Идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:22, доклад

Краткое описание

Идентичность, просто говоря, - это тождественность человека самому себе. Однако простота такого определения лукава и даже "хуже воровства" (по известной русской пословице), ибо "эта тождественность самому себе" для человека - первый вопрос и главная загадка, не только пределы, но и сами координаты и параметры обсуждения которых обыкновенно не даны человеку сами по себе.
понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным "я" независимо от изменений "я" и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность - это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой скрыты, однако, на предшествующих стадиях онтогенеза.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Идентичность.docx

— 29.36 Кб (Скачать документ)

Идентичность, просто говоря, - это тождественность человека самому себе. Однако простота такого определения  лукава и даже "хуже воровства" (по известной русской пословице), ибо "эта тождественность самому себе" для человека - первый вопрос и главная загадка, не только пределы, но и сами координаты и параметры  обсуждения которых обыкновенно  не даны человеку сами по себе.

понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным "я" независимо от изменений "я" и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность - это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой скрыты, однако, на предшествующих стадиях онтогенеза.

Становление идентичности Эриксон описывает как развивающуюся конфигурацию, которая постепенно складывается в детстве путем последовательных "я-синтезов" и перекристаллизации. Это такая конфигурация, в которую интегрируется конституционная предрасположенность, особенности либидных потребностей, предпочитаемые способности, важные идентификации, действенные защитные механизмы, успешные сублимации и осуществляющиеся роли.

Эриксон построил оригинальную схему развития человека на протяжении всей жизни, положив в основу "эпигенетический принцип" (отсюда его периодизация жизненного пути и получила название "эпигенетической"). Термин "эпигенез" заимствован из биологии (в которую его ввел еще в 1651 г. знаменитый английский врач Харви Уильям Гарвей). Эпигенез - это учение о зародышевом развитии организма как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований в противовес признанию в половых клетках и зачатках зародыша изначального многообразия структур. Перенося данный принцип на психологию жизненного пути человека, Эриксон выступает против всевозможных разновидностей идеи преформизма в психологии, против грубости рефлекторной теории поведения, а также любых других фаталистских, механистических схем. При этом Эриксон весьма изящно уходит от тупиковой логики теории "двух факторов" (биологического и социального), включая взросление в фундаментальный биологический контекст.

Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов. Сам по себе этот подход неоригинален и не отличается от взглядов, господствующих в том числе и в отечественной психологии (Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин и др.). Более того, если вы подвергнете сравнению периодизацию возрастов по Эриксону, то вы с удивлением заметите, что она буквально совпадает с десятком подобных схем (по датировкам кризисных годов, например). Однако не стоит заблуждаться - перед нами абсолютно оригинальная исследовательская разработка.

Надо обратить внимание читателя на таблицу, в которую Эриксон свел определенные им этапы жизни. Над таблицей он работал более 20 лет, публикуя ее при этом трижды, каждый раз внося существенные изменения. Итак, Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает (должен сделать!) выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неуспешности. Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Данная структура формируется  в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности. Последовательность этих кризисов в концепции Э. Эриксона выглядит следующим образом:

Первая стадия индивидуального  развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная  эго-сила данной стадии — надежда, а  потенциальное отчуждение — временная  спутанность.

Вторая стадия индивидуального  развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила — воля, а  потенциальное отчуждение — патологическое самоосознование.

Третья стадия индивидуального  развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива против вины. Потенциальная  эго-сила — способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное  отчуждение — жесткая ролевая  фиксация.

Четвертая стадия индивидуального  развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила — уверенность, а потенциальное отчуждение — стагнация действия.

Пятая стадия индивидуального  развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности  идентичности. Потенциальная эго-сила — цельность, а потенциальное  отчуждение — тотальность.

Шестая стадия индивидуального  развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная  эго-сила — любовь, а потенциальное  отчуждение — нарциссическое отвержения.

Седьмая стадия индивидуального  развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила — забота, а потенциальное отчуждение — авторитарность.

Восьмая стадия индивидуального  развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила — мудрость, а потенциальное отчуждение — безисходность.

С точки зрения социальной психологии существенно важно, что  Э. Эриксон рассматривал процесс формирования идентичности как нечто, происходящее в условиях социального взаимодействия, поскольку "... формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения,... посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждение о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с типами, значимыми для него" . Более того, Э. Эриксон описывает идентичность не просто как личностную структуру, сформированную или не сформированную под воздействием внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие индивида (и, очевидно, в большой степени детерминирующую структуру и качество его социальных контактов на протяжении всей последующей жизни), но как форму личностного бытия, в идеале интегрирующую на субъективном уровне внутренний мир человека и мир внешний в единую психосоциальную вселенную. С точки зрения Э. Эриксона, "говоря об идентичности, мы имеем дело с процессом, “локализованным” в ядре индивидуал ьной, но также и общественной культуры, с процессом, который в действительности устанавливает идентичность этих двух идентичностей". Представляется важным, что речь идет именно о процессе — т. е. упомянутая вселенная на протяжении всей человеческой жизни остается категорией динамической.

