Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:16, реферат

Краткое описание

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен. Можно сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. В своем изначальном состоянии торговля была тождественна простому натуральному обмену. Развитие торговли в мире связано с появлением и расширением товарного производства. При товарном производстве связующим звеном между производством и потреблением выступает рынок, а характер этой связи находит свое выражение в процессе купли-продажи.

Прикрепленные файлы: 1 файл

istoriya_predprinimatelstva_v_rossii.docx

— 398.59 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Что касается импорта, то он, по прежнему, состоял из серебра, украшений, дорогих тканей, металлов, специй, вина, москательных товаров. Важной статьей импорта в XVII в. становится огнестрельное оружие (мушкеты, карабины, пистолеты) и порох. Серебро доставлялось частично в виде слитков, частично в монете (ефимки). Ассортимент тканей был весьма разнообразен и состоял, в частности, из сукон и шелковых материй, сатина, бархата, позументов и шелка для обивки стен. Сукно среди всех товаров занимало первое место, далее шли металлы, прежде всего, медь, на долю которой приходилось от 15 до 20% от всех товаров, привозимых в Архангельск[11].

 

 

3.8. Развитие мануфактурного  производства в XVII веке

 

 

В XVII в. дальнейшее развитие получает мануфактурное производство – происходит переход от мануфактур рассеянного типа к мануфактурам, также основанным на разделении труда, где хотя и преобладал ручной труд, но уже применялись различные механизмы, приводимые в основном силой падения воды (молоты, сверлильные станки и т.д.). Мануфактуры организовывались для обслуживания казенных нужд – удовлетворения разнообразных потребностей государства, прежде всего в производстве оружия для армии. Большая часть мануфактур в то время принадлежала государству; именно они стали основой развития государственного промышленного предпринимательства.

В XVII в. мануфактурой становится московский Пушечный двор, насчитывавший в 30-е гг. 130-140 работников разных специальностей, перечень которых свидетельствует о разделении труда, характерной для этой формы производства. Мануфактурой стала также Оружейная палата, где в 1680-е гг. было занято более 300 мастеров. Казне принадлежали Измайловский и Воскресенский стекольные заводы в подмосковных селах, производившие оконное стекло, аптечную и столовую посуду, а также полотняная мануфактура Хамовный двор и две мануфактуры в Ярославском уезде. На них использовался подневольный труд "приписных" крестьян, а продукция поступала в распоряжение дворцового ведомства или казны.

Кроме названных, работали еще Золотая и Серебряные палаты, которые производили золотые и серебряные вещи для царского двора, Денежный двор, государству в основном принадлежали поташные промыслы, медноплавильные заводы в Онежском крае и т.п.

Ряд мануфактур в XVII в. был основан иностранцами: например, Тульско-Каширские и Олонецкие заводы – голландцем А. Виниусом и его компаньонами, которые, согласно царской грамоте, полученной в 1632 г., должны были выполнять заказы казны, а уже затем продавать свою продукцию повсюду в России и беспошлинно вывозить ее за границу. Тульско-Каширские заводы производили для казны пушки, ядра, мушкетные стволы, шпажное железо, а для продажи на внутреннем рынке – сохи, замки, якоря, лопаты, мотыги и т.п. При этом квалифицированную работу выполняли иностранные и русские наемные мастера, а для подсобных черных работ к заводам "приписывали" дворцовых и государственных крестьян. Построенный А. Виниусом и компаньонами завод стал первым железоделательным предприятием, работающим на энергии воды. Завод состоял из трех парных комплексов железоплавильни и дробильни, каждый комплекс имел собственную запруду для поддержания силы падающей воды на водяных мельницах. В марте 1636 г. Виниус поставил царю первую партия в 101 пуд прутового железа и 42 пуда листового железа, и уже вскоре заводы перешли к производству пушек. К 1638 г. производство было запущено на полную мощность. В 1647 г. на Тульских заводах работал 21 иностранец: плавильщики, формовщики, литейщики, кузнецы и углежоги.

