Использование психодиагностических данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Психодиагностика рассматривается как теоретическая дисциплина и как сфера практической деятельности психолога. В ряде исследований отмечается необходимость различать психодиагностику научно-исследовательскую и научно-практическую. Первая призвана установить определенные закономерное психического развития, рассмотреть закономерности вынесении валидных и надежных диагностических суждений, их экспертную интерпретацию. Вторая, или научно-практическая диагностики, призвана ответить на конкретные вопросы, выявить причины нарушений и наметить пути коррекции или изменения этих нарушений. В самом общем виде психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза.

Содержание

Введение 3
1. Основные принципы психодиагностики. 4
2. Использование психодиагностических процедур. 8
Заключение 13
Список литературы 14

Прикрепленные файлы: 1 файл

исп-е психодиагн.данных(мгсу).doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время психодиагностическое обследование получило различное применение в системе психологической службы, а также активно используется в педагогической психологии, медицине, технике, в других областях науки и общественной практики. Однако такое широкое использование имеет и ряд ограничений и особенностей, которые мы обозначим как организационные принципы применения психодиагностических процедур в работе практического психолога.

Психодиагностика рассматривается как теоретическая дисциплина и как сфера практической деятельности психолога. В ряде исследований отмечается необходимость различать психодиагностику научно-исследовательскую и научно-практическую. Первая призвана установить определенные закономерное психического развития, рассмотреть закономерности вынесении валидных и надежных диагностических суждений, их экспертную интерпретацию. Вторая, или научно-практическая диагностики, призвана ответить на конкретные вопросы, выявить причины нарушений и наметить пути коррекции или изменения этих нарушений. В самом общем виде психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза.

Согласно современному общенаучному представлению под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза поведения и выбора средств психологического воздействия. Термин «психодиагностика», распространившийся в психиатрии вслед за появлением работы Г. Роршаха «Психодиагностика» (1921), довольно быстро вышел за пределы медицины. Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическое обследование личности, и на отдельные этапы диагностико- коррекционной работы практического психолога.

 

1. Основные принципы  психодиагностики.

Специфические проблемы валидности, связанные с активностью человека как объекта в психодиагностике, целесообразно обозначить особым образом – как проблему обеспечения «достоверности». В психометрике объектом исследования является человек. Это активный субъект, который определенным образом осознает (рефлексирует, категоризует) ситуацию тестирования, обеспокоен тем, какие результаты получаются, кто и как будет их использовать. Поэтому испытуемый либо сознательно, либо бессознательно выбирает определенную тактику выполнения теста, которая может искажать результаты. В первом случае говорят о фальсификации (сознательные искажения), во втором – о мотивационных искажениях (бессознательные). Когда тест не защищен or подобных искажений, тестологи говорят, что он не обладает необходимой достоверностью. Таким образом, достоверность – это особое свойство, которому должны удовлетворять научно обоснованные тесты. Без достоверности не может идти речь о валидности результатов, ибо, получая недостоверные результаты, мы не можем судить о том психическом свойстве, которое хотим измерить [Шмелев, 1999].

Психологические факторы, от которых зависит достоверность данных самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы.

Факторы знания. У испытуемого может быть более или менее представление о следующем:

а) свойственно ли ему или не свойственно в действительности тестируемое поведенческое проявление (с некоторыми ситуациями, имплицитно подразумеваемыми в вопросе тест-опросника, испытуемый мог на практике никогда не встречаться: например, утверждение «После выигрыша в спортлото Вы покупаете больше лотерейных билетов» подразумевает, что испытуемый, во-первых, играет спортлото и, во-вторых, выигрывает);

б) что за личностное свойство скрывается за тем или иным iконкретным поведением, описанным в суждении;

в) как это свойство соотносится с общепринятыми моральными и признаками социального успеха.

Фактор «социальной желательности». Обозначает тенденцию испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Сила этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установки испытуемого на морализацию «Я-образа» и социальную успешность, так и от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тестирования (диагностическая ситуация). Однако эта тенденция не будет давать систематического искажения, если испытуемые не смогут разгадать направленность опросника и связать диагностируемое свойство с тем или иным полюсом «социальной желательности». Таким образом, действие этого фактора до некоторой степени опосредовано действием фактора «знание». Однако при диагностике личностных свойств, тесно связанных с психической «нормальностью» или «социальной успешностью», фактор «социальной желательности ответа» обусловливает очень серьезные искажения.

