Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 00:21, реферат
Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.
Задачи исследования: Выявить психофизиологические механизмы восприятия цвета.
Определить возрастную динамику восприятия цвета.
Раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья.
Показать каким образом цвет находит применение в психодиагностике, психотерапии, искусстве (дизайн интерьера, живопись), рекламе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Механизмы восприятия цвета и их развитие
Цвет как психофизиологическое явление………………………………..5
Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека…...8
Прикладное значение цвета
2.1 Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности………16
2.2 Цвет в различных областях жизни………………………………………23
3. Воздействие цвета на восприятие информации на примере рекламы
3.1 Функции цвета в рекламе………………………………………………..30
3.2 Цвет в рекламе как фактор формирования имиджа……………………33
Заключение…………………………………………………………………….....38
Список использованных источников
В дошкольном возрасте происходит усвоение
сенсорных эталонов, под которыми подразумеваются
выработанные человечеством представления об основных
разновидностях свойств и отношений. В
четыре-пять лет ребенок овладевает сравнительно
полным набором эталонов цвета, в пять-шесть
лет происходит усвоение связей и отношений
между цветами, совершенствование представлений
о цвете приводит к усвоению цветовых
тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости
каждого цвета по насыщенности, о том,
что цвета делятся на теплые и холодные,
знакомится с мягкими, пастельными и резкими,
контрастными, сочетаниями цветов.
Возвращаясь к художественной деятельности,
в четыре-пять лет изображение красивого
и некрасивого начинает идти двумя противоположными
путями. Один из них - это продолжение использования
«неподражательного» цвета. Вторая тенденция
заключается в том, что ребенок начинает
рисовать краской, соответствующей цвету
реального предмета; так появляется «подражательный»
цвет: более того, дети рисуют так тщательно,
что трава у них бывает гораздо зеленее,
чем на самом деле. Поэтому на всех рисунках
люди одеты ярко и пестро и почти все автопортреты
выдают желание ребенка иметь бант, платье
или кофточку яркого цвета. Применение
«неподражательного» цвета закономерно,
в то время как выбор «подражательного»
цвета появляется в результате приобретения
с помощью взрослых знаний о цвете предметов
[9].
В младшем школьном возрасте он не только
различает цвета, но может их правильно
назвать. Он может также изобразить простейшие
формы и раскрасить их в заданный цвет.
Он соотносит воспринимаемое качество
с эталоном.
В отрочестве
происходит преодоление дифференцированных
сенсорных эталонов, подросток убеждается
в многоцветии окружающего мира.
Все сказанное
позволяет сделать вывод, что до двух лет
у ребенка существуют только цветовые
предпочтения, а сами сенсорные эталоны
цвета формируются только к трем годам.
Еще позже ребенок получает представление
о соотношении цветов, знает их названия
и характеристики. В дальнейшем развитие
восприятия цвета идет в направлении освобождения
от стереотипов, появляется субъективное
их видение.
Обратимся теперь к цветовым ассоциациям, которые могут значительно различаться у разных людей благодаря тому, что они формируются в процессе онтогенеза.
Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом [8]. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
5) акустические (тихие, громкие, звонкие,
музыкальные, свистящие, лающие);
6) вкусовые (сладкие, вкусные, горькие,
сухие, слащавые);
7) возрастные (детские, молодежные, стариковские);
8) сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);
9) этические (мужественные, сентиментальные, смелые);
10) эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические);
11) культурные (напоминающие колорит
всевозможных явлений культуры
Этот список можно продолжить. Нетрудно увидеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также врожденные ассоциации: например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта. Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем, кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций.
Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке. Например, один только красный цвет имеет множество оттенков на основе ассоциаций: свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый, цвет углей под ветром и т.д. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно, а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом [10]. . Интересное явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями: например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения.
Многие деятели искусств ощущали такие цвето-музыкальные ассоциации. Среди них — композиторы А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков, художники Д.Уистлер, А.Лентулов, В.Кандинский, поэты и писатели В. Набоков, В.Хлебников и многие другие. Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»: «Оранжевое подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному. Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот. Ярко-желтый звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар. Абсолютно зеленое мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.» [11].
Подведя итог, нужно отметить, что в ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых.
2 Прикладное значение цвета
2.1. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности
В этом параграфе мы рассмотрим связь цвета с эмоциями, характером, мышлением, сравним цветовые предпочтения детей и взрослых, а также выявим особенности восприятия и предпочтений цвета у людей с некоторыми отклонениями в психическом и физическом здоровье.
Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они сами предстают перед человеком как эмоции, точнее как объективно воплощенные эмоции. Воздействие цвета вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Вторым существенным фактом является остаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, начиная с трех-четырех лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку [2].
Как мы уже отмечали, стремясь нарисовать
что-то «хорошее», «красивое» дети трех-четырех
лет чаще всего используют светлые, яркие
краски – желтую, красную, оранжевую, голубую,
изумрудно-зеленую.
Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой.
Во-первых, цвета и их сочетания являются
символами эмоций, их внешним воплощением,
опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные
состояния человека влияют на ситуативное
отношение к цвету (изменения цветовой
чувствительности, цветовых предпочтений
и т.д.); в-третьих, устойчивые эмоциональные
особенности субъекта также находят свое
отражение в различных вариантах цветовых
предпочтений.
Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, с другой – психофизиологической организацией человека. Из этого следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах – темпераменте, характере и личности.
Люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экстравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.
Главной особенностью этого гипертимного типа с точки зрения цветовых предпочтений является исключительно выраженное положительное отношение к красно-желтому цвету. Эпилептоидный тип отрицательно относится к сине-зеленому цвету. А подростки истероидного типа также отвергают зеленый цвет, но они отличаются устойчивым положительным отношением к красному цвету.
Таким образом, цветовые предпочтения
и состояния порогов цветоразличения
несут определенную информацию о характере
человека.
Цветовое воздействие на психический
аппарат человека затрагивает не только
его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего – мышление.
Речь идет не об информационной, а об энергетической
стороне цветового воздействия и тем самым
не о содержании мыслительного процесса,
а о его динамических, энергетических
характеристиках.
Г.Фриллинг и К.Ауер [1] не рекомендуют производить
окраску темными, «холодными» тонами тех
помещений, в которых люди занимаются
умственным трудом: школьных классов,
студенческих аудиторий, научных отделов,
лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают
торможение и снижают эффективность умственной
деятельности. Это касается не только
стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот,
цвета «активной стороны» улучшают мыслительную
деятельность, повышают ее продуктивность.
В представлениях испытуемых успешное
решение задачи ассоциируется с яркими,
светлыми оттенками.
Также есть сильная положительная корреляция
между чувством уверенности в правильном
решении задачи и предпочтением красного
цвета.
Как правило, люди, которых относят к интеллектуальной
элите, избегают в повседневной жизни,
особенно в одежде, ярких и вычурных оттенков,
предпочитая спокойные, пастельные тона.
Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности.
Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологии представляют собой особый интерес, так как цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.
О психиатрических учреждениях нередко говорят – «желтый дом». В.Кандинский видит в «охлажденном» желтом «красочное выражение безумия», причем, как принято выражаться в быту, не тихого помешательства, а яркого безумия, слепого бешенства [3]. Надо признать, что это не просто остроумная метафора: желтый цвет при ряде психических болезней занимает особое место.
При проведении больными шизофренией
процедуры оценивания цветов по собственным
конструктам выясняется, что многие из
конструктов являются «неработающими»,
а другие охватывают один-два элемента
(цвета) [8]. Это свидетельствует о бедности
«языка цветов». Цвета, исключая красный,
черный и белый, практически теряют свое
эмоционально-личностное значение для
больных. В отношении же цветов «основной
триады» может наблюдаться своеобразная
генерализация – как у первобытных людей,
они выступают в качестве универсальных
символов, охватывающих основные стороны
жизни человека.
При обследовании больных с органическими
поражениями ЦНС по методу Роршаха бросается
в глаза «конкретность» цветовых интерпретаций,
а также повышенная требовательность
в отношении соответствия цвета и формы
[3].
Л.В.Калягина [2] обнаружила у больных с
сосудистыми заболеваниями головного
мозга частые выборы на первые позиции
в тесте Люшера красного и желтого, в то
время как синий выбирался гораздо реже.
Т.А.Айвазян, В.П.Зайцев [4] выявили, что
больные сердечно-сосудистыми заболеваниями
отдают предпочтение синему, а желтый
и красный – отвергают. На основе этих
результатов можно предположить, что цветовой
выбор способен отражать локализацию
сосудистой патологии. М.Люшер [3] писал,
что характер отношения к синему и красному,
их взаимное расположение в ряду цветовых
выборов несет информацию о состоянии
сердечно-сосудистой системы человека.
Информация о работе Цветовые средства воздействия на человека