Однако компаньоны не полностью выполняли свои обязанности по поставкам государству, но экспортировали большое количество пушек в Голландию: в 1646 г. более 600, в первые месяцы 1647 г. – около 360 штук. В результате в марте 1647 г. правительство царя Алексея Михайловича конфисковало Тульские заводы и передало их боярину Григорию Пушкину[12].

Заводы Виниуса были не единственными предприятиями иностранцев. Например, швед Койет основал Духанинский стекольный завод в 40 верстах от Москвы; в районе Ярославля появилась полотняная мануфактура голландского купца Я. Томеса; голландский купец Карел дю Мулен основал завод в Холмогорах, производивший более тясячи пудов канатов ежегодно.

Всего в России на протяжении XVII в. действовало до 30 мануфактур, но из них стабильно работали не более 15 – свободные деньги купцы предпочитали вкладывать не в промышленность, а в торговлю, так как торговая прибыль была по-прежнему гораздо выше промышленной.

Тем не менее, все активнее начало развиваться и частное отечественное промышленное предпринимательство. Так, в 1694-1695 гг. был заложен Тульский завод Н.Д. Демидова, ставший первым крупным вододействующим предприятием с полным металлургическим циклом. Пример успешного сочетания феодального хозяйствования, служения государю и развития частного предпринимательства (прежде всего промышленного) являет собой Б.И. Морозов – один из крупнейших феодалов своего времени.

О боярине Борисе Ивановиче Морозове современники говорили, что у него жажда золота была «как обыкновенно жажда пить». Огромное хозяйство Морозова являло собой пример товарной направленности практически всех его звеньев, будь то сельское хозяйство, промыслы или промышленное производство. Вотчины Морозова насчитывали 9 тыс. крестьянских дворов более чем в 300 селах и деревнях. Будучи свояком царя Алексея Михайловича (мужем сестры царицы), он управлял делами русского государства и возглавлял четыре важнейших приказа, в том числе Приказ большой казны – главное финансовое ведомство государства.

Ведущее место в промышленной деятельности Морозова занимало изготовление поташа, применявшегося при производстве канатов и различных красителей: около 30 морозовских предприятий (будных майданов) выпускали 56% производимого в стране поташа (до 80-90 тыс. пудов в год) и обеспечивали владельцу ежегодный доход от продажи этого товара до 180 тыс. руб. К тому же царский родственник добился права беспошлинного провоза поташа с его предприятий до Архангельска. После смерти Б.И. Морозова его поташные заводы частично отошли к дворцу.

Помимо этого Морозов занимался металлургическим производством: под Звенигородом он построил железоделательный завод, в котором, по-видимому, имелась доменная печь. Хотя сведений о выпуске продукции с этого завода нет, но при нем находилось 50 дворов для «мастеровых и работных людей», что свидетельствовало о достаточно значительном производстве.

Действовали в имениях Морозова и винокуренные заведения, где перерабатывалось зерно, поступавшее из его вотчин.

Характерно, что поташное, металлургическое и винокуренное производства Морозова были тесно связаны с государственным хозяйством. Поташ производился для нужд государства, винокурение обслуживало казенную питейную монополию, а металлургические заводы изготавливали вооружение для армии. Морозову принадлежали также кирпичные и кожевенные заведения, мукомольные мельницы и рыбные промыслы. Промышленное предпринимательство боярина сочеталось с оптовой торговлей. Он не только продавал хлеб, полученный из своих владений, но занимался скупкой и перепродажей зерна и других сельскохозяйственных продуктов, вел экспортную торговлю хлебом и кожей.

В пределах вотчин Б.И. Морозова находились крупные торгово-промышленные села Лысково и Мурашкино, по своим размерам, числу жителей и уровню производства превосходившие многие города России того времени[13].