Для того чтобы нейтрализовать эффект социальной желательности или хотя бы его зарегистрировать, в профессионально разработанных опросниках присутствуют особые шкалы – так называемые «шкалы лжи». В них входят вопросы-ловушки, или провокационные вопросы: тот или иной ответ явно предопределен социальной желательностью. Если испытуемый набирает слишком высокий балл по шкале лжи, его протокол признается недостоверным и никаких суждений на основании его тестовых результате не производится.

Следует также учитывать, что эффект «социальной желательности» сильнее проявляется у конформных людей.

Факторы «индивидуальной тактики». Этот фактор называется «Я-концепцией». Испытуемый, которому важно самоутвердиться искажает данные. В результате эти данные соответствуют не его «реальному Я», а его субъективно-желательному, или, как говорят психологи, «идеальному Я». Как отмечает А. Г. Шмелев, формализованных приемов для регистрации всех возможных вариантов фальсификации данных под действием «Я-конпепции» прост не существует. Проследить за всем, что происходит в ситуации тестирования, может только квалифицированный и опытный психолог. Вот почему проведение личностных методик нельзя доверять людям, не имеющим психологического образования [Шмелев, 1999].

Психологи должны обязательно дополнять результаты стандартизированных методик данными об испытуемых, поступающими из других источников. Только в этом случае можно доверять психодиагностическим данным. Кроме того, психолог должен учитывать, мотивацию испытуемого на выполнение теста, так как избыточная мотивация ведет к снижению тестовых результатов. Срабатывает закон, который еще в XIX в. впервые сформулировали психологи Йеркс и Додсон, о криволинейной зависимости уровня исполнительской точности любой деятельности от уровня мотивациии. Чтобы испытуемый показал все, на что он способен, должен и быть адекватно мотивирован – не слишком слабо и не слишком сильно, т.е. сила мотивации должна быть средней, оптимальной Для повышения мотивации рекомендуется поработать с параллельной формой теста, выдавая после каждого ответа испытуемого оценку «правильно» или «неправильно».

Такая текущая обратная связь, как правило, стимулирует интерес и поднимает мотивацию. Если тест не имеет параллельной формы, с помощью которой психологи могут добиться оптимальной мотивации, то такой тест не вполне соответствует требованиям достоверности.

Как правило, в ситуациях высокого социального риска «Я-образ» полностью доминирует, например, преступник при экспертизе стремится, прежде всего предстать больным или неприспособленным к жизни, хотя в действительности ему было бы приятно думать о себе как о вполне адаптированном здоровом человек? Точно так же склонны подчеркивать свои трудности и проблемы клиенты, обратившиеся за помощью к психотерапевту (чтобы вызвать к себе его повышенное внимание). В менее регламентированных ситуациях, наоборот, может доминировать мотивация самопознания: в этом случае испытуемый невольно стремится подтвердить с помощью теста свои гипотезы о самом себе.

Заслуживают внимания также особые формы отказа испытуемого тестирования: позиционный стиль ответа («соглашательство» или, наоборот, «отрицание»), случайные ответы. Для выявления подобных отказов обычно бывает достаточно довольно простых мер:

1) для исключения влияния соглашательства («отрицания») применяются перечни  с «прямыми» (ответ «верно» в  пользу измеряемого свойства) и  «обратными» (ответ «неверно» в  пользу измеряемого свойства) пунктами. Кроме того, производится подсчет баланса «подтверждающих» и «отвергающих» ответов: если баланс резко нарушается, то протокол признается бракованным;

2) для выявления случайных ответов  в большие перечни вводят вопросы-дубли (синонимические перефразы) или прямые  повторы: если испытуемый слишком часто по-разному отвечает на одинаковые вопросы, значит, он применяет случайную тактику. Вводят также и крайне резкие утверждения, с которыми испытуемые, как правило, соглашаются  только по ошибке.

Более изощренные методы требуются для борьбы с социальной желательностью. Здесь будут рассмотрены три наиболее часто используемых варианта:

1.  Введение особых  шкал «лжи» в диагностический вариант методики. Они составляются из «вопросов-ловушек»: тот или иной ответ на эти вопросы явно предопределен социальной желательность. Если испытуемый набирает слишком высокий балл по шкале лжи, его протокол бракуется. Более тонкий вариант – введение шкал коррекции (например, в MMPI): получение определенного балла по этим шкалам вызывает внесение поправок к баллу по другим шкалам, скоррелированным со шкалой коррекции. От поправок определяется коэффициентом линейной регрессии (измеренным в нормативном эксперименте) между баллами, полученными по шкале коррекции и основной диагностической шкале.

