса, даже не пытался поставить вопрос о том, каким образом можно объяснить эту активность из принципа механического взаимодействия, определяющего жизнь природы.
Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия, выдвигали на передний план вопросы общих принципов и методов познания, разрешение которых было невозможно без обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания, ученые разделились на два течения – эмпирическое и рационалистическое. Разногласия между ними возникали по трем кардинальным вопросам. К ним относились вопросы об источниках и происхождении знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека, а именно его чувственного опыта и логического мышления. Основатели эмпирического направления Гоббс, Локк и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт.
Идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции, воздействовала на создание антисхоластической атмосферы, в которой развивалась новая научная мысль, в т. ч. психологическая.
Особое место в истории
Р. Декарт рефлексы и "страсти души"
Рене Декарт: рефлексы и "страсти души". Первый набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596-1650). Он происходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, которая являлась одним из лучших религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинcкий языки, математику и философию.
В своих исследованиях Декарт ориентировался
на модель организма как механически
работающей системы. Тем самым живое
тело, которое во всей прежней истории
знаний рассматривалось как
Принцип действия простых технических устройств все больше привлекал научную мысль для объяснения функций организма по их образу и подобию.
Рене Декарт создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем
(1578-1657)системы кровообращения: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось.
Понятие о рефлексе.
Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности.
Декарту нервная система виделась в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их «животными духами».)
Декартова схема рефлекса полагала, что внешний импульс приводит эти
Реакция мышц — неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, относится к разряду великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей телом силе.
Учение о душе.
Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется «Страсти души».
Декарт считал, что сущность тела,
– в протяженности. Тело является
протяженной субстанцией. Душа также
является субстанцией, состоящей из
непротяженных явлений сознания
– «мыслей». Работа внутренних органов,
и взаимодействие с другими внешними
телами не нуждается в душе как
организующем принципе. Оно нуждается
только во внешних толчках и
К мышлению отнесены не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления – все, что осознается. Единство души достигалось за счет сознания, перед которым все психические феномены
равны. Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли – одно и то же. Поскольку мышление (в декартовском понимании) – единственный атрибут души, – постольку душа всегда мыслит. Для нее перестать мыслить – значит перестать существовать (cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, я существую»).
Декарт – дуалист: душа и тело
– самостоятельные субстанции (машина
тела и занятое собственными мыслями,
идеями и желаниями сознание –
это две независимые друг от друга
сущности). Объяснение того, как же они
сосуществуют в человеке, названное
психофизическим
Освободив тело от души, Декарт «освободил» и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа – только мыслить; принцип работы тела – рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души – рефлексия (от лат. – «обращение назад», т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).
Результатом стала концепция «двух психологий» – объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу – понимаем.
Поскольку же мышление - единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.
Позже это "внутреннее зрение" стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания - интроспективной.
6
Декарт пытался объяснить
Он предпринимает попытку, исходя
из рефлекторного принципа, объяснить
такую фундаментальную
Одним из первых оппонентов Декарта выступил голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Природа - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Новая точка зрения Спинозы была инспирирована не картезианским учением о двух субстанциях. С намерением преодолеть дуализм Декарта, Спиноза выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах, которое является стержнем всей его философско-психологической системы. В основе ее лежит стремление объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и творца. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна в своем временном и пространственном существовании. Субстанция едина в том смысле, что в природе действуют всегда и всюду одни и те же законы. Двух субстанций одной и той же природы быть не может.
Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в своих коренных и фундаментальных свойствах, которые были названы Спинозой атрибутами. Атрибуты – это такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой, они являются производными и вторичными. Субстанция обладает множеством атрибутов, из которых человеку доступны только два – атрибут мышления и атрибут протяжения. Поскольку протяжение и мышление есть лишь атрибутивные свойства субстанции,
являющейся, по мнению философа, раньше всех своих состояний, то в качестве таковых они уже не могут выступать как самостоятельные сущности.
Путь преобразования внешней необходимости
во внутреннюю необходимость или
свободу представлен у Спинозы
в учении о страстях и аффектах,
анализ которых занимает почти две
трети его основного