Ервая ступень психического развития в онтогенезе. Младенчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Содержание

Введение
Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период
Младенчество как период стабильного развития
Развитие общения и речи
Развитие восприятия и интеллекта
Развитие двигательных функций и действий с предметами
Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

контр.раб. Головина возрастная психология и педагогика 5 семестр.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

В противоречии между  максимальной нуждой во взрослом и  минимальными средствами взаимодействия заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого. В конце первого — начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Как это происходит? Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения — обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожденных). Взрослый, кроме того, очевидно, становится наиболее привлекательным и удобным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях, которую некоторые исследователи считают врожденной. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого — ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения.

(0; 0, 23). Очень чуток  к различным звукам, особенно  к голосу. Когда начинаешь говорить, глядя на Митю, он весь замирает  и смотрит на меня. Когда недоволен,  то от одного звука моего  голоса прекращает хныкать и даже плакать. Теперь уже подолгу смотрит на меня, при этом весь замирает.

(0; 1, 0). Во время гуления  издает короткие звуки типа  «ы-ы» с закрытым ртом, размахивая  ручками и суча ножками. Когда  смотрит на меня, изменяется выражение  лица: Митя весь как бы устремляется ко мне, личико его «светлеет», словно он вот-вот улыбнется.

(0; 1, 8). После кормления  лежит у меня на руках и  очень долго и внимательно  смотрит на меня (это впервые  так). Иногда на лице появляется  не то что улыбка, а скорее  ее тень, очень робкая.

(0; 1, 10). Сегодня у Мити  впервые появилась вполне достоверная  улыбка, правда, очень неуверенная,  робкая и мимолетная.

(0; 1, 13). Сегодня впервые  Митя нам открыто и радостно  улыбался. Но это стоило нам  немалых трудов: вдвоем говорили  ему «агу».

(0; 1, 18). Улыбка появляется  у Мити все быстрее и быстрее.  Теперь уже достаточно только  начать с ним разговаривать,  конечно, ласковым и всецело  адресованным ему голосом, как  он сразу же одаривает нас  улыбкой. Особенно легко вызвать  улыбку простым «агу». Теперь мы уже ведем небольшие диалоги: я — «агу», Митенька тоже — «агу-агу», правда, еще довольно робко и мало» (из дневника Л.Г. Лысюк).

Выразительная улыбка и  другие, присваиваемые младенцем  позже элементы пралингвистической знаковой системы (мимика, жесты) умиляют родителей, действуют на взрослых воодушевляюще и приводят к ответному эмоциональному вознаграждению малыша.

Здесь мы наблюдаем взаимное эмоциональное отождествление взрослого  и ребенка. Некоторые зарубежные ученые называют первые проявления связи между матерью и ребенком с помощью звуков «коммуникативной синхронией» ребенка и взрослого, «сращиванием» или «настраивающим» поведением, так как звуковые сигналы ребенка воздействуют на голос и речь матери и, наоборот, ее речь — на звуки, издаваемые малышом. Такое «сращивание» формирует основу будущих отношений привязанности, закладывает чувство доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще.

Французский психоаналитик  Ф. Дольто считала, что соматическое благополучие ребенка может быть обеспечено речевым воздействием, объяснением новорожденному тех событий, которые, например, временно разлучают его с матерью. Опираясь на собственный врачебный опыт, она утверждала, что словесное заверение новорожденного в том, что мать любит его и что скоро они вновь будут вместе, нормализует самочувствие малыша, прекращает расстройство кишечника, восстанавливает аппетит и сон.

Далее на такой ранней стадии взаимоотношения не определяются всецело взрослым. Темперамент новорожденного (его раздражительность или спокойствие, гибкость приспособления к окружающей ситуации), тональность плача (высокий голос при плаче, характерный для детей с различными отклонениями, — «сигнал выживания»), множество других поведенческих признаков влияют на отношение к нему родителей, на характер и скорость их реагирования.

Итак, важнейшим психологическим  новообразованием кризисного периода  новорожденности считается именно возникновение ответной реакции  ребенка — улыбки на обращение  матери (близкого взрослого).

Это означает начало собственной «индивидуальной психической жизни новорожденного». В период новорожденности жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма, но вплетенным в социальную жизнь окружающих ребенка людей. Кроме того, она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Комплекс оживления. В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Термин «комплекс оживления» введен Н.М. Щеловановым, а впервые описан Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой.

Комплекс оживления  — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10—12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления начинает дифференцироваться после трех месяцев.

Появление комплекса  оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность  в общении со взрослым, но и появились  средства общения. Активность со стороны  малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый комплексом оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сложилась.

Феномен эмоционального единства отражается в использовании  местоимения «мы» для описания всех поведенческих актов ребенка. Так, молодая мама двухмесячного малыша рассказывает знакомой, впервые встреченной после рождения ребенка: «У нас все хорошо. Мы родились такие большие, такие лохматенькие».

 

 

2. Младенчество как период стабильного развития

 

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного развития — младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности — другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов.

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Явление госпитализма обнаружилось при попытках наладить внесемейное  воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего поражала огромная смертность маленьких детей в приютах. Например, в 1678 г. в Венеции из 2000 детей, принятых в приют, в течение 10 лет осталось в живых только семь. Приюты получили печальное название «фабрик ангелов». Дети, оставшиеся в живых, имели выраженное отставание в физическом и психическом развитии: к трем годам они не умели есть, почти не говорили, были чрезмерно пассивны или, напротив, возбуждены и агрессивны. Причины таких последствий долгое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном питании и небрежности врачей.

Большое значение для  привлечения внимания к нарушениям психомоторного развития детей, воспитываемых  вне семьи, имели исследования психолога  психоаналитической ориентации Р. Шпица, в особенности работа «Госпитализм» (1945).