Б.И. Морозов самый известный представитель знати, занимавшийся предпринимательством, однако, помимо него промышленным и торговым предпринимательством занимались князья Милославский, Черкасский, Одоевский, Ромодановский и др.

На путь промышленного предпринимательства в XVII в. встало и купечество. Наиболее знатными в этой иерархии являлись именитые люди Строгановы, далее шли гости, которых к концу XVII в. насчитывалось 34, далее следовали торговые люди Гостиной (158 человек) и Суконной (116 человек) сотен.

Следующими «по рангу» шли посадские торгово-промышленные люди. Многие из «лучших» посадских людей вели значительные торговые операции, владели заводами и винокурнями и т.д.

На путь купеческого, торгово-промышленного предпринимательства вставали и отдельные ремесленники, принадлежавшие большей частью к посадским людям, а иногда и крестьянам.

Таким образом, особенностью предпринимательской деятельности в Московской Руси XIV-XVII вв. была постепенно возрастающая в ней роль государства. На службу ему в XVII в. были поставлены высшие категории торговых предпринимателей – купцы Гостиной и Суконной сотен, государство усиленно вмешивалось в сферу внешнеторговых отношений. Торговля некоторыми товарами (хлебом, пенькой, поташом) оставалась монополией казны. Что касается промышленного предпринимательства, то оно в основном зарождалось в рассматриваемый период как государственное. При этом частное или иностранное предпринимательство было связано с государственным хозяйством, обслуживало его нужды и действовало в его интересах. Господствующее положение государства в промышленности и других сферах экономики продолжало укрепляться и в последующие периоды.

 

 

Вопросы для самоподготовки:

1.   В чем заключались особенности мануфактурного производства в России?

2.   Какие привилегии были предоставлены Иваном IV купцам Московской компании?

3.   Как изменялась иерархия торгового сословия в рассматриваемый исторический период (XIV-XVII вв.)?

4.   В чем заключались особенности формирования денежной системы в России?

5.   Что представлял собой Гостиный двор в XVI-XVII вв.?

6.   Каким образом укрепление власти великого князя на Руси сказывалось на развитии предпринимательства в рассматриваемый период?

 

 

Литература:

1.   Велувенкамп Ян Виллем Архангельск. Нидерландские предприниматели в России. 1550-1785. М.: РОССПЭН, 2006.

2.   Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1,2. М., 1993.

3.   Флоря Б.Н. Изменения социального состава населения Московского Кремля в конце XV – начале XVI вв. // Средневековая Русь. М., 1996. Вып. 1.

4.   Перхавко В.Б. Гости-сурожане // Вопросы истории. 1993. № 6.

5.   Семенов Л.С. Путешествие Афанасия Никитина. М., 1980.

6.   История предпринимательства в России: В 2 кн. Кн. 1. От Средневековья до середины XIX века. М, 2000.

7.   Шумилов М.М. Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX-XII вв.) СПб., 2006.

8.   Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982. С. 30.

9.   Андреев А.Р. Строгановы. XIV-XX вв. Энциклопедическое издание. М., 2000.

 

 

 

[1] Ключевский В.О. Указ.соч. С. 339.

[2] Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI – первой четверти XVIII в. Т. I. М., 1998. С. 220.

[3] Велувенкамп Ян Виллем. Архангельск. Нидерландские предприниматели в России. 1550-1785. М., 2006. С. 41.

[4] Велувенкамп Ян Виллем.. Указ.соч. С. 129.

[5] Андреев А.Р. Строгановы. XIV-XX вв. Энциклопедическое издание. М., 2000. С. 6-7.

[6] Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI-первой четверти XVIII в.  
Т. I. М., 1998. С. 299.

[7] Голикова Н.Б. Указ.соч. С. 299-300.

[8] Велувенкамп Ян Виллем. Указ.соч. С. 49.

[9] Там же. С. 50-51.

[10] Там же. С. 80.

[11] Велувенкамп Ян Виллем. Указ.соч. С. 80-81.

