Феномен созависимости и его преодоление в супружеских парах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:11, отчет по практике

Краткое описание

Темой моей практики является - феномен созависимости и его преодоление в супружеских парах. Проблема созависимости будет существовать, пока существует институт семьи. В семье закладываются основные принципы жизни и насколько здоров сам институт семьи, настолько здоровое общество нас окружает. Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом. В такие взаимоотношения каждый вносит часть того, что необходимо ему для создания психологически завершенной или независимой личности. Поскольку ни один из них не может чувствовать и действовать совершенно независимо от другого, у них возникает тенденция держаться друг за друга, как приклеенные. В результате внимание каждого оказывается сосредоточенным на личности другого, а не на самом себе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Praktika.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости. Именно отрицание мешает им попросить помощи для себя, затягивает и усугубляет зависимость больного и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.

6. Болезни, вызванные стрессом. Это  психосоматические нарушения в  виде язвенной болезни желудка  и двенадцатиперстной кишки, колита, гипертензии, головной боли, нейроциркуляторной  дистонии, бронхиальной астмы, тахикардии, аритмии. Созависимые болеют, поскольку пытаются контролировать то, что в принципе не поддается контролю (чью-то жизнь). Они много работают и тратят много сил на то, чтобы выжить. Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости.

7. Поражение духовной сферы. Духовность в рамках концепции созависимости определяется как качество взаимоотношений с субъектом (человеком) или объектом, наиболее важным в жизни. К наиболее значимым и ценным относятся взаимоотношения с самим собой, с семьей, обществом и Богом. Если у больного по мере развития заболевания эти взаимоотношения и связанные с ними ценности вытесняются отношениями с химическим веществом, то у созависимых – патологически измененными взаимоотношениями с больным членом семьи.

2. Изучение феномена созависимости и путей его преодоления в супружеских парах

Некоторые авторы рассматривают созависимость как патологическую, аффективно окрашенную зависимость от другого человека, когда центрированность на его жизни приводит к нарушению адаптации. Чаще всего наблюдается в семьях алкоголиков и наркоманов. Возникает на фоне длительного нахождения в стрессовой ситуации, когда используются подавляющие правила, которые не позволяют, открыто выражать свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Предпосылкой возникновения созависимости у индивида является снижение самооценки, слабая концепция своего Я, отсутствие четких представлений, как другие должны к нему относиться. При этом созависимые взаимоотношения с другими необходимы для подпитки собственной ценности, для получения оценки себя извне.

По мнению других исследований, созависимость – это устойчивая болезненная зависимость от компульсивных форм поведения и от мнения других людей, являющаяся попыткой обрести уверенность в себе, осознание собственной значимости, определить себя как личность. Созависимыми являются супруги, состоящие в браке или находящиеся в любовных взаимоотношениях с больным зависимостью от психоактивных веществ.

Тесную связь созависимости и зависимости можно видеть в приведенной таблице, где сопоставлены некоторые основные признаки обоих состояний.

Перечень представленных сходных признаков не является исчерпывающим. Анализ параллелизма можно продолжать.

Зависимость от психоактивных веществ часто называют болезнью безответственности. Больной не отвечает ни за последствия употребления психоактивного вещества, ни за разрушение своего здоровья, ни за благополучие в семье, не выполняет родительские обязанности. Созависимые лишь внешне производят впечатление сверхответственных людей, однако они в равной степени безответственны в отношении своего состояния, своих потребностей, своего здоровья и тоже не могут хорошо исполнять родительские обязанности.

Поведение созависимых людей. Супруги идентифицированного пациента напряженно стараются понять больного, справиться с проблемой собственными силами, изменить или контролировать больного и его аддиктивное поведение. Концентрация на проблемах больного достигает степени компульсивности, поскольку они ни о чем другом думать не могут. Созависимые супруги отодвигают на задний план свои интересы, чувства и потребности. Они продолжают опекать больного, предпринимать бесполезные действия по его «спасению» и не в состоянии ни уменьшить, ни прекратить такое поведение. При этом они не могут удовлетворять должным образом свои важные потребности – отдыхать, концентрироваться на своих интересах, посещать врача в случае необходимости.

Значимые близкие больного могут ненамеренно и весьма незаметно для себя поощрять аддиктивное поведение своих партнеров, несмотря на «благие намерения». Тем самым созависимость предполагает выполнение роли пособника. Типичное поведение пособника включает: игнорирование проблемы, попытки скрыть, спрятать, покрыть проблему, защиту больного зависимостью от последствий, взятие на себя ответственности за алкогольное поведение больного. Освобождение из вытрезвителя или тюрьмы, оплата адвоката или кредиторов, звонки начальнику на работу с ложными объяснениями прогулов и т.п., угрозы и критику в адрес больного, покупку алкоголя или других психоактивных веществ для него, совместное с больным употребление алкоголя либо другое саморазрушающее поведение.

