Буллинг и моббинг в детской и подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Доклад посвящен различным вариантам жестокого обращения в детской и молодежной среде.При этом, акцент сделан на одной из злободневных проблемсовременной школы - травле в ученических сообществах. В докладе рассматриваетсяистория вопроса и настоящее положение дел с буллингом и моббингом в детской иподростковой среде в развитых странах мира. Указывается специфика буллинга в России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

БУЛЛИНГ И МОББИНГ В ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ.docx

— 77.87 Кб (Скачать документ)

 

•  Типология и течение  буллинга.

  • По частоте эксцессов.
  • По брутальности (массивности) воздействия.
  • По продолжительности процесса.

Для насильников некоторые  исследователи  (Босворт и соавторы, 2001) предлагают следующее разделение:

1.  Агрессивные булли.  Истинные насильники, очень жестокие, с пониженным самоконтролем и вопреки доводам психоанализа с высоким самоуважением. Это самая многочисленная категория булли.

2.  Тревожные булли.  Их поведение компенсаторно. Они во многом подобны по характеристикам своим жертвам.  Именно нежелание стать жертвой и побуждают их жить в атмосфере насильственных контратак и делает ихбулли.  Их поведение во многом    провокативно,  что уже само по себезначительно осложняет их жизнь.

3.  Наконец,  пассивные  булли,  являющиеся,  по нашему мнению,  вариантом тревожных,  напрямую используют насилие для самозащиты и подъема престижа в классе.  Это самая печальная разновидность булли.  Они лишь внешне воспринимаются своими жертвами как сильные и могучие.  На самом деле,   по результатам исследования,  от 30-ти до 40 %  этих детей страдают от депрессии.  Их поведение - скорее крик о помощи или SOS-поведение в терминологии отечественного подросткового психиатра Ю.А.Скроцкого (1983).

 Для жертв буллинга  в России И.Бердышевым и М.Нечаевой (2005)  была предложена классификация типов адаптации к буллингу, основанная на концепции проблемно-совладающего поведения Лазаруса.

Первый тип.  Активное сопротивление.

Второй тип. Пассивное  сопротивление.

Третий тип. Отказ от сопротивления.

Четвертый тип.  Бегство  от травли.

Пятый тип. Усугубляющее сопротивление.

  • Течение буллинга

Ряд исследователей указывают  на разные периоды, пики и сезонность буллинга.  В частности, по данным Пеллегринн и Бартини (2011), у 10-12 –ти летних мальчиков пикбуллинговой активности приходится на начало учебного года,  когда между детьми идет интенсивная борьба за власть и статус в классе.  Эта борьба значительно ослабевает к концу учебного года.

•  Переживания участников буллингового процесса.

  • Жертвы.

Нарастают:  беспомощность, отчаяние,  бессильная злоба,  генерализованныйный стыд.  Стремительно падает самооценка.   Дети на сознательном и неосознанном уровнях пытаются справиться с этими разрушительными переживаниями.  Включаются выше перечисленные механизмы совладания и психологической защиты.  В частности,  ряд детей начинают «понимать» и  оправдывать такое негативное отношение к себе, считая, что они это «действительно заслужили». 

В более тяжелых случаях  они начинают восхищаться своими мучителями и хотят походить на них.  Срабатывает один из механизмов    психологической защиты – идентификация с агрессором. «Чтобы мне не страдать от насилия и бессмысленно не убегать от насильника, от него всё равно никуда не убежишь,  надо подчиниться его воле, полюбить его, принять всё как данное и заслуженное и попытаться стать таким,  как он».  В результате у таких детей могут возникать мазохистическиепереживания.  В своей крайней форме такие переживания у жертв насилия известны как «стокгольмский синдром».

  • Насильники, обидчики, преследователи. 

Как мы уже упоминали,  отсутствие своевременной блокады их буллинговой активности существенно деформирует их личностную структуру и способно благоприятствовать появлению садистических переживаний.

  • Свидетели буллинга дети.

1.  Уже упомянутые нами  страх совершения подобного с тобой, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь ближнему, т.е. сам боишься последствий.

2.  Переживания настоятельных  (императивных)  потребностей к бегству от ситуации буллинга, чтобы ты в неё не втягивался, чтобы она не разрушила твой душевный комфорт.

3.  Переживание побуждений  присоединиться к травле.