Шпиц проводил сравнительные  наблюдения за развитием детей в  одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Гигиенические условия, врачебное  наблюдение, «наследственность» в приюте были лучше. Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними ухаживали их собственные матери. В тюремных яслях за два года не умерло ни одного ребенка, в то время как в приюте из 91 ребенка погибло 37%. Годовалые дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом или вели себя крайне навязчиво. К концу второго года дети становились пассивными, предпочитая лежать в постельках. Что касается ясельных детей, то основная проблема заключалась в том, как справиться с их нарастающей любознательностью и предприимчивостью.

Р. Шпиц, а также другие психологи неофрейдистской ориентации объясняли подобные нарушения развития разрывом контактов ребенка с  биологической матерью, подчеркивали глубину и необратимость искажений  психического развития.

Российские педиатры и психологи причину госпитализма определили как дефицит общения. Были созданы научные основы воспитания детей раннего возраста в общественных учреждениях и достигнуты успехи в искоренении госпитализма путем направленной организации общения персонала с детьми с первых дней жизни.

Нельзя забывать, что  стертые, неявные, но все же весьма опасные  для полноценного психического развития малыша симптомы госпитализма могут  возникать при ранней разлуке (помещении  ребенка в больницу) и даже в  семье. Так бывает, когда родные не уделяют ребенку достаточно внимания и тепла, в ситуации социально-экономического неблагополучия или когда ребенок оказывается по какой-либо причине, например из-за несоответствия его пола ожидаемому, психологически «не принятым» матерью.

Трудными (для установления взаимодействия с ними) оказываются  младенцы, относящиеся к группе риска  по биологическим, медицинским показателям, а также младенцы с «трудным»  темпераментом. Например, преждевременно рожденные, или недоношенные, дети нуждаются в специальных условиях выхаживания, что приводит к длительной послеродовой разлуке матери и ребенка. Отмечено, что и специфические «особенности» поведения недоношенных детей увеличивают вероятность эмоциональной депривации.

Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности ключевых сигналов». Дети начинают улыбаться в более поздние сроки, причем улыбки обычно стертые, невыраженные; инициатива в контакте со взрослым отсутствует, а ответная реакция очень слаба; они избегают зрительного и эмоционального контакта; напрягаются и отстраняются при взятии на руки. В первом полугодии жизни наблюдается доминирование отрицательных эмоций, быстрая истощаемость и высокая утомляемость ребенка при взаимодействии со взрослым, запаздывание в появлении и бедность вокализаций.

Выделены и матери групп риска: депрессивные, с психическим заболеванием, с нарушением отношений с родителями в собственном детстве, матери-подростки.

Характерные изменения  поведения со стороны ребенка (сокращенность и ослабленность сигналов, меньшая отзывчивость на социальное поведение матери, сниженная инициативность) и со стороны матери (меньшая чувствительность к сигналам ребенка, доминирование, дефицит вовлеченности в общение, эмоциональная отстраненность) с высокой вероятностью могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать — младенец», отклонениям в формировании взаимной привязанности, риску отставания в развитии. Эти признаки являются одним из существенных показаний для усиления внимания такой семье, оказания помощи по программе «раннего вмешательства».

младенческий  ребенок психический развитие

 

3. Развитие общения и речи

 

В первом полугодии жизни  потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого  удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности.

 

Возраст в месяцах

Развитие коммуникаций со взрослым на первом году жизни

Голосовые реакции

1.

Просыпается голодный и  мокрый, быстро засыпает, ротовое внимание при общении.

Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлинённым выдохом.

2.

Чёткий ритм сна и  бодрствования; сытый и сухой  засыпает не сразу; спокойное бодрствование, улыбка при общении со взрослым.

Крик интонационно-выразительный, начальное гуление ( гукание).

3.

Активное бодрствование, комплекс оживления при общении.

Крик с отчётливыми  интонациями, певучее гуление.

4.

Ориентировочная реакция  на общение перед комплексом оживления.

Певучее гуление и  смех.

5.

Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакцией страха.

Певучее гуление с  цепочками звуков, смех, хныканье.

6.

Чёткая ориентировочная  реакция; при виде матери беспокоится  или оживляется; рассматривает окружающие предметы и людей.

Короткие лепетные звуки.

7.

Внимательно рассматривает  взрослых прежде чем вступить в контакт; реакция страха сменяется познавательным интересом; дифференцирует «своих» и «чужих».

Активный лепет

8.

Игровой контакт со взрослыми; лепет и жест как средство коммуникации; чётко дифференцирует «своих» и «чужих».

Активный интонационно-выразительный лепет.

9.

Игровой контакт со взрослыми; различные эмоциональные реакции  при контакте с матерью.

 В лепете разнообразные звуковые сочетания; интонационно-мелодическая имитация фразы.

10.

Реакция неудовольствия на различные ситуации; Игровой контакт со взрослыми; подражательные жесты; Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

Подражание звукам и  словам; разнообразие звуковых сочетаний, лепет.

11.

Реакция торможения при  слове «нельзя»; выполняет некоторые  просьбы; избирательное отношение к окружающему; понимает название отдельных предметов.

Подражает слогам и звукам; говорит лепетные слова: «мама», «тятя» и т. п.

12.

Избирательное отношение  к окружающим; общается со взрослыми  при помощи звукосочетаний; подчиняется  некоторым инструкциям; обращает внимание на лицо говорящего.

Говорит пять – шесть  лепетных слов; выражает интонацию  просьбы; соотносит лепетные звуки  с лицами и предметами.

Информация о работе Ервая ступень психического развития в онтогенезе. Младенчество