Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:46, курсовая работа
Вещное право, как одна из подотраслей гражданского права, как правило, представляет собой систему правовых норм, определяющих права лиц на определенные вещи.
Вещные права оформляются и закрепляются в принадлежность данных вещей определенным субъектам гражданских правоотношений, и данные права отличают их от тех обязательственных прав, которые закрепляют переход данных вещей, либо объектов данных гражданских правоотношений от одного участника (субъекта права) к другому, также отличают их от исключительных прав, которые имеют объектом и нематериальные результаты определенной творческой деятельности , или средства индивидуализации данных товаров.
Введение
Основная часть
1. 1. Понятие и виды вещного права
2. Виды вещных прав
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Владение следует воспринимать как факт, т.е. Фактическое отношение. Иначе невозможно найти само место владению в данной системе институтов всего вещного права. Когда изначально владение трактуется как право, оно пересекается с некоторыми другими вещными правами. Сказанное, впрочем, не означает необходимость отказаться от самого правомочия владения, входящего в состав понятия вещных прав. Есть и одно субъективное право владения, которое вырастает из фактического отношения, - право владения для давности. Однако ни правомочие владения, входящее в состав вещного права, ни право владения для давности не должны признаваться полноценными вещными правами: одно - потому что входит в состав понятия вещных прав, другое - потому что еще не доросло до вещного права (например, оно не имеет права быть зарегистрировано как право на недвижимое имущество).
Определение владения как фактической связи лица с вещью требует более четкого ответа на вопрос, сохраняется ли владение, если разорван физический контакт лица с вещью. Очевидно, что исходя из практических соображений, на этот вопрос должен быть дан положительный ответ. Но тогда владение превращается в возможность установить физический контакт с вещью (хозяйственное господство), а субъективное право многие определяют как возможность (меру) определенного поведения. Впрочем, это не единственное определение субъективного права, так что указанного противоречия можно избежать.
Глава, посвященная владению, должна содержать также определения видов владения - законного и незаконного, добросовестного и недобросовестного владения. При определении видов владения нужно определить соотношение факта владения с правомочием владения, входящим в состав вещного права, и с правом владения для давности.
Закреплять двойное владение в ГК нет необходимости - посредственное и непосредственное и противопоставлять владение либо держание. Просто владением не следует считать такое фактическое отношение лица с вещью, которое осуществляется во исполнение лежащей на нем обязанности.
Крайне важно предусмотреть в ГК способы приобретения владения, особенно способы приобретения владения недвижимым имуществом, и среди них важнейший способ - ввод лица во владение на основании гражданско-правовой сделки. Вводу во владение можно придать абстрактное значение.
Наконец, в ГК должна найти место владельческая защита, т.е. защита факта владения, в ходе которой не может быть поставлен вопрос о праве. Такая защита могла бы осуществляться не только в судебном, но и в административном порядке.
Право собственности - это институт, наиболее подробно урегулированный в ГК. Большинство его положений следует сохранить, а некоторые - развить.
Во-первых, следует дать более четкое определение самого права собственности - путем указания не только на "триаду" правомочий, но и на такой признак права собственности, как наибольшая полнота. Право собственности предоставляет более полное господство определенного лица над самой вещью, включает возможность совершения любых действий в отношении данной вещи, которые не запрещены законом, в числе их владение, пользование и распоряжение вещью.
Во-вторых, при дифференциации всех форм собственности следовало бы перенести весь акцент с основных элементов права данной собственности
(объекта, субъекта и содержания) на осуществление данного права собственности. А так как формы собственности отражены в Конституции Российской Федерации, отказаться от выделения данных полностью невозможно. Но иной специфики форм собственности, кроме различия в объектах, в ГК нет. Да и в доктринальном плане эту иную специфику выявить непросто. На уровне же осуществления данного права собственности такие различия среди форм собственности обнаружить легко.
В-третьих, следует выделять виды данного права собственности зависимостью от того, на какое имущество - движимое или недвижимое - оно возникает. Фактически подобная дифференциация проводится в ГК и сейчас, нужно только отразить ее в структуре соответствующей главы. Нормы о данном праве собственности на движимое имущество (о передаче движимых вещей, о способах приобретения данного права собственности) также могут использоваться в субсидиарном порядке для регулирования некоторых прав на чужие вещи, если их объектом будет выступать такое имущество. Если обособить нормы о данном праве собственности (собственность недвижимого имущества), то можно отказаться от отдельного регулирования права собственности, либо на земельные участки, либо жилые помещения.
