Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:49, дипломная работа
Цель: изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выделить эмоциональные нарушения, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте.
Подобрать диагностический инструментарий для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Апробировать систему арт-терапевтических упражнений и показать эффективность их применения в коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Введение
1. Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии
1.1 Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
1.2 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников
1.3 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования
2.2 Система занятий направленных на коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапии
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
Заключение
Список литературы
Росс Кэмпбелл в книге «Как справиться с гневом ребёнка» выделяет особо укоренившийся во многих семьях тип «командная цепочка», который, по сути, является разновидностью гипоопеки и во многом определяет рост агрессии у детей. Семья стремится к организованности и дисциплине. Как в армии или деловой организации есть командующий, так и в семье отец – главное ответственное лицо. Заботясь о материальном благополучии всей семьи, много работая, он использует командные отношения со всеми, находящимися ниже по «цепочке», требует беспрекословного выполнения своих обращений и полного подчинения своим словам. Ему принадлежат право «казнить или миловать», его приказы и поступки никем не должны обсуждаться. Подобные отношения полностью обесцвечивают личности всех членов семьи, исключают атмосферу сотрудничества, поддержки, взаимопонимания и помощи. Отец полностью берёт ответственность на себя, и ребёнок практически лишён возможности реализовать свои возможности, способности, потребности и желания. Как маленький робот он становится исполнителем воли старшего, но при этом копится недовольство и внутреннее сопротивление подавлению своей личности. Часто в этих семьях существует запрет на разрядку своих чувств. Всё это приводит к накоплению негативных эмоций, и как следствие, выплеску их через агрессию и социально неприемлемые формы снятия эмоционального напряжения. Ребёнок растёт озлобленным, недоверчивым, с заниженной самооценкой и стойким отторжением восприятия чувств других людей.
В некоторых, особенно молодых, семьях наблюдается тенденция к «демократизации» методов воспитания, предоставлению ребёнку безграничных свобод в выборе потребностей и желаний, поведения и взаимоотношений По сути, это отрицание своего участия в воспитании, освобождение то родительских забот и переживаний, нежелание или невозможность уделять ребёнку своё время, душевное тепло, нежность, недоразвитие у родителей чувства привязанности к ребёнку.
Все вышеописанные выше случаи деструктивного семейного воспитания являются как бы крайними, но родителям стоит в них разобраться и подумать, а нет ли в их отношениях с ребёнком чего-то похожего. Во всех описанных случаях у детей возникает ощущение незащищённости, появляются препятствия в развитии потребности в общении, формируются основы социально – психологического отчуждения, искажают представления о ценностях и нормах, принятых в обществе. Всё это способствует поиску неадекватных «способов выживания» – возникает агрессия, страхи, ребёнок прячется за фантазиями и враньём. Установка «мир враждебен» закрепляется и может стать основой взаимодействия ребёнка с окружающей средой через конфликты и противодействие.
Противоположным гипоопеке является гиперопекающий тип семейного воспитания – взаимоотношения, при которых родители проявляют чрезмерную заботу о ребёнке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально – личностные особенности ребёнка.
Например, подобное воспитание осуществляется в семьях, где отношение между супругами дали трещину и ребёнок становится единственным, что скрепляет семью. Забота о нём становится единственной силой, способной сохранить семью и удержать родителей друг с другом. Свои нереализованные чувства они переносят на ребёнка как компенсацию за свою недолюбленность. Во имя ребёнка они идут на самоотречение, он становится центром семьи. Ребёнку многое прощается, все его поступки высоко оцениваются, щедро поощряются, ничто не подвергается критике, беспрекословно удовлетворяются желания и капризы, преувеличиваются способности и достоинства. Оберегая от неизбежных жизненных трудностей, родители тем самым лишают ребёнка воли, самостоятельности поведенческой гибкости, самокритичности. Со временем дети утрачивают способность быть активным, инициативным, привыкают бездельничать, требовать повелевать. Формирование завышенной самооценки – естественный результат подобного типа воспитания. Столкнувшись с внешним миром, общаясь со сверстниками и не получая повышенного внимания и всеобщего одобрения, подобные дети серьёзно переживают, испытывая недостаток в любви. Требуя признания ценности своей личности, дети конфликтуют, доказывая свою уникальность, враждебно и обвиняюще относятся к окружающим. Часто они даже не осознают, что неадекватно себя оценивают, и в будущем такого ребёнка может ждать трагедия непризнанной посредственности.
Часто при гиперсоциализированной опеке родители искренне хотят воспитать самого умного, самого талантливого, «самого – самого» ребёнка. Родители нередко желают, чтобы их ребёнок был «не хуже их», либо достиг большего. Главной установкой, обращённой к ребёнку, становит следующая: «Ты должен делать то, что нам надо, только при этом мы будем любить тебя!». Методами воспитания при этом выбираются требовательность, суперконтроль, бесконечное оценивание и сравнение с другими. Стараясь ухватить кусочки родительской любви, ребёнок хронически боится неуспеха, сомневается в своих способностях, прикладывает неимоверные психические затраты, чтобы оправдать родительские ожидания. Изо всех своих ещё не сформировавшихся психо-эмоциональных сил он старается соответствовать родительскому идеалу. Но это, естественно, получается не всегда. Возникает
чувство разочарования в себе, неосознанная вина, повышенная тревожность, вызванная ощущением своего несовершенства. Нередко стремление сделать из своего ребёнка гения приводит к серьёзным нервным срывам и у родителей и у детей.