Особенности формирования идентичности у подростков

 

 

     Проблема идентичности, в различных ее аспектах (динамика, структура, виды и т.д.) является одной  из основных в современной психологической  науке. Термин “идентичность” в русском  языке употребляется нечасто  и преимущественно в значении “тождественность”, однако Э. Эриксон подразумевал под идентичностью также цельность и непрерывность личности. Становление идентичности является важнейшей задачей ее развития.     

Э. Эриксон создал свою теорию идентичности, исходя из клинического анализа непостоянства “Я” при неврозах. Исключительная важность феномена идентичности стала ясна Эриксону в ходе психотерапевтической практики после второй мировой войны. Его пациентами были солдаты, вернувшиеся к мирным занятиям. Мужественно перенося все тяготы войны, они заболевали неврозом в условиях мирной жизни. У пациентов наблюдались следующие симптомы: чувство страха, тревоги, изоляции, утрата способности к эмоциональному общению. Совокупность этих симптомов, по мнению Э. Эриксона, была присуща размытой идентичности. Причину комплекса подобных невротических симптомов Э. Эриксон усмотрел в изменении социальных условий существования личности. Солдаты в армии занимали четко определенное место в обществе, были включены в социальные отношения, имели устойчивые цели и систему ценностей, специфические способности и личные качества, необходимые для выполнения воинских обязанностей. После окончания войны солдаты должны были включиться в новые социальные отношения, найти новое место в послевоенном обществе. Иначе говоря, солдаты должны были сформировать новую идентичность взамен старой. Трудности подобной перестройки и вызвали невротическое состояние, Э. Эриксоном как диффузность, или потеря идентичности.     

Э. Эриксон исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования идентичности в процессе взросления человека. Ученый построил схему развития человека, выделив восемь этапов, охватывающих всю жизнь – от рождения до старости. Свою модель Э. Эриксон основывал на эпигенетическом принципе, взятом из эмбриологии: каждый этап развития содержит моменты, решающие для дальнейшей эволюции.     

Идентичность создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности  своего “Я”, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком  в процессе его роста и развития. Переход от одной формы идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Первая цельная форма идентичности формируется в юношеском возрасте (Э. Эриксон не выделяет отдельно подростковый возраст). Этот период характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. К этому кризису приводят три линии развития: бурный физический рост и половое созревание; эмоциональная нестабильность и озабоченность тем, “как я выгляжу в глазах других”, “что я собой представляю”; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.      

Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, и идентификацией и самоопределением. Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:     

1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных  отношений;     

2. размывание чувства времени,  неспособность строить жизненные  планы, страх взросления и перемен;      

3. размывание продуктивных, творческих  способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности;      

4. формирование “негативной идентичности”,  отказ от самоопределения и  выбор отрицательных образцов  для поведения.

 

 

     Канадский исследователь  Джеймс Марша в 1996 году выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения  молодого человека.     

1. “Неопределенная, размытая идентичность”  характеризуется тем, что индивид  еще не выработал сколько-нибудь  четких убеждений, не выбрал  профессии и не столкнулся  с кризисом идентичности.     

2. “Досрочная, преждевременная идентификация”  имеет место, если индивид включился  в соответствующую систему отношений,  но сделал это не самостоятельно , а в результате пережитого  кризиса и испытания, а на  основе чуждых мнений, следуя  чужому примеру или авторитету.      

3. Для этапа “Моратория” характерно  то, что индивид находится в  процессе нормативного кризиса  самоопределения, выбирая из многочисленных  вариантов развития тот единственный, который может считать своим.     

4. На этапе достигнутой, “  зрелой идентичности” кризис  завершен, индивид перешел от  поиска себя к практической  самореализации.

 

 

     Подросток с неопределенной идентичности может вступить в стадию моратория и затем достичь  зрелой идентичности, но может также  навсегда остаться на уровне размытой идентичности или почти по пути досрочной  идентификации, отказавшись от активного  выбора и самоопределения. Вместе с  тем понятие “зрелой идентичности”  и сами его критерии неоднозначны, поскольку особенности индивидуального  развития зависят от многих факторов. Немаловажное значение для формирования идентичности имеет социальная среда. В нашей стране это связано  с тем, что резкое изменение социальной ситуации в последние десятилетия, нарушило идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении.

По сравнению с другими понятиями, которые Эриксон ввел для своих восьми стадий, идентичность описывается наиболее подробно. Впервые он употребил выражение кризис идентичности ( identitycrisis ) ,характеризуя психическое состояние солдат, которых лечил в 40-е годы в реабилитационной клинике для ветеранов в Сан-Франциско. Эти пациенты легко расстраивались при воздействии на них внезапного или интенсивного стимула. Казалось, они утратили всякую способность бороться с шоком и адекватно воспринимать его. Их психика находилась в состоянии перманентного «испуга». На психические стимулы у этих мужчин появлялась физиологическая реакция: поднималась температура, возникали сердцебиение, сильная головная боль и бессонница. «Кроме того, пациентам казалось, что они не знают, кто же они на самом деле. Это была явная потеря идентичности эго. У них исчезли ощущения тождественности, целостности, исчезла вера в свою социальную роль» ( Erikson , 1968, р. 67).

Информация о работе Идентичность