[12] Велувенкамп Ян Виллем. Указ.соч. С. 107-116.

[13] История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до сер. XIX в. М., 2000.  
С. 169-170.

 

 

Глава IV. Петровские преобразования в России и развитие предпринимательства

 

 

4.1. Экономическая  обстановка в России в начале  XVIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли

 

 

В XVIII в. границы России продолжали расширяться. В первой четверти столетия в ее состав вошли земли, открывавшие широкий доступ к Балтийскому морю: побережье Финского залива, Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии. Позднее, ближе к середине века, к России отошла часть земель Казахстана и, наконец, в последней трети века были присоединены Южная и Правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Курляндия, Новороссия и Крым; был установлен протекторат над Грузией. Именно в XVIII в. русские морские экспедиции открыли Аляску и Алеутские острова, где были основаны восемь факторий, начавших освоение этого края.

В результате этого политико-географическое положение России коренным образом изменилось. Была преодолена ее относительная изолированность, она получила непосредственный доступ сначала к Балтийскому, а потом и к Черному морям, странам Центральной Европы, Балканам, Кавказу и Средней Азии. Тем самым были созданы важные предпосылки для активного включения России в международные политические и экономические отношения и для дальнейшего расширения ее влияния.

Увеличение территории (соответственно и населения) государства являлось важнейшим условием его дальнейшего развития. Приобретение новых земель имело огромное экономическое значение, новые морские порты дали мощный импульс развитию торговли. Численность населения с 1719 по 1795 г. выросла в 2,4 раза – с 15,5 до 37,2 млн. человек.

Успешными были начинания, связанные с развитием путей сообщения. На Балтике возник новый крупный порт – Санкт-Петербург (в 1724 г. сюда уже пришли 240 иностранных судов с товарами). В  
1703 г. для соединения Санкт-Петербурга с бассейном Волги началось сооружение Вышневолоцкого канала, движение по которому было открыто в 1709 г.; в 1718 г. было начато сооружение обводного Ладожского канала; правда, начавшееся в 1689 г. сооружение Волго-Донского канала осталось незаконченным. Льготы и поощрения были предоставлены портам Риги, Выборга и др. На Котлине было начато строительство торгового порта для стоянки военных и торговых судов. Принимались меры к развитию сухопутной торговли, а также торговли по Волге и Каспийскому морю со Средней Азией и Ираном. Особое значение для развития внутреннего рынка приобрели новые транспортные магистрали – Мариинская и Тихвинская водные системы.

Новый импульс был дан развитию контактов России с западноевропейскими странами. В страну потянулись сотни иностранных предпринимателей, в большинстве своем выходцев из стран Западной Европы. Количество иностранных купцов по сравнению с XVII в. значительно увеличилось. Общее число торговых иноземцев, деятельность которых отмечается в России с 1693 по 1726 гг. составила порядка 540 человек. Подавляющее большинство среди торгующих в России западноевропейских купцов составляли представители всего 3-х стран: Англии, Голландии и Германии (примерно 400 человек или 75% всех западноевропейских купцов, торговавших при Петре I)[1].

Во время Северной войны иностранные купцы приняли участие в организации заводов, в частности по производству пороха. Так с 1708 г. монопольное право на производство пороха получил англичанин  
А. Стейлс, который имел два пороховых завода на реке Клязьме. В Москве была организована полотняная мануфактура, принадлежавшая голландскому купцу Ивану Тамесу.

Всего более чем 10-летний стаж торговли в России имели 125 западноевропейских купцов. В отношении иностранного купечества существовало специальное законодательство. В частности регулировались вопросы их въезда и выезда из страны. Доступ иностранцев в Россию при Петре I, в принципе был свободным и даже поощрялся. Однако выезд иностранных купцов, особенно тех, кто достаточно давно работал в стране, регламентировался достаточно строго.

Информация о работе Древняя Русь: истоки предпринимательской деятельности