  • Свидетели буллинга взрослые.

Речь идет о естественных реакциях взрослых лиц на факты буллинга.

1.  Возмущение, негодование,  желание немедленно вмешаться. 

2. Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и ты не знаешь, как это прекратить.

3.  Защитное игнорирование  фактов. «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено».

4.  Присоединение к  агрессору.  Переживание чувств  «праведного возмездия»  и «торжества справедливости». «Наконец,  ему  (ей) воздалось по заслугам». Как правило, к подобным реакциям, могут быть склонны педагоги, травмированные длительным проблемным поведением   своих учеников. При условии,  что у них выработалось отчётливо негативное к ним отношение.  В подобных случаях – это опасный симптом для самих педагогов,  поскольку подобные чувства у профессионалов являются деструктивными.  Злорадство педагога по поводу «коллективной проработки»  в классе проблемного ученика – повод к немедленному обращению за психологической или психотерапевтической помощью.  Одновременно и повод для приостановки своей педагогическойдеятельности. Аналогичные переживания происходят и у некоторой категорииродителей.

•  Исходы буллинга.  

Необходимо разделять  судьбу самого буллинга и последствия  для его участников.

  • Судьба буллинга:

1.  Процесс полностью  прерван и не возобновляется.

2.  Процесс был прерван  и возобновился.

3. Процесс приобретает волнообразный характер: буллинг – пауза – буллинг – пауза.

4.  Попытки прервать  процесс оказываются явно не эффективными.  Буллинг каждый раз возрождается с новой силой.

5.  Буллинг упорно прогрессирует  и становится злокачественным. 

Каждый раз,  говоря о  процессе буллинга,  нужно помнить,  что обычно речь не идёт о единственных детях,  пострадавших от школьного насилия.  Они могут очень быстро перевестись родителями в другие школы,  и для них этот процесс будет прерван.  Но буллинг -  это система,  это своеобразная социально-  психологическая  «зараза»  в детском сообществе. И на место ушедшей жертвы обязательно, рано или поздно, станет другая. И это будет происходить столько времени,  сколько не будут предприниматься реальные меры в отношении буллинга взрослыми.  Равно как и не может быть гарантий полного благополучия в  «больном»  детском коллективе,  если будет из него устранен главный виновник, инициатор школьной травли, а сам коллектив не будет подвергнут «лечению».

•  Последствия для  участников буллинга.

1. Буллинг проходит без  последствий для всех его участников, что бывает крайне редко. 

2. Буллинг оставляет след  для его участников, который незначительный, и с которым при своевременно начатой работе  можно быстро справиться.

3. Буллинг оставляет длительные  неизгладимые последствия для его участников, поражая практически все жизненно важные сферы человеческого бытия:

  • Психологические, негативные трансформации личности.
  • Посттравматические стрессовые нарушения.
  • Ухудшение психического и физического здоровья.
  • Снижение образовательного и профессионального функционирования.
  • Проблемы в коммуникации или их дальнейшее усугубление.
  • Прогрессирующее расстройство адаптации и потеря социальных достижений.
  • Криминализация поведения.

Естественно,  для разных участников буллинга есть свои прогнозируемые  «наборыпоследствий».

  • Так для жертв чаще всего речь идёт о последствиях для личности,  здоровья исоциального функционирования.
  • Для самих насильников –  о негативных последствиях для личности икриминальной трансформации поведения.
  • Для свидетелей –  детей и взрослых –  последствия для личности и снижениепрофессиональной (родительской) компетенции соответственно.

Однако известны и иные, мало прогнозируемые негативные последствия для участников буллинга. В частности, жертвы при неудачном выведении их из процесса буллинга или его отсутствии,   могут перестать обучаться,  развивать грубые нарушения поведения,  вплоть до криминальных,  обычно за пределами школы;  убегать в виртуальный мир компьютерной зависимости или начинать употреблять алкоголь и наркотики.  В свою очередь, сами насильники могут тяжело переживать свое поведение, искренне желать от него избавиться, испытывать при этом неудачу за неудачей и в итоге срываться в тяжёлый стресс и проблемы зависимого поведения  (компьютер,  психоактивные вещества, обжорство).

Взрослые всегда должны быть готовы к самым неожиданным исходам буллинга. И среди них самое главное не пропустить наиболее опасные:  покушение на убийство,   убийство, доведение до суицида и суицид.

