Исследование личности обвиняемого (подозреваемого). Психологический анализ показаний обвиняемого (подозреваемого)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 21:20, реферат

Краткое описание

Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследования его внутреннего мира, потребностей и побуждений, лежащих в основе поступков, черт характера, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности.
Объём и содержание психологического изучения обвиняемого, необходимого для успешного расследования, определяется целями правосудия и задачами соответствующей стадии уголовного процесса.
Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого.

Содержание

Введение

Личность подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе

Классификация и условия формирования личности подозреваемого

Психологический анализ показаний подозреваемого (обвиняемого)

Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Исследование личности подозреваемого.docx

— 52.19 Кб (Скачать документ)

"Криминогенный" - характеризуется следующими особенностями:

1) сформирован в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих.

2) в прошлом  совершал аморальные проступки  и правонарушения, которые продолжили повторяться.

3) привык  к отрицательной оценке своего  поведения

4) активен в ситуации совершения преступления, совершает преступление без обоснованных внешних поводов.

В рамках типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.

Последовательно-криминогенный  подтип формируется в микросреде, где нарушаются нравственно-правовые нормы; преступление закономерно вытекает из привычного стиля поведения и образа жизни.

Ситуативно-криминогенный  подтип характеризуется нарушением нравственных норм и совершением  правонарушений, ненадлежащим исполнением требований социальных ролей; преступление обусловлено неблагоприятной ситуацией.

Ситуативный подтип характеризуется тем, что  безнравственные элементы выражены у него незначительно. Преступление совершается лицом под решающим влиянием ситуации, которая возникает не по его вине.

По степени  опасности выделяются следующие  типы преступников:

"Особо  опасные" - многократно судимые  рецидивисты, преступное поведение  которых носит характер активного  противостояния обществу и его  ценностям. Сюда относятся преступники,  систематически совершающие кражи,  грабежи, разбои, хулиганские действия  и тяжкие преступления против личности. В эту категорию входят и крупные расхитители имущества, крупные взяточники, длительно совершающих тяжкие преступления.

"Десоциализированные  опасные" - деклассированные лица, длительное время ведущие паразитический, бездомный образ жизни. Это тунеядцы, неоднократно судимые, алкоголики. Они совершают в основном мелкие кражи, для обеспечения своего существования и, особенно для приобретения спиртных напитков.

"Неустойчивые" - лица, характеризующиеся частичной  криминальной заражённостью и совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных установок, а в силу своего образа жизни. Лица этого типа совершают, в основном в нетрезвом состоянии, мелкие хищения и кражи, реже - грабежи, разбои, некоторые насильственные преступления.

"Ситуативные" - лица, чьё поведение не представляет  выраженной общественной опасности.  Преступления они совершают вследствие  того, что из-за своих психологических  особенностей попадают в жёсткую  зависимость от ситуации и  не могут найти социально приемлемый  способ её разрешения.

Рассмотренные типологии, существующие в криминологии, носят условный характер. Не каждый преступник может быть однозначно отнесён к тому или иному типу. Кроме того, все типологии носят описательный, а не объяснительный характер.

Более перспективной  является типология преступников, в  основу которых положены мотивы их преступных действий. Отдельные попытки создания такой типологии уже предпринимались.

Среди корыстных  преступников авторы выделяют следующие  типы:

"Утверждающийся" тип, для которого смысл преступного  поведения заключается в утверждение себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.

"Дезадаптивный"  тип, характеризующийся нарушением  социальной адаптацией, т.е. приспособленности  к условиям микросреды. Эти преступники часто ведут бездомный образ жизни. Они обычно нигде не работают, не имеют семьи, друзей. Большинство из них безразлично к своей судьбе. В большинстве своём дезадаптивные лица не имеют законных источников получения средств к существованию - их дают кражи и другие имущественные преступления.

"Алкогольный"  тип. Критерием для выделения  этого типа является совершение  корыстных преступлений для приобретения  спиртного. Большинство представителей - хронические алкоголики. По мере роста зависимости от алкоголя этот мотив становится в структуре личности доминирующим, вытесняя на задний план все другие мотивы. Лица алкогольного типа чаще всего совершают мелкие кражи и мелкие хищения на производстве для удовлетворения потребности в спиртных напитках.

