Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:56, контрольная работа
Истории известны два основных типа отношения к людям, страдающих психическими расстройствами, - отвержение и почитание. Согласно первому, деяния таких лиц признавались преступлениями, за которые следует божья кара. В памятниках права, начиная с римского, таких лиц называли «в уме лишенные», «безумные», «умалишенные», «сумасбродные», «действующие в припадке болезни, «лунатики (сонноходцы)».
Стоит отметить, что на всех этапах развития государственности существовал институт общественного призрения душевнобольных.
Глава 1. Признания гражданина недееспособным: историко-правовой анализ
1.1 Гражданско-правовые отношения в сфере психического здоровья: история правового регулирования признания гражданина недееспособным до 1917 года
1.2 Признание гражданина недееспособным по законодательству советского периода
Глава 2. Характеристика правового регулирования признания граждан недееспособными и их правовое положение
2.1 Понятие недееспособности в современном законодательстве
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Судебная психиатрия
Тема 1. История появления юридических критериев в оценке психических расстройств.
Выполнила:
студентка группы СПЗ 2009
Трифонова Д.А.
Проверил:
Уфа – 2012
Оглавление
Глава 1. Признания гражданина недееспособным: историко-правовой анализ
1.1 Гражданско-правовые отношения в сфере психического здоровья: история правового регулирования признания гражданина недееспособным до 1917 года
1.2 Признание гражданина
Глава 2. Характеристика правового
регулирования признания
2.1 Понятие недееспособности в современном законодательстве
Список литературы
Глава 1. Признания гражданина недееспособным: историко-правовой анализ
1.1 Гражданско-правовые отношения в сфере психического здоровья: исторический аспект
Истории известны два основных типа отношения к людям, страдающих психическими расстройствами, - отвержение и почитание. Согласно первому, деяния таких лиц признавались преступлениями, за которые следует божья кара. В памятниках права, начиная с римского, таких лиц называли «в уме лишенные», «безумные», «умалишенные», «сумасбродные», «действующие в припадке болезни, «лунатики (сонноходцы)»1.
Стоит отметить, что на всех этапах развития государственности существовал институт общественного призрения душевнобольных.
В период позднего средневековья представители церкви утверждали, что психическая болезнь есть божье наказание. Распространение христианства в средние века несло с собой идеи гуманности, благотворительности и вызвало к жизни систему монастырского призрения душевнобольных. Однако, факты свидетельствуют и о противоположном подходе к таким больным представителей власти и духовенства: они принимали душевнобольных за колдунов и лиц, угрожающих господствующему строю, применяли к ним жесткие меры наказаний. Множество экзальтированных помешанных были сожжены на кострах для предотвращения воображаемой опасности 2.
Первое упоминание о призрении душевнобольных относится ко времени правления святого князя Владимира, крестившего Русь (ХII в.). Церковному суду подлежали все дела, касающиеся людей, состоящих в церковных ведомствах, к числу которых относили всех юродивых – «помешанных от рождения». Этот Закон Святого Владимира действовал на Руси долгое время: на него ссылался Московский Собор 1551 г., в конце ХVII в. патриарх Адриан опирался на него для доказательства прав церкви. К правлению Святого Владимира относится принятие «Закона Судного - людям», где впервые был затронут вопрос охраны прав душевнобольных. В отделе о завещаниях указывалось, что завещатель при составлении духовного завещания должен находиться «в здравом уме и твердой памяти». Поэтому безумный и сумасшедший подлежал полному ограничению дееспособности 3. В литературе приводится документ 1568 г., содержащий сведения о выступлении в гражданской сделке сына представителем своего отца, который от старости «опростълъ умомъ»4.
В принятых позже законоположениях Стоглавого Собора 1551 г. содержится упоминание, «что вследствие неправильного поведения душевнобольных «удручается» жизнь мирных жителей». В связи с этим была признана необходимость попечения о таких людях, которые «одержимы бесом и лишены разума», с тем, чтобы поместить их в монастыри, «дабы не быть помехой для здоровых» и «получать вразумие и приведение в истину»5. Поскольку лица, находившиеся под опекой, были лишены права управлять своим имуществом, в гражданском обороте от их имени выступал представитель – епископ, который осуществлял эту деятельность через своих служащих.
До ХVII века русское право не знало государственной опеки душевнобольных. Они находились под надзором семьи или органов своего сословия 6. Условия их содержания и охрана прав напрямую зависели от отношения к душевнобольному членов его семьи или уполномоченных лиц 7.
В годы царствования Алексея Михайловича были приняты «новоуказанные статьи» (1669 г.), направленные на охрану общества от возможного вреда, который могли причинить душевнобольные, и одновременно на защиту имущественных интересов самих больных, прежде всего из высших сословий8.
Следующим этапом в развитии гражданского законодательства в сфере психического здоровья стали реформы Петра I, когда были изданы первые законодательные акты, регламентирующие гражданско-правовое положение слабоумных. Однако, по мнению русского ученого Ю.В. Каннабиха, это мало отразилось на реальном положении душевнобольных 9.
Петр I возложил
на Главный Магистрат обязанности
по организации общественного
Следующий
этап развития законодательства о призрении
душевнобольных со стороны государства
начался с издания Свода
Впервые
Закон определил формы
Нормы главы
II СЗГ регламентировали порядок
установления факта умственного
расстройства в ходе освидетельствования
испытуемого с целью
Для освидетельствования безумные должны были представляться в Сенат, а сумасшедшие - по месту жительства в специальные комиссии при губернских правлениях по инициативе губернатора.
