Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:37, контрольная работа
В своей книге «Гештальт-психология» (1929 г.) В.Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком языке в двух случаях.
1. Во-первых, оно обозначает форму или очертание предметов. В этом смысле гештальт относится к общим свойствам, которые могут быть выражены в таких понятиях, как угловой или симметричный, и описывает такие характеристики, как «треугольность» геометрических фигур или трехтактность музыки.
2. Во-вторых, оно обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание. В этом смысле слово «гештальт» может относиться, например, к треугольникам в большей мере, чем к понятию «треугольности».
Введение
Глава 1. Возникновение теории
Предшествующие влияния
1.2 Отцы-Основатели. Фи-феномен.
Глава 2. Основные теоритические положения
2.1 Гештальт-принципы организации восприятия
2.2 Изоморфизм. Инсайт
Глава 3. Критика гештальт-психологии
Заключение
Список литературы
Вольфганг Келер (21 января 1887, Таллин, Россия — 11 июня 1967, Нью-Гемпшир, США) был глашатаем движения гештальт-психологии. Его книги, написанные с удивительной тщательностью и аккуратностью, дали классическое представление о многих аспектах этого научного направления. Занятия физикой, которую Келер изучал совместно с Максом Планком, убедили его в том, что эта наука должна быть связана с психологией и что гештальты (формы или структуры) встречаются в психологии так же, как и в физике. Келер родился в Эстонии. Когда ему было пять лет, его семья переехала на север Германии. Свое образование он получал в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина, где в 1909 году защитил докторскую диссертацию у Карла Штумпфа. В 1913 году по предложению Прусской Академии наук Келер предпринял путешествие на Канарские острова, расположенные вблизи северо-западного побережья Африки, где на острове Тенерифе начал изучать поведение шимпанзе. Там он написал ставшую в наше время классикой книгу под названием «Интеллект человекообразных обезьян» (Intelligenzprufungen an Menschenaffen), второе издание которой вышло в 1924 году и было переведено на английский и французский языки. В 1920 году Келер вернулся в Германию и через два года сменил Штумпфа в должности профессора психологии Берлинского университета, где и проработал до 1935 года. Несомненной причиной этого престижного назначения стала публикация книги «Физические геш-тальты в покое и стационарном состоянии» (Die physischen geschtalten in Ruhe und im staHonaren Zusfand, 1920 г.), которая обратила на себя внимание специалистов своим высоким научным уровнем. Он уехал из Германии в 1933 году из-за конфликта с новым режимом. После эмиграции в США Келер преподавал в Свартморском колледже в Пенсильвании, написал несколько книг и редактировал журнал «Психологические исследования». В 1956 году он был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской психологической ассоциации, а вскоре после этого был избран ее президентом.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. 1. Гештальт-принципы организации восприятия
Вертхеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение - то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений. Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя. Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Напротив, мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются.
Первый и, возможно, самый простой для понимания - принцип близости:
Рис. 1. Принцип близости
Предметы, находящиеся рядом друг с другом во времени или пространстве, воспринимаются объединенными. На рисунке «Принцип близости» мы видим квадраты, объединенные в четыре колонки, а не в строки. Такое объединение происходит исключительно в мозгу, ведь с точки зрения структурализма ни одна из конфигураций не будет необходимой. Таким образом, близость приводит к двум эффектам. Во-первых, объединяет или интегрирует элементы, что называется принадлежностью, а во-вторых, она разделяет элементы, не объединенные близостью, например, отделяет колонки квадратов. Считается, что эта интеграция / сегрегация лежит в основе отношений фигура/фон и отвечает за группировку отдельных элементов в процессе восприятия.
Второй принцип, схожести, утверждает, что похожие предметы стремятся сгруппироваться.
Рис. 2. Принцип схожести
Несмотря на то, что строки и столбцы на рисунке «Принцип схожести» расположены на одинаковом расстоянии, мы группируем фигуры в столбцы аналогичных элементов: кругов и квадратов.
Современная психофизическая методология пытается выяснить, какой принцип гештальта первичен - близости или схожести. Увеличивая расстояние между рядами на рисунке «Принцип схожести» можно определить, когда принцип близости возобладает над принципом схожести.
Третий принцип, замкнутости, говорит о том, что мы стремимся завершить незаконченные фигуры – мы заполняем существующие пробелы.
Рис. 3. Принцип замкнутости
Фигуры, изображенные на рис. 3, мы воспринимаем как обычный треугольник, хотя на самом деле их контуры не замкнуты.
Принцип симметрии - четвертый.
Рис. 4. Принцип симметрии
Рисунок «Принцип симметрии» показывает, что на верхнем изображении мы воспринимаем ромб, хотя часть его закрыта кругом. Ни один из трех других возможных путей завершения конструкции (показаны на рисунке ниже), не кажется предпочтительным. Способность воспринимать конструкцию именно ромбом называют амодальным завершением; разум работает без использования сенсорного восприятия – зрения, завершая конструкцию амодально по принципу симметрии, ведь зрительно невозможно увидеть скрытую часть ромба.