Защищаться само право собственности должно способами, предусмотренными ГК. Вещно-правовые методы защиты права собственности могут использоваться для защиты иных прав, как вещных прав, так и обязательственных прав, лишь в тех случаях, что прямо предусмотрены ГК. Для защиты данных прав собственности следует использовать четыре способа защиты: виндикационный иск, негаторный иск, иск признания права собственности, также иск (заявление) об освобождении своего имущества из под ареста. Все четыре способа должны быть четко урегулированы в ГК.
Виндикационный иск надлежит предъявлять во всех случаях, когда истец лишен владения вещью. Замена его иными способами защиты не допускается. Негаторный иск можно предъявлять только в случае, если истец сохранил владение вещью. Данный иск направлен на защиту права собственности от любых нарушений, кроме лишения владения. Исковая давность должна применяться и к виндикационному, и к негаторному иску (в противном случае невозможно возникновение прав на чужие вещи по давности, которое следует допустить).
Удовлетворение иска о признании права собственности может быть допущено лишь тогда, когда не установлен факт нарушения права собственности кем-либо. При заявлении такого иска можно не указывать конкретного ответчика.
Иск (заявление) об освобождении имущества от ареста следует рассматривать по правилам производства из административных правоотношений. Если при этом нарушено право владения или иные правомочия собственника, в дополнение может быть заявлен виндикационный или негаторный иски.
В условиях, когда будет установлен замкнутый перечень вещных прав, их классификация приобретет скорее структурно-логическое, а не нормативное значение. Особенно если вести речь о более подробной классификации, нежели чем деление на право собственности и права н чужие вещи. Тем не менее, классификация необходима, поскольку она позволит правильно расположить вещные права и избежать дублирования ряда норм в ГК.
Начать следует с деления всех вещных прав на право собственности и права, а чужие вещи. Термин "право на чужие вещи" более точно отражает существо противопоставления права на свою и на чужую вещь, чем ограниченное вещное право. Ведь неясно, по сравнению с ним то либо иное право на чужую вещь ограничено и можно ли считать право собственности неограниченным. В любом случае, тогда следует закрепить принцип неограниченности права собственности, а это противоречит тому подходу, который воплощен в ГК.
Право на чужую вещь обременяет вещь собственника и ограничивает осуществление права собственности. А в случаях, которые предусмотрены ГК, одно право на некую чужую вещь вполне может ограничивать осуществление другого права на эту чужую вещь. Следует отметить, что речь должна идти об ограничении осуществления вещного права, но не ограничении самого вещного права.
По общему правилу право на чужую вещь считается основанным на принципе специального разрешения. Законом могут предусматриваться случаи, когда право на чужую вещь основано на принципе общего дозволения.
Права на чужие вещи следует классифицировать в зависимости от того, какие из правомочий - владение, пользование либо распоряжение - входят в их состав. При этом нужно учитывать, что полный объем правомочий, т.е. и владение, и пользование, и распоряжение (без ограничения полномочия распоряжения), в содержание вещного права входить не должен во избежание его отождествления с правом собственности.
Возможны следующие комбинации правомочий: а) пользование само по себе; б) распоряжение само по себе; в) владение и пользование; г) владение и распоряжение; д) владение, пользование, ограниченное распоряжение. Под каждую из этих комбинаций может быть подведено одно из имеющихся или вновь вводимых вещных прав.
Права на чужие вещи также можно классифицировать в зависимости от того, на какую категорию объектов гражданских прав они могут распространяться. Следует выделить отдельно вещные права на природные ресурсы и вещные права на жилую недвижимость, однако не в виде отдельных глав раздела II, а в виде специальных норм в главах, посвященных отдельным разновидностям вещных прав.