"Игровой"  тип личности с психологической  точки зрения сложен. Данный тип  отличается постоянной потребностью  в риске, отсюда - поиск острых  ощущений, связанных с опасностью, стремлением участвовать в опасных операциях и т.д. Поведение таких лиц полимотивно: корыстные побуждения действуют наряду с "игровыми", т.к. для них одинаково значимы как материальные выгоды в результате совершения преступления, так и те эмоциональные переживания, которые испытываются в процессе совершения преступления.

"Семейный" тип корыстных преступников характеризуется  огромной ролью семьи в мотивации преступных действий. Обычно этот тип встречается среди расхитителей и взяточников. Хищения такой человек совершает для материального обеспечения дорогих членов своей семьи. "Семейная мотивация довольно распространена среди женщин, которые похищают вверенное им имущество ради детей, мужа…

перечисленные типы встречаются в среде других категорий преступников. Создать исчерпывающую классификацию психологических типов, применимую для всех преступников, пока не представляется возможным.

2. Психологический анализ показаний подозреваемого (обвиняемого)

Подозреваемый и обвиняемый отнюдь не обязательно могут быть преступниками. Поэтому, решая основной вопрос по делу, совершено ли преступление данным лицом, нужно ясно понимать его психологию. Стремясь уклониться от ответственности  и скрыть свое участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет их, а подавляя переживания, еще более их обостряет. В конце концов, тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.

Если  процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого имеет существенные различия, то в психологическом аспекте эти различия представляются значительно менее важными. В частности, у подозреваемого происходит частая смена состояний, сопровождаемая то появлением уверенности в себе, стремлением к активному противодействию, недооценкой возможностей следствия, самоуверенностью, то, напротив, возникновением подавленного, депрессивного состоянии, растерянности, безволия.

В отличие  от подозреваемого обвиняемый чаще всего  имеет больше сведений о положении  дел, о содержании имеющихся доказательств  у следствия. Однако на предварительном  следствии, у подозреваемого и обвиняемого  наблюдаются многие сходные психологические  состояния, мотивы, побуждения, а отсюда и особенности поведения.

Психические состояния, мотивы действий, личностные качества допрашиваемых определяют их поведение на предварительном следствии и тем самым обуславливают психологический подход к ним, избрание наиболее эффективных, тактических и психологических приемов. На допросе обвиняемый может испытывать самые разнообразные чувства.

Совершивший преступление боится изобличении и, конечно же, наказания. Это обычно действует на психику угнетающе, может в значительной степени подавить волю допрашиваемого, снизить возможности правильной оценки сложившихся обстоятельств, ухудшить самоконтроль, привести обвиняемого в угнетенное, депрессивное состояние. Страх обычно возникает у лица, совершившего преступление, задолго до привлечения его к уголовной ответственности. Такие психологические состояния затрудняют установление с допрашиваемым психологического контакта, снижают эффективность тактических приемов допроса.

На допросе  обвиняемый может быть в состоянии  душевного потрясения, стыда, опасаясь, что о случившемся узнают родные и близкие, друзья, сослуживцы, соседи. Моральные оценки и суждения окружающих небезразличны даже для людей с устоявшимися антиобщественными взглядами. Нежелание огласки является весьма сильным мотивом, во многом определяющим поведение обвиняемого. При выявлении такого мотива задача следователя — убедить допрашиваемого в необходимости дать правдивые и полные показания. Только это хоть в какой-то степени поможет сохранить понимание близких ему людей.

Следователю иногда приходится встречаться и  с обвиняемыми (чаще рецидивистами) для которых мнение других людей  ничего не значит. Они руководствуются  принципами «не пойман — не вор», «деньги не пахнут» и т. д.

Для отдельных  обвиняемых типична боязнь утраты достигнутого им социального, служебного и материального  положения. Поэтому на допросе такой обвиняемый чаще всего уклоняется от дачи правдивых показаний. Здесь следователь, чтобы преодолеть указанное психологическое состояние обвиняемого, должен убедить его в возможности честным и добросовестным трудом восстановить социальное положение стать полноправным членом общества.

