Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:22, реферат
С целью решения проблемы финансирования малые и средние предприятия все чаще обращаются к лизингу как к одному из немногих доступных для них и эффективных способов привлечения средств. Любая лизинговая сделка по своей финансовой сути является одним из немногих реальных шансов на привлечение инвестиций, предоставляя возможность малым предприятиям промышленности, сельского хозяйства и строительства модернизировать производство, повышать конкурентоспособность, производительность, создавать новые рабочие места.
Введение…………………………………….2
Общее описание лизинга…………………………………….3
Роль лизинга в активизации малого бизнеса…………4
Лизинг и малое предпринимательство…………………9
Заключение…………………………………….16
Малый бизнес традиционно является категорией предприятий, связанных с высокой степенью риска для финансовых учреждений ввиду отсутствия кредитной истории, неспособности предоставить дополнительные гарантии, которые обеспечивали бы сделку, а также большого числа несостоятельных проектов. Все это делало малый и средний бизнес непривлекательным для кредитных учреждений. Что же может предложить лизинг лизингополучателю и каковы его преимущества в сравнении с банковским кредитом?
Прежде всего – доступность. Когда мы говорим о доступности, то имеем в виду, что, рассматривая заявку на осуществление лизинговой сделки, лизинговая компания основывается в большей степени не на кредитной истории предприятия, а на оценке способностей этого предприятия генерировать достаточный объем денежных средств после получения оборудования, запуска технологической линии, с тем, чтобы в полном объеме и своевременно выплачивать лизинговые платежи. Таким образом, лизинг в наших условиях, возможно, является одним из немногих форм финансирования малого и среднего бизнеса.
Следующее преимущество – небольшие объемы лизинговых сделок. Кредитные учреждения, банки, скорее всего, неохотно пойдут на заключение небольших по объему сделок. Прежде всего, это связано с длительной и достаточно дорогостоящей процедурой рассмотрения заявки, заключения договоров и т.д. В то же время лизинговая компания, особенно та компания, которая специализируется на работе с малым и средним бизнесом, у которой уже есть отлаженный и отработанный механизм рассмотрения заявки, может охотно согласиться на заключение такой сделки.
Лизинговая компания при расчете лизинговых платежей в обязательном порядке учитывает особенности денежного потока лизингополучателя, т.е. график денежных поступлений лизингополучателя, который обусловлен его технологическим процессом. И здесь значение имеет неравномерность денежных поступлений лизингополучателя, сезонность поступлений денежных средств. Лизинговая компания может гибко подойти к выработке и установлению графика лизинговых платежей, учитывая все эти факторы.
Здесь уже справедливо отмечалось, что во всем мире лизинг является такой формой финансирования предприятия, которая не требует дополнительного обеспечения. К сожалению, в российских условиях, в силу ряда обстоятельств, в том числе неэффективного механизма возврата собственности и отсутствия вторичного рынка оборудования, этот принцип не действует. Но лизинговая компания чаще всего требует меньшее обеспечение по сделке, чем банк.
Следующее преимущество
лизинга – благоприятный
Я хотел бы очень коротко сравнить банковский кредит и лизинговую сделку. Мы попытались взять лизингополучателя, который приобретает оборудование в лизинг и покупателя оборудования, который приобретает такое же оборудование с использованием банковского кредита. Мы посчитали объем лизинговых платежей, который должен выплатить лизингополучатель и ту сумму кредита, которую должен выплатить покупатель оборудования, использующий банковский кредит. Если мы посмотрим на этот график, то увидим, что лизингополучатель платит большую сумму. Однако с учетом всех налоговых льгот, который использует лизингополучатель, лизинг для него дешевле, чем банковское кредитование. Я думаю, что следующие выступающие, которые уже использовали лизинг и банковский кредит, подтвердят это высказывание.
Мороз Софья Ароновна, генеральный директор Сибирской лизинговой компании:
Сибирская лизинговая компания функционирует уже четыре года и тоже является малым предприятием. Компания была создана физическими лицами в форме открытого акционерного общества и в расчете на финансовые ресурсы Сибирской страховой компании. В настоящее время никаких бюджетных источников финансирования, в том числе региональных, у нас нет; мы работаем исключительно на частных инвестициях. Это финансовые ресурсы трех крупных страховых компаний Кузбасса и использованы банковские кредиты коммерческих банков, но в меньшей степени. Использование финансовых ресурсов страховых компаний – это, по существу, привлечение средств мелких инвесторов, частных физических лиц, потому что основными инвесторами страховых компаний являются физические лица. Вот на таких деньгах мы работаем. Стремясь диверсифицировать прежде всего собственные риски, мы с самого начала свою политику в лизинге определили таким образом, что будем работать только по мелким и средним проектам. И поэтому мы стали по существу лизинговой компанией малого бизнеса.