 

•  Медико-психологические  аспекты буллинга.

Во-первых,  это посттравматические  (стрессовые)  переживания:  кризисная психология и кризисная психотерапия.  Большинство жертв,  реже насильников,  ещё реже свидетелей попадают в ситуацию  неконтролируемого стресса, т.е. в ситуацию, когда, как  не пытайся,  изменить ничего невозможно. В таких случаях речь идет о так   называемой    выученной беспомощности -  феномене, высоко распространенным в наши дни и проявляющим себя опять же в наиболее  социально напряженных областях: перспективах выбиться в люди из низов,  найти престижную и достойнейшую работу,  прокормить большую многодетную семью и адекватно получать образование. США была первой страной, где, начиная с 70-хгодов прошлого столетия,  такими исследователями,  как М.Селигманн началосьсистематическое изучения этого феномена.  В результате люди с выученной   беспомощностью на неразрешимою ситуацию начинают реагировать депрессией, которая, в свою очередь,  модифицирует всё их последующее поведение.  Существуют и другие механизмы развития постстрессовых последствий буллинга  (И.Бердышев,  М.Нечаева, 2005 год).

Во-вторых,  речь идет об ухудшении  уже    имеющихся физических и психологических заболеваний.  Например,  очередная декомпенсация диабета или пресловуто «популярного» ныне   синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В-третьих, непосредственное психосоматическое реагирование на длительную, затяжную психотравмирующую ситуацию.  Психотравмы запускают резкое неспецифическое снижение иммунитета,  кожную аллергию,  бронхиальную астму,  желудочно-кишечные спастические явления,  вегетососудистую дистонию,  психогенные расстройства мочеиспускания, подъемы температуры, не связанные с воспалением.

В-четвертых,  опасность  совершения суицида.  В частности,  исследование Кима и соавторов в 2009  году: 1655  южно-корейских восьмиклассников показало,  что буллинг статистически достоверно повышает у них риск самоубийства.

•  Роль детских сообществ  в возникновении и поддержании  буллинга.

К сожалению,  современных,  крупномасштабных исследований,  определяющих и разъясняющих все конфигурации межличностных отношений в ситуациях буллинга, практически нет.  В нашей же стране,  в последнее время акцент таких исследований смещается на закрытые воспитательные учреждения  (Кондратьев М., 2005, Пирожков В.,1992).  Американский социолог Эрвинг Гофман подобные учреждения предложил именовать тоталитарными, подразумевая подчинение всей их жизнедеятельности жёстким административным регламентациям.  Учреждения интернатного типа,  элитные военизированные и военные заведения, а также армия, могут условно рассматриваться как тоталитарные.  В таких условиях стабильности,  при желании и открытости руководства  этих    учреждений возможна успешная реализация исследовательских проектов по буллингу.  Обычные школы в этом плане значительно менее доступны.  Исключение составляют скандинавские страны.  Проблема актуальна и в наши дни в Евросоюзе.

Основательные реформы на этот счет хотят провести страны Прибалтики,  в частности,  Литва, в которой  проблема буллинга и детских сообществ  становится крайне болезненной.

Условно, школьные детские  сообщества могут подразделяться по отношению к насилию следующим образом:

1.Полностью исключающие проявление насилия и консолидирующиеся против подобных случаев.

2.Исключающие проявление насилия    и непоследовательно консолидирующиеся против насилия.

3.Исключающие насилие и неспособные к консолидации против насилия. 

4.Допускающие в определенных  «договорных» случаях насилие и поддерживающие его на этих условиях.

5.  Безразлично и невмешательски  реагирующие на насилие. 

6.  Активно поддерживающие  насилие. 

При этом важно не забывать о частом неполном или полном несоответствии качеств детской среды в отдельных классах и во всем школьном сообществе.  Это принципиальный момент,  т.к.  успешное совладание с проблемой буллинга возможно в его законченном варианте при полной общешкольной антинасильственной позиции.  Во всех случаях действуют социально -  психологические,  теоретические обоснования виктимизации детей в группе.  Как правило,  дети не любят и    виктимизируют тех сверстников,  которые не способствуют реализации основных групповых целей:

Информация о работе Буллинг и моббинг в детской и подростковой среде