Сильным психологическим состоянием, формирующим  мотивы поведения обвиняемого, является страх лишения свободы, привычного образа жизни, оказаться среди преступников. Такое чувство, особенно присущее лицам, впервые совершившим преступление и привлеченным к уголовной ответственности, обычно приводит их в состояние глубокой депрессии. В такой ситуации обвиняемый полагает, что избежать задержания, ареста, содержания под стражей, приговора, связанного с лишением свободы, можно, только отрицая свою вину, давая ложные показания, у него возникает соответствующее психологическое состояние, формируется позиция, которую следователю необходимо преодолеть. Для этого требуется убедить обвиняемого, что доказывание вины мало зависит от его признания, а в решающей мере — от всей совокупности доказательств. Здесь требуется разъяснить обвиняемому, что чистосердечное раскаяние... а также активное способствование раскрытию преступления является для суда обстоятельством, смягчающим ответственность.

Практика  показывает, что в преступлениях, совершаемых группой, обвиняемый по-разному  относится к соучастникам. Если кому-то он многим обязан, то старается скрыть причастность к преступлению этого  человека, надеясь на его помощь и поддержку. Гораздо чаше система  психологических отношений в  преступной группе построена на подчинении силе, страхе, иных низменных побуждениях и инстинктах. Поэтому в процессе расследования, когда участники преступной группы изолированы друг от друга, построенные на такой основе отношения распадаются. У обвиняемого крепнет неприязнь к лицам, втянувшим его в преступную группу, по чьей вине он оказался привлеченным к уголовной ответственности. Следователь вправе использовать подобное психологическое состояние обвиняемого, раскрыть перед ним систему отношений, существовавших в преступной группе, показать, на чем построено ложное чувство товарищества среди преступников, использовать эти знания для выбора наиболее эффективных тактических приемов допроса. Однако следует помнить о необходимости очень осторожного их выбора с учетом психологических взаимоотношений участников преступной группы, поскольку недопустимы приемы, основанные на использовании, разжигании низменных чувств и побуждений.

Для обвиняемого  на предварительном следствии очень  характерно психологическое состояние  тревоги, неопределенности, невозможности  правильного предвидения сложившейся  ситуации и управления ею. Часто  подозреваемому неизвестно, какими доказательствами располагает следователь, какая  мера пресечения может быть избрана, какие следственные действия,  в том числе и носящие принудительный характер, будут проведены и  т. д. Такое психологическое состояние является основой для разработки и применения тактических и психологических приемов. Однако  при этом недопустимы нарушения законности, нравственных, этических норм и принципов уголовного законодательства.

Хочется отметить, что допрашиваемые могут  испытывать одновременно целый комплекс чувств, тесно связанных между собой.

Особое  место занимают психологические  состояния, переживаемые невинным человеком, который в силу стечения обстоятельств оказался в положении подозреваемого или даже обвиняемого. Безусловно, он испытывает чувства возмущения, гнева, обиды, стремится скорее избавиться от необоснованных, с его точки зрения, подозрений, доказать свою невиновность; он также может ощущать беспомощность, невозможность опровергнуть имеющиеся против него улики, преодолеть предубеждение окружающих.

Поведение человека в значительной степени  определяется воздействием на него доминанты — господствующего в данный момент очага возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, который обладает повышенной чувствительностью к раздражению и способен оказывать тормозящее влияние на работу других нервных центров. В очаге при этом происходит концентрация возбуждения. Доминанта, как правило, возникает у человека в связи с более или менее серьезными событиями в его жизни, за исход которых он переживает, в связи с которыми испытывает чувство страха, неуверенности, беспокойства. Зачастую доминанта воздействует и на преступника. Испытывая чувства тревоги, сожаления, страха, раскаяния и т. д., правонарушитель мысленно многократно возвращается к событию преступления, обдумывает возможные неблагоприятные последствия. Этот процесс приводит к еще большему усилению переживаний, к постоянному подкреплению очага возбуждения — доминанты. Замечено, что чем тяжелее преступление, тем ярче изменения в поведении преступника.

Среди юристов  и психологов в последнее время  проявляется интерес к исследованию защитной доминанты правонарушителя. Под воздействие доминанты преступник стремится к совершению поступков, которые, как он думает, обеспечат ему безопасность, помогут избежать изобличения и последующего наказания. Его действия носят своеобразный защитительный характер. В то же время именно эти действия преступника зачастую привлекают к себе внимание органов следствия, дают основания для предположений о его причастности к совершенному преступлению. Такие действия получили название «улики поведения».

Информация о работе Исследование личности обвиняемого (подозреваемого). Психологический анализ показаний обвиняемого (подозреваемого)