80% наших клиентов являются представителями малого предпринимательства, в том числе очень много частных предпринимателей. Приведу данные 1999 года: из 105 договоров лизинга, которые мы заключили, 67 договоров было заключено с частными предпринимателями.
Как мы работаем, как мы выживаем, как мы развиваемся? Все проблемы законодательства и его неоднозначность, о которой здесь говорилось, безусловно касаются и нас. Каким-то образом мы с ними справляемся, пытаемся и с налоговой инспекцией находить общий язык. То есть, заранее видя какие-то проблемы в законодательстве, обращаемся в налоговую инспекцию и находим такое решение, которое и они, и мы считаем приемлемым. Нам очень трудно работать из-за неоднозначности в законах. О законе «О лизинге» здесь уже много говорилось, поэтому я скажу о законе «О малом предпринимательстве». В этом законе есть статья, которая предписывает Правительству разработать упрощенный порядок регистрации малых предприятий и упрощенный порядок сертификации их продукции, лицензирования и так далее. Почему должна быть упрощенная сертификация, до сих пор не понимаю. А вот упрощенный порядок регистрации создает нам много проблем: налоговая инспекция приходит к нам и интересуется, на каком основании мы используем льготы как малое предприятие и где наше свидетельство о том, что мы зарегистрированы как малое предприятие. Что-то декларировано в законе, не реализовано, это приводит к очень большим сложностям. Причем это касается не только лизинговых, страховых компаний, но и любых других представителей малого бизнеса в нашем регионе.
Как работаем мы с лизингополучателями
– представителями малого бизнеса
и в чем особенности этой работы?
Смело скажу: в 90% случаев из 100 мы
не требуем дополнительного
Вторая особенность работы с представителями малого бизнеса, с частными предпринимателями. Далеко не каждый из них может представить полный бизнес-план, и мы этого не требуем. В Кузбассе очень много сейчас всевозможных консалтинговых и прочих фирм, которые могут за деньги такой бизнес-план сделать, но зачастую за красивыми корочками нет никакого содержания. Поэтому мы разработали свой опросный лист, в который включено 10–15 вопросов. Ответы на эти вопросы дают нам полное представление о проекте, который предлагается. Иногда и на вопросы этого опросного листа мы не просим отвечать, если видим, что это совсем маленький договор.
В чем еще особенность работы с представителями малого предпринимательства? Некоторые из них приходят с очень сырыми идеями и сами в них свято верят, не имея достаточной экономической грамотности и не понимая, что идут по ложному пути. Поэтому некоторым потенциальным клиентам мы просто объясняем, что они взяли за основу не тот проект и вряд ли на том пути достигнут желаемого успеха.
Кроме того, мы очень гибко подбираем график платежей. В процессе функционирования данного лизингового договора при необходимости вносим изменения в график, некоторым предпринимателям – нашим клиентам предоставляем дополнительные отсрочки, если у них возникли какие-то проблемы при реализации проекта. В некоторых случаях сводим производителя с потребителем. Например, один наш клиент производит майонез, а другой им торгует. Мы помогаем активизировать проект и того и другого, бизнес и того и другого нашего клиента. Я бы сказала, что с представителями малого бизнеса, особенно с частными предпринимателями или с особо мелкими структурами, мы нянчимся, как с малыми детьми, т.е. мы помогаем им начать дело, развить его и соответственно сами развиваемся вместе с ними. Многие представители малого предпринимательства растут вместе с нами в полном смысле этого слова – мы живем четвертый год, и они каждый год заключают новый договор лизинга. Таковы особенности работы с представителями малого предпринимательства.