В итоге перечень прав на чужие вещи мог бы выглядеть так:
1) сервитуты, причем не только вещные (реальные), но и личные. Под них можно, пожалуй, подвести права отказ получателя на жилое помещение по завещанию а, при необходимости, права члена семьи собственника жилого помещения. Спектр сервитуты прав должен быть весьма широк, особенно в отношении природных ресурсов. Сервитуты должны давать только пользование вещью (многие земельные сервитуты) или владение и пользование вещью (с возможностью распоряжения правом на доход). Владение сервитутом может принадлежать только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Главная сложность в конструировании сервитутов состоит в следующем, их закрытый перечень должен содержаться в Гражданском Кодексе и стоит сложная задача все возможные сервитуты выявить и перечислить;
2) право владения и пользования земельным участком, также участком недр и водным объектом, которое должно быть унифицировано для физических и для юридических лиц и допускать возможность его передачи другим лицам в порядке универсального правопреемства (или порядке наследования, при реорганизации юридических лиц и т.п.). Данное право может предполагать пользование земельным участком, также участком недр, водным объектом как таковым, без изменения его субстанции (существенных характеристик), и тогда оно будет похожим на римский эмфитевзис. Если же право предполагает изменение субстанции (возведение здания, гидротехнического сооружения, подземного объекта), то его нужно урегулировать наподобие римского суперфиниш (права застройки). Право владения и пользования земельным участком может использоваться также как правовая конструкция, опосредующая право на участок собственника здания, расположенного на чужой земле;
3) право залога (ипотека), которое следует признать вещным правом распоряжения чужой вещью. Помимо данного права, которое является чисто обеспечительным, необходимо комплексно урегулировать также вещное право на заложенное имущество, сопряженное с правом требовать уплаты определенного денежного долга (оба эти права должны быть овеществлены в закладной). Вопрос о вещном характере залога движимых вещей подлежит дополнительному обсуждению, а вот признание залога прав вещным правом, по-видимому, исключено;
4) право приобретения чужой вещи (запродажа). Такое право его обладатель может осуществить сам или передать его другому лицу, в том числе на определенное время, при условии уплаты соответствующей премии или без нее. Фактически данное право будет иметь обеспечительный характер (обременять право собственности на недвижимую вещь в условиях отсутствия регистрации сделок с недвижимостью) и может использоваться как финансовый инструмент;
5) право на доход, приносимый вещью (рента). Это право противоположно предшествующему и может быть установлено собственником в отношении его вещи заново или прежним собственником при продаже вещи другому лицу. Вводя в гражданское законодательство данное право, следует четко определить соотношение между ним и договором ренты, с одной стороны, и договором доверительного управления - с другой;
Наконец, специальному регулированию следует подвергнуть права государственных (муниципальных) юридических лиц на имущество, закрепленное за ними публичными собственниками. Отказаться от этой категории вещных прав невозможно, в то же время вряд ли целесообразно сохранять два разных права: право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Следует оставить только право оперативного управления государственным (муниципальным) имуществом, дифференцировав его в зависимости от категории субъекта (предприятие, учреждение) и от вида имущества (движимое или недвижимое).
2.2.Право собственности
Право собственности из числа всех вещных прав является основополагающим, т.е. первоначальным и также абсолютным правом. Другие же вещные права являются производными от него, они являются , как мы знаем ограниченными вещными правами. Само право собственности рассматривается, в объективном и в субъективном смысле. Объективный смысл права собственности представлен совокупностью норм, которые закрепляют принадлежность данных вещей определенным субъектам, устанавливают права субъектов по владению, пользованию и распоряжению данными вещами, обеспечивают осуществление защиты этих прав. А субъективный смысл - это возможность иметь определенное поведение, дозволенное законом данному уполномоченному лицу. В данном смысле, право собственности представляет собой вещное право, оно дает возможность собственнику самому определять характер направления использования только ему принадлежащего имущества, осуществлять над имуществом полное господство, одновременно принимая бремя и даже риск содержания данного имущества на себя.
Собственность - общественные отношения, которым присуще как материальный субстрат, так и волевое его содержание. Собственность - так же имущественное отношение, при этом в ряду самих имущественных отношений собственность занимает главное место. Однако, этого недостаточно для характеристики самой собственности. Необходимо вначале показать, какими конкретными формами могут быть представлены волевые акты собственника по отношению к принадлежащей ему вещи. Но речь не пойдет о том, как выстроить в определенный ряд весь перечень этих актов. Это просто невозможно, ведь в принципе, в отношении к своей вещи собственник волен совершать все, кроме того, что запрещено законом, или противоречит социальной природе самой собственности. Воля данного собственника по отношению к принадлежащей ему вещи выражается как в ее владении, пользовании так и распоряжении данной. К коим, в итоге, сводятся все конкретные акты данного собственника по отношению к вещи.