Другим видом гиперопеки является воспитание по типу: «Ты ничего никому не должен. Мы очень тебя любим и всё за тебя сделаем». В подобной семье принцип «Корми младенца, когда просит» может растянуться на десятилетия. В семье воспитывается божество, интересам и потребностям которого посвящаются жизни родителей. У него много нянек, в детском саду ему не место. С ребёнком много занимаются, он рано начинает читать, считать, испытывает нежность, трогательную заботу близких, не делает лишних движений, неодобряемых поступков. Им восхищаются, его превозносят, им позволяют любоваться окружающим людям. Наступает неотвратимый момент поступления ребёнка в школу, и тогда искажённая картина действительности и себя в ней разлетается в сознании и чувствах ребёнка на мелкие части. Элементарные жизненные ситуации, требующие приложения воли и усилий, обычные проблемы в общении со сверстниками и педагогами превращаются для ребёнка в трагедию, становятся стрессогенными. Ребёнок жалуется на детей, воспитателей, ябедничает, добивается собственной справедливости, расстраивается, капризничает и упрямится, а не редко и требует, угрожает, дерётся. Ребёнок нервничает, боится людей, любой ценой стремится избегать неприятные для него ситуации и т.п. Конечно для ребёнка всё это – непосильные эмоциональные переживания.
Травмирующим эмоциональное развитие и психику дошкольника является контрастное воспитание. Для ребёнка родители – самые важные на свете люди, какими бы они ни были. Но иногда между папой и мамой возникают разногласия, и они начинают соревноваться между собой, кто в семье голова, воспитывая ребёнка совершенно разными методами: мама говорит
«можно», папа говорит – «нельзя», мама жалеет, а папа наказывает и т.д. Понятно, что ребёнок, одинаково любящий папу и маму, попадает постоянно в ситуацию выбора, которая предполагает принятие одного родителя и отвержения другого. Родители, следуя ходу соревновательности, меняют свои позиции: то один добрый, то другой. Ребёнок, не в силах выработать какую либо чёткую поведенческую линию, вынужден постоянно подстраиваться то под одного родителя, то под другого, лавировать ценой отказа собственных чувств приспосабливаясь, изворачиваясь, постоянно страшась ситуации выбора. Живя в атмосфере хронического эмоционального напряжения, ребёнок копит обиду на обоих родителей, его собственное «Я» как бы «разрывается» на части, он не чувствует собственной целостности и уверенности в себе.
Похожий тип невротизации складывается в семьях, где есть конфликты между снохой и свекровью, бабушкой или дедушкой и родителями ребёнка.
Психологи рассматривают нарушения в стиле воспитания ребёнка как наиболее важные факторы в возникновении отклонений в психо-эмоциональном развитии детей.
Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей нося возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка. В данном случае мы остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для здоровых детей.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения, отставание в развитии и различные формы детской нервности. Подчеркнём ещё раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в работу практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: Ошибками в воспитании и определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребёнка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребёнком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
1.2 Виды эмоциональных
нарушений у старших
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников встречаются очень часто, как уже говорилось эта проблема сейчас очень актуальна. В этой связи встаёт вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребёнка расстройства. М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможности отклонения в любом поведении.
Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребёнка.
Ряд особенностей поведения являются нормальным только для детей определённого возраста. Так, мокрые пелёнки младенцев и даже детей до 4 –5 лет мало тревожат родителей, в то время как для десятилетнего ребёнка подобные случаи рассматриваются как отклонения от нормы. Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек совпадает и это нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь «набор» женских особенностей поведения, и поэтому такой случай является ненормальным.
2. Длительность сохранения
У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки и, естественно, должны вызвать тревогу у взрослых.
3 Жизненные обстоятельства
Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребёнка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или группы. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребёнка эмоциональные или поведенческие трудности.
Социальное окружение
Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.
5 Степень нарушения
Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
6 Тип симптома
Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием ребёнка, другие – психическим расстройствам. Так, грызение ногтей – привычка, одинаково часто встречающаяся как у нормальных детей, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе симптом, хотя и настораживает, но ещё ни о чём не говорит.
Тяжесть и частота симптомов
Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей обычны, нежели серьёзные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.
Изменения поведения
Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребёнка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребёнка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.
9 Ситуационная специфичность
Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьёзное расстройство, чем симптом, возникающий только в определённой обстановке.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребёнка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.
Выявление детей с ослабленной психикой – актуальная задача. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, капризные, упрямые и т.п. Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно – психического заболевания.
Исходя из данных обследования, можно наметить некоторые отклонения в поведении у старших дошкольников.
В 5 лет отклонения в поведении и в нервной системе у мальчиков становятся более заметными. Они часто проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, обидчивость и склонность легко расстраиваться, обладая в то же время ещё достаточно выраженной боязливостью и чувством вины. Девочки в этом же возрасте чаще всего возбудимы, расторможены, у них выражены чувство вины и переживание случившегося, чаще проявляются истерические черты поведения в виде неустойчивости настроения, капризности, стремления быть в центре внимания. Они также заметно более подвижны и непоседливы.
Таким образом, мальчики в 5 лет более склонны к реакциям тормозимости, а девочки к реакциям возбудимого круга.
В 6 лет мальчики начинают выявлять такой же характер отклонений, как девочки в 5 лет, а именно: повышенную возбудимость и расторможенность, недостаточно осознанное чувство вины и переживание случившегося. Кроме того, они менее искренни и более подвижны, чем раньше. Девочки же, наоборот, становятся более сензитивными, хотя несколько упрямыми и неискренними.
Следовательно, можно говорить о наличии своеобразного перекрёста в отклонениях в поведении у мальчиков и девочек в 5 лет и 6 лет. У мальчиков это сдвиг от тормозимости к возбудимости, у девочек, наоборот, от возбудимости, если не к тормозимости, то к повышенной эмоциональной чувствительности и ранимости.