Российское законодательство не употребляло понятия "недееспособность". И если нормы, регламентирующие институт опеки, были сконцентрированы в единой гл. II СЗГ, то законоположения, определяющие основания для признания недействительности юридических актов, совершенных лицами в момент обострения психического расстройства, были помещены в различных разделах Свода. Закон различал опеку над личностью и над имуществом душевнобольного.
Введение новых Судебных Уставов (1864 г.) не внесло существенного вклада в развитие российского законодательства о душевнобольных - ни в отношении правил призрения, освидетельствования, ни относительно покровительства Закона 12.
1.2 Признание гражданина
На рубеже XIX-XX вв. в России была подготовлена теоретическая и практическая база для изменения действующего законодательства и издания закона, регламентирующего правовое положение душевнобольных и слабоумных. Но российское законодательство оставалось неизменным. Например, редакция ст.373 СЗГ "О порядке освидетельствования" была незначительно изменена лишь в 1841 г., и до реформ 1917 г. оставалась неизменной. В то же время развитие психиатрической науки, определение критериев недееспособности далеко опережало не только законодательство, но и научные исследования в области права.13 Разработка юридического критерия невменяемости и его трактовка позволили В.П. Сербскому определить понятие "недееспособность" как состояние неспособности человека понимать совершаемое и руководить своими поступками. Это дало ему основание для вывода о том, что только при подобном состоянии психики душевнобольной может быть признан недееспособным и нуждающимся в наложении опеки. На законодательном уровне не был решен вопрос о проведении предварительной врачебной экспертизы при признании лица безумным либо сумасшедшим 14.
Узаконена
процедура (хотя и довольно длительная)
освидетельствования
Круг субъектов, имеющих право обратиться в компетентные органы с просьбой о признании гражданина недееспособным, был необоснованно расширен. Заявление могло исходить от родственников, опекунов, попечителей лиц, страдающих умственным расстройством, а также от учреждения, в котором больной служит, от союза или организации, к которой душевнобольной принадлежит, а также от совместно живущих с ним лиц (п.2.Инструкции). Столь широкий круг "заинтересованных" лиц вполне мог создать предпосылки для злоупотребления правом, тем более что вопрос об изменении правового статуса гражданина в обществе решался в административном порядке.
Инструкция 1918 г15, сохранили правило дореволюционного законодательства о публикации в местной печати сведений об учреждении опеки по душевной болезни, чем узаконивалось нарушение личных неимущественных прав гражданина.
К положительным моментам Инструкции 1918 г. следует отнести правило, согласно которому при освидетельствовании гражданина в состав врачебной комиссии из трех человек мог входить также вольнопрактикующий врач-специалист. Началось зарождение института судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе 16.
К отрицательным сторонам Инструкции 1918 г. следует отнести правило, согласно которому все издержки по освидетельствованию и наложению опеки относились за счет лиц, подвергшихся подобной процедуре. И лишь расходы по освидетельствованию лица, которое по заключению врачебной комиссии было признано здоровым, относились за счет лиц, возбудивших ходатайство об освидетельствовании.
В 1922 г. в законодательстве появились понятия "душевнобольной и слабоумный".17 Статья 8 ГК РСФСР 1922 г. устанавливала, что "... совершеннолетние могут быть подлежащими учреждениями объявлены недееспособными: I) если они вследствие душевной болезни или слабоумия не способны рассудительно вести свои дела; 2) если они своей чрезмерной расточительностью разоряют находящееся в их распоряжении имущество". Статья 31 ГК РСФСР 1922 г. разграничивала недееспособных субъектов на две группы: вполне лишенных дееспособности и временно находящихся в таком состоянии. Иначе говоря, в 20-е гг. появился институт "полной", "ограниченной" и “временной дееспособности” 18.
В 70-е гг. на органы здравоохранения, врачей-психиатров была возложена обязанность не только организовывать и непосредственно оказывать психиатрическую помощь, но и предупреждать социально опасное и неприемлемое поведение психически больных в обществе.
Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г. Уже с конца XIX в. российскими правоведами и психиатрами ставился вопрос о судебном надзоре за осуществлением принуждения в отношении рассматриваемой категории субъектов, который существовал к тому времени во многих зарубежных странах. Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" был принят в июле 1992 года и вступил в силу с 1 января 1993 года 19. Он является основным в области оказания психиатрической помощи и характеризуется прямым действием, поскольку его нормы сформулированы таким образом, что не требуют в большинстве случаев дополнительных инструкций и иных ведомственных актов.
Закон был призван решать следующие задачи:
- защитить
права и законные интересы
граждан при оказании
- защитить лиц, страдающих психическими расстройствами, от необоснованной дискриминации в обществе;
- защитить общество от возможных опасных действий психически больных;
- защитить
права врачей и медицинского
персонала, участвующих в
Таким образом,
становление института
Глава 2. Характеристика правового регулирования признания граждан недееспособными и их правовое положение
2.1 Понятие недееспособности в современном законодательстве
Это понятие
определенным образом связано с
правоспособностью, которой обладают
в равной мере все граждане с момента
рождения и до смерти (статья 17 ГК РФ).
Дееспособность ограничена определенным
возрастом (совершеннолетие) и предполагает
"способность гражданина своими
действиями приобретать и осуществлять
гражданские права, создавать для
себя гражданские обязанности и
исполнять их" (статья 21 ГК РФ). Лицо,
признанное недееспособным, остается
правоспособным, но вступать в свои
права может только через посредство
опекуна. Последний совершает сделки
от его имени и в его интересах.
В статье 29 ГК РФ говорится, что "гражданин,
который вследствие психического расстройства
не может понимать значение своих
действий или руководить ими, может
быть признан судом недееспособным
... над ним устанавливается опека"
Информация о работе История появления юридических критериев в оценке психических расстройств