2. Хранение или сбалансирование «социальной желательности» с помощью использования инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов. Участникам пилотажных замеров кроме обычной инструкции дается дополнительная: «Заполните опросник от лица человека, желающего произвести самое благоприятное впечатление». Затем производится отбор пунктов на основании того, насколько процент ответов на них отличается от 50% (величина, ожидаемая для пунктов, являющихся нейтральными с точки зрения «социальной желательности»).

3. С распространением факторного анализа чаще стала применяться стратегия «балансирования социальной желательности». Это достигается с помощью факторного анализа корреляций между пунктами, при этом в применении к одномерному тест-опроснику выделяют два фактора - относящийся к самому измеряемому свойству и относящийся к социальной желательности.

 

 

 

2. Использование психодиагностических  процедур.

На результаты психодиагностических исследований существенное влияние оказывают условия их практического использования. Прежде всего, форма проведения психодиагностических испытаний: групповая  или индивидуальная. Групповое тестирование вносит существенные отличия в сравнении с индивидуальной формой работы.

Возраст испытуемых. Следует знать, что тесты требуют от тестируемых сложившихся навыков самостоятельной работы. Многие вербальные тесты-опросники, построенные на самооценке и саморефлесксии, изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет и имеют существенные ограничения, связанные с групповой формой использования. Классические батареи для обследования умственного развития, такие как тесты Стэнфорд–Бине и Векслера, которые ориентированы на индивидуальную форму проведения.

Состояние испытуемых. При индивидуальном обследовании тогда, как правило, видит, в каком состоянии находится испытуемый, и может, учитывая, например, что в этот день он не совсем здоров, отложить обследование. При групповом обследовании психолог должен спросить, кто из собравшихся в аудитории чувствует себя не совсем хорошо. При этом могут выясниться, например, такие «мелочи», что кому-то только что закапали лекарство в глаза, и он ничего не видит, и т.п.

Форма предъявления тестовых заданий. Наиболее типичная форма предъявления тестовых заданий и инструкций – письменная. Но вполне допустимо (и в некоторых случаях более эффективно) предъявление тестовых заданий на слух. Это облегчает управление «трудными» детьми (младшего возраста), хотя и вносит элемент отклонения от стандартизации, ведь работает «живой диктор», который волей-неволей варьирует интонации, задавая те или иные вопросы. Например, одним из основных назначений первых мультимедийных компьютеров (Apple Mac) было предъявление стандартизованных речевых формулировок на слух с последующим введением ответов с клавиатуры. Оказалось, что армейское тестирование новобранцев в США, как правило, проводится с помощью устного предъявления заданий, так как чуть ли не половина новобранцев в США просто неграмотны и не могут прочесть тестовых заданий. Предъявление теста в устной форме имеет не только преимущества (контроль за вниманием аудитории), но и недостатки. В этом случае приходится ориентироваться на темп, доступный более медлительным испытуемым, а самые быстрые начинают скучать, отвлекаться, и из-за этого внимание их рассеивается, они могут допустить ошибки.

Время проведения тестирования. Если тестирование проводится после уроков, то весьма вероятно, что запас эмоционально-волевых ресурсов, необходимых детям для сосредоточенной и серьезной работы, к этому времени уже просто растрачен. Они будут вести себя расторможенно и дурашливо просто потому, что не могут вести себя иначе – уже устали. Конечно, это в меньшей степени относится к людям более зрелым. Однако общая рекомендация для всех возрастных групп – психодиагностические процедуры вообще и групповые тесты в частности лучше проводить в первой половине дня.

Предотвращение списывания. Всем известно, что ученики подсказывают друг другу и списывают на контрольных работах, поэтому, как правило, соседям по парте предлагают разные варианты. То же самое следует делать и в случае с групповыми тестами. Особенно если тестируются дети из одного класса, которые уже заранее знают, как «правильно» сесть.

Для исключения списывания надо иметь так называемые параллельные формы одного и того же теста. Их следует подыскивать при комплектовании «тестологического портфеля». К сожалению, отечественная практическая психология не имеет корректных параллельных форм (таких, которые ставят всех в равные условия по трудности и по смыслу заданий). В силу этого надо обязательно рассаживать детей по одному за парту (стол) и лучше даже через стол. То есть тестировать надо одновременно фактически лишь четверть класса (если численность класса равна числу мест в аудитории). Такая необычная рассадка детей в классе сразу же произведет на них дополнительное впечатление и внушит более серьезное отношение к этой процедуре.

Информация о работе Использование психодиагностических данных