Что хорошо и что плохо для лизинговой компании, когда она работает с представителями малого бизнеса? Хорошо то, что, работая с малым бизнесом, мы диверсифицируем наши риски, так как имеем обширный портфель проектов. А что плохо? Плохо, что с одной стороны мы риски свои диверсифицируем, но с другой стороны работа с лизингополучателями – малыми предприятиями наоборот характеризуется повышенными рисками, например такого рода. У нас в регионе губернатор, заботясь о населении, ограничил цены на хлеб, а цены на муку росли. К этому времени очень многие представители малого предпринимательства развили свое хлебопекарное производство. Большим хлебопекарным предприятиям область предоставляет дотации. В результате они могут, закупая дорогую муку, продавать дешевый хлеб и не разоряться. А вот представители малого предпринимательства, частные предприниматели, которые не получают никакой дотации на разрыв стоимости муки и хлеба, разорились. А ведь некоторые из них были нашими клиентами. Незащищенность от такого рода не совсем рационального и грамотного законотворчества на уровне регионов, хотя то же самое может быть на уровне Федерации, повышает риски, в том числе и для лизинговых компаний. Завтра то же самое может произойти со швейными предприятиями. Очень активно сейчас развивается швейное, вязальное, трикотажное производства в сфере малого предпринимательства. В то же время в угольных городах в свое время были созданы крупные швейные и трикотажные производства с целью создания рабочих мест для жен шахтеров. Так, если областная администрация начнет поддерживать эти крупные предприятия, то наши лизингополучатели, работающие в этих сферах, также разорятся. Очень хорошо, что здесь есть представители Министерства по антимонопольной политике, потому что совершенно понятно, что это никуда не годится, но тем ни менее это есть.
И несколько слов об амортизации. Я понимаю, что льгот, наверное, быть не должно. Действительно, когда речь идет об ускоренной амортизации с коэффициентом три, то это может рассматриваться как лоббирование интересов лизинговых компаний. Но при этом не учитывается технология лизинга и специфика лизинговой деятельности в России. Реально, и особенно в сфере малого предпринимательства, мы не можем заключать «длинные» лизинговые договоры – на 5–8–10 лет. Почему? Да потому, что сегодня этот малый предприниматель работает в одной сфере, а завтра пойдет в другую. Это и хорошо. Хорошо, что малый бизнес развивается мобильно и гибко. Только это плохо для лизинговой компании. Потому, что длинный лизинговый договор мы заключить не можем. К тому же и «длинные» кредиты на финансирование лизинговых операций мы не имеем. Поэтому самые длинные договоры лизинга для малого бизнеса в России – это 3 года.
А что происходит с нашими нормами амортизации? Смотрите, лизингополучатель за срок действия договора оплатил полностью лизинговой компании стоимость фондов плюс затраты на страхование плюс проценты за кредит, которые лизинговая компания заплатила кредитору, плюс налог на имущество, который также включается в цену лизинговой сделки и плюс маржа лизинговой компании. То есть лизингополучатель полностью заплатил стоимость имущества и еще кое-что. Однако через три года оборудование по правилам, вводимым второй частью Налогового кодекса полностью не самортизировалось и стоит оно, допустим, на балансе лизинговой компании. Мы передаем оборудование с баланса лизинговой компании на баланс лизингополучателя и должны эту недоамортизированную часть либо закрыть своей чистой прибылью, а значит взять это с лизингополучателя, либо лизингополучатель должен выкупить оборудование по остаточной стоимости, а он ведь уже все оплатил и даже более того.
Я считаю, что если нововведения, записанные в проекте Налогового кодекса будут приняты, то лизинг в России просто умрет. Потому, что он потеряет всякий смысл и станет экономически невыгоден.
Аксаков Анатолий Геннадьевич, депутат Государственной думы:
Возвращаясь к проблемам малого бизнеса, хочу сказать о следующем. Будучи министром экономики Чувашской республики, я сталкивался с проблемой поиска источников финансирования и считаю, что одним из таких источников может стать статья в бюджете развития Российской Федерации, по которой 10% бюджета будет направляться на развитие малых предприятий, в том числе и на финансирование их лизинговых операций. Это будет хорошей поддержкой для российского малого бизнеса.
Следующая идея. Кроме технической, технологической перестройки экономики необходимо задействовать каким-то образом имеющееся устаревшее оборудование. Многие крупные предприятия сегодня не используют устаревшие фонды. И они ложатся на себестоимость той продукции, которую предприятия могли бы производить на этих фондах. Устаревшие фонды крупные предприятия могли бы передавать в пользование малым предприятиям. Однако крупные предприятия просто не хотят с этим связываться. Можно сказать: ни себе, ни другим. Здесь нужны какие-то стимулы. Вот в Чувашии мы создали лизинговую компанию малого бизнеса со следующей идеей: в счет налоговых платежей забирать у крупных предприятий оборудование и передавать его малым предприятиям в лизинг через лизинговую компанию. Финансовым оператором в данном случае выступает Министерство финансов, которое забирает оборудование в счет платежей в бюджет субъекта Федерации и передает этой лизинговой компании для того, чтобы она потом погашала эти платежи, передавая это оборудование в лизинг. Вот такие схемы нам надо искать для поддержки нашей экономики, с тем, чтобы она начала нормально функционировать.