B. Le-Poire и соавторы отмечают, что неэффективные попытки созависимой супруги контролировать отклоняющееся поведение зависимого мужа фактически подкрепляют и поддерживают такое поведение. Однако некоторые специалисты не согласны с этой концепцией и считают, что таким образом авторы патологизируют заботливое поведение супруги. Другие авторы полагают, что рассмотрение супруги больного в рамках созависимости подобно обвинению жертвы. 
В поведении созависимых отмечали ряд парадоксов.

Первый парадокс: созависимые думают, будто они могут контролировать как свое поведение, так и поведение близкого человека, страдающего зависимостью, чаще всего химической. Фактически, это химически зависимые держат под контролем поведение созависимого.

Второй парадокс: созависимые подчиняют свои потребности нуждам зависимых и занимают положение жертвы. Фактически созависимые занимают доминирующее положение и подчиняют себе зависимого человека, так что созависимый выступает не столько жертвой, сколько диктатором, обидчиком, преследователем.

Третий парадокс: созависимые желают прервать употребление психоактивных веществ, но используют награду (например, забота о больном во время кризиса) либо наказание (негодование по поводу его поведения). Оба средства (награда/наказание) служат лишь поддержанию привычного поведения больного с зависимостью.

Описано несколько стилей совладания (coping) со стрессом жены, связанным со злоупотреблением психоактивными веществами мужем. Это широкий спектр поведенческих реакций – от тотального отвержения (rejection) мужа до выпутывания себя, отъединения (disengagement) и чувства одиночества. У жен отмечали поведение, которое защищает и заслоняет больного, не позволяя ему встретиться с естественными последствиями своего поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ.

Предложена модель стресс–копинг–здоровье (stress–coping–health model). В соответствии с этой моделью предполагают, что проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ, являются стрессогенными для родственников, ведущими к появлению напряжения, часто в форме физических и/или психических нарушений здоровья. Стресс побуждает членов семьи развивать копинг-стратегию, которая бы смягчила напряжение у родственников. Структура копинг-стратегии, по мнению изучавших ее авторов, может быть описана тремя факторами: вовлеченность (поглощенность) (engaged), бездействующая толерантность (tolerant-inactive), отстраненность (withdraval).

Вовлеченность. Супруга считает и высказывает это в семье, что употребление алкоголя или наркотиков огорчает ее, портит настроение. Она пытается ограничить употребление и выдвигает определенные требования. Заявляет, что не будет принимать объяснений по поводу употребления психоактивных веществ, умоляет прекратить его, говорит мужу, что следует сделать, сообщает о своих ожиданиях в отношении потребления психоактивных веществ.

Бездействующая толерантность. Супруга извиняется за зависимого, покрывает его потребление или соглашается с тем, что она виновата. Не может принимать решения, слишком напугана, чтобы что-то делать. Пытается дом содержать так, чтобы все выглядело нормальным, или притворяется, что все хорошо. Думает о разводе, но ничего не делает в этом отношении. Высказывает угрозы, которые фактически и не думала приводить в исполнение.

Отстраненность. Когда супруг пьян или находится под действием наркотиков, оставляет его, занимается своими собственными делами и ведет себя так, как будто супруга здесь нет. Ставит себя на первое место, заботится о себе. Избегает супруга насколько это возможно. Ставит интересы других членов семьи выше интересов больного. Не отказывается от своих интересов или находит новые интересы.

Основной вывод авторов: все три стиля не являются здоровыми и приводят к выраженным проявлениям созависимости у супругов. Каждый стиль нуждается в коррекции.

Таким образом, несмотря на некоторые разногласия в трактовке созависимого поведения родственников больного, все авторы сходятся на том, что семья страдает предсказуемым образом, что модель страдания сходна в различных культурах и что без терапевтического вмешательства поведение членов семьи поддерживает аддиктивное поведение больного и разрушает здоровье созависимого супруга.