Пятый принцип, общей судьбы (принцип непрерывности) говорит, что движущиеся в одном направлении объекты воспринимаются сгруппированными вместе. Таким образом, если имеется множество точек, половина из которых движется вправо, а другая половина движется влево, массив будет казаться состоящим из двух групп – движущихся вправо и влево.
Рис. 5. Принцип общей судьбы
Шестой – принцип простоты («закон хорошего продолжения»). В любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно: в гештальт-психологии это свойство получило название pragnanz, что можно перевести как «прегнантная форма».
Рис. 6. Пример закона прегнантности
Хороший гештальт симметричен, прост и стабилен, как, к примеру, мыльный пузырь, и не может быть упорядочен более или сведен к более простой форме. Поэтому на рисунке «Пример закона прегнантности» мы склонны видеть квадрат и прямоугольник, а не сочетание более сложных форм. Изображение на рисунке дает интуитивное подтверждение этого закона.
Следует пару слов сказать и о принципе «фигура-фон».
Рис. 6.
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами. На рис. 6 фигура и фон являются реверсивными изображениями; в зависимости от того, как устроено ваше восприятие, вы можете видеть либо два лица, либо вазу.
Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе. Вертхеймер назвал их вспомогательными факторами, но он также признавал, что на перцепцию влияют и основные факторы самого организма: например, высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку, также могут влиять на восприятие. Однако, в общем, гештальтисты старались уделять больше внимания вспомогательным факторам организации восприятия, чем результатам научения или опыта.
2.2. Изоморфизм. Инсайт
Установив, что люди воспринимают
целостно организованное явление, а
не набор отдельных ощущений, гештальтисты
обратились к проблеме исследования
перцепции с точки зрения работы
механизмов головного мозга. Они
попытались разработать теорию об основных
нервных коррелятах воспринимаемых
гештальтов. Сторонники гештальтпсихологии
рассматривали кору головного мозга
в качестве динамической системы, в
которой взаимодействуют
При исследовании кажущегося движения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозга является формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два вида движения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятии также должны протекать одинаково.
Другими словами, при объяснении фи-феномена
необходимо учитывать соответствие
между гештальтами в
Взгляды Вертхеймера получили дальнейшее развитие у Келера в его книге «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» (Die physischen geschtalten in Ruhe und im stationaren zustand), вышедшей в 1920 году. В ней Келер высказывает предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности - вследствие электромеханических процессов, возникающих в мозге в ответ на сенсорные импульсы.
Изоморфизм не решал главные вопросы психологии и следовал идеалистической традиции. Психические и физические явления представлялись ими по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты считали, что, опираясь на особые законы гештальта, психология превратится в точную науку типа физики.
Келлер, истолковывая интеллект как поведение, провел свои знаменитые опыты над шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для достижения цели должна была найти обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря, внезапному "озарению", пониманию ситуации.
Келлер высказался за второе объяснение, это явление было названо инсайтом (инсайт — схватывание, понимание), дающее возможность подчеркнуть творческий характер мышления. Действительно эта гипотеза вскрыла ограниченность метода проб и ошибок, но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта.
Глава 3. КРИТИКА ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ
Критики гештальт-психологии утверждали,
что у ее основателей суть изучения
восприятия - к примеру, при наблюдении
фи-феномена - сводилась скорее не к
научному исследованию явления, а просто
к признанию его существования.
Такой подход был похож на полное
отрицание проблемы как таковой!
Экспериментаторы-психологи
Другие ученые заявляли, что приверженцы
гештальт-психологии слишком много
занимаются теоретическими выкладками
и получают слишком мало опытных
данных в поддержку своих идей.
Хотя научная школа гештальтизма
с самого начала действительно приобрела
теоретическую ориентацию, со временем
ее основатели стали уделять больше
внимания экспериментальным
Относительно этого пункта обвинений существует такое предположение, что экспериментальные работы гештальтистов оказались менее значимыми, чем работы бихевиористов, потому что им не хватало строгого контроля, а полученные с их помощью данные не имели достаточно точного количественного определения, а значит, и не подходили для статистической обработки. Гештальт-психологи оказались в такой ситуации, потому что в полученных результатах их действительно больше интересовали качественные, а не количественные стороны. У гештальтистов были просто иные цели исследования, не вписывающиеся в привычные рамки психологии.
Введенное Келером понятие инсайта также подвергалось серьезной критике. Попытки повторить эксперимент Келера, в котором шимпанзе давались две короткие палки, из коих надо было составить одну длинную, оказали слабую поддержку взглядам на роль инсайта в процессе научения. На основании повторно проведенных подобных опытов высказывались предположения, что так как решение у обезьян возникает не мгновенно, оно может зависеть от их предыдущих навыков (Windholz & Lamal. 1985).
Помимо этого, звучала критика
в адрес нечетко