Существует два традиционных подхода к выздоровлению от созависимости. К первому типу программы, широко используемой на западе, относится большинство так называемых 12-шаговых программ, таких как АА (Анонимные алкоголики), АО (анонимные обжоры) и AС (анонимные созависимые). Этот подход подразумевает участие в группах поддержки в качестве главного элемента лечения, где первичная зависимость, такая как алкоголь, может замениться другой, такой, как работа или пища. Из-за акцента на внешних причинах «Высшая сила» часто рассматривается как сила внешняя, контролирующая и вознаграждающая за трезвость, пишет Центр Pyrus

Билл Уилсон, основатель программы Анонимных Алкоголиков, пытался с помощью «Высшей силы» облегчать глубокое духовное пробуждение, которое, по его мнению, было необходимо для полного выздоровления.

Второй подход включает перестройку всей вашей жизни и взаимоотношений, нарушенных в период зависимости. Во втором подходе мы больше узнаем о травмах, которые пережили в раннем возрасте.  Цель данного подхода —  залечивание психологических травм. Это тип программ выздоровления, которые представляют Эрни Ларсен (1985), Роберт Сабби (1984) и Сондра Смолли (1986) сосредоточивает внимание на том, чтобы помочь людям изменить свою жизнь и научиться более эффективно строить свои взаимоотношения. Однако существует мнение, что созависимость можно только приостановить, но не излечить полностью.

На сегодняшний день становиться все более популярным и эффективным -

Третий подход – системный,  который полностью исключает причисление созависимого человека к разряду больных. Такой подход вселяет надежду и дает возможность добиться полного восстановления потенциала человеческой личности. Данный подход радикально отличается от широко распространенного подхода, ориентированного на болезнь. Это эволюционная модель, основанная на научных исследованиях о развитии человека, гласит, что человеческие существа великолепно могут самокорректироваться. Если предоставить в распоряжение людей соответствующую информацию и обучать их, они сами смогут завершить наиболее важные эволюционные стадии детства, которые не были завершены вовремя, и таким образом избавиться от созависимости. Данный подход идет гораздо дальше, чем два предыдущих. Кроме того, он основан на уверенности в том, что созависимость — это не болезнь, а приобретенное нарушение, связанное непосредственно с воспитанием и развитием. Это нарушение, с которым можно справиться при помощи соответствующей информации, определенных средств и психологической/ психотерапевтической поддержки.

Системный подход предполагает, что созависимость отношений – это не первичная болезнь. Поскольку в свое время родители также не завершили эту стадию развития, они не могут помочь своим детям, даже наоборот, могут подсознательно сопротивляться попыткам своих детей пройти до конца этот важный этап.

Системный подход рассматривает, что:

1.  В этом никто не виноват. Созависимость возникает между двумя и более лицами. Следовательно, нельзя ставить в вину одному из нас то, что он создал созависимые взаимоотношения.

2. Модели созависимости продолжают  возобновляться. Если стадия не завершается в детстве или в юности, она переносится во взрослую жизнь человека, разрушая ее (разводы, болезни). В этом кроется причина повторения моделей созависимости.

3. Это явление культуры. Культурные  традиции и социальная практика  поддерживают сохранение созависимостей. В связи с всепроникающей природой данной проблемы всю нашу культуру можно назвать созависимой. Все основные институты нашего общества базируются на зависимом поведении. Современная история большинства построенных таким образом обществ показывает, что определенные группы занимают более высокое положение по сравнению с другими, например, мужчины стоят выше женщин, а управляющий персонал – выше работающих. Наличие более сильной группы, контролирующей ресурсы, создает предпосылки для возникновения и поддержания созависимых отношений.

4.Необходим систематический подход  к излечению. Поскольку все части нашей социальной системы поддерживают созависимость, необходимо использовать не только индивидуальный подход к ее лечению, но и  системный. Терапия, проводимая с супружескими парами, семьями и в группах, может эффективно помогать людям «разрывать» созависимость.

У большинства людей процесс выздоровления, как правило, требует много времени и усилий. Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд рекомендуют людям планировать, что им придется затратить на выздоровление примерно один месяц за каждый год уже прожитой жизни. Например, человек тридцати шести лет может ожидать, что ему придется три года поработать над своим выздоровлением, прежде чем оно будет достигнуто. Супружеские пары могут ускорить данный процесс в том случае, если оба партнера используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы.

В связи с системной природой зависимостей люди, которые пытаются изменить свое «Я», часто встречают сопротивление со стороны родителей, супругов или детей. Люди, соединенные созависимой связью, не желают что-либо менять в своих отношениях, так как это стоит большого труда – измениться. Они боятся, что любая перемена приведет их к тому, что им самим придется нести ответственность за самих себя. Этот рискованный шаг большинство созависимых делать не хотят.

Информация о работе Феномен созависимости и его преодоление в супружеских парах