Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 13:20, реферат
Российское предпринимательство – это довольно обширная тема, следовательно людей, которые приняли активное участие в развитии предпринимательства Российского государства тоже довольно много. В первую очередь ими являлись пионеры рынка – купцы. В России с XIII века существовало немало семей, даже я бы сказала купеческих династий. В разные эпохи для вводились то различные льготы, то наоборот наказания. В целом, нужно отметить, что занятие торговлей требовало определенной смелости и силы духа, впрочем это негласное правило остается уместным и по сей день.
Министерство Образования Российской Федерации
Реферат
«Демидовы, как представители российского
предпринимательства»
Москва
2014
Оглавление
Введение
Российское предпринимательство – это довольно обширная тема, следовательно людей, которые приняли активное участие в развитии предпринимательства Российского государства тоже довольно много. В первую очередь ими являлись пионеры рынка – купцы. В России с XIII века существовало немало семей, даже я бы сказала купеческих династий. В разные эпохи для вводились то различные льготы, то наоборот наказания. В целом, нужно отметить, что занятие торговлей требовало определенной смелости и силы духа, впрочем это негласное правило остается уместным и по сей день.
Можно привести много примеров таких
людей, но я решила остановить свой выбор
на династии Российских предпринимателей-
Горнозаводчики Демидовы как предприниматели и меценаты оставили нам огромное наследство. Заводы и города, музеи и архитектурные шедевры, библиотеки и архивы, в которых сохранился их исторический опыт. Демидовы и их деяния противоречивы, и разные авторы акцентируют внимание на разных сторонах жизни и деятельности этих крупнейших в России предпринимателей и меценатов.
Наиболее примечательными фигурами для меня стали Никита Демидович и Акинфий Никитич как СОЗИДАТЕЛИ, обладающие колоссальной энергией и могучей страстью к деятельности, полезной для России. Свои горные дела они стремились – и у них это получалось – делать лучше других, лучше всех. Они создавали заводы, которые намного превосходили свои аналоги, плавили лучший в мире металл, который пользовался большим спросом на международном рынке. Нужно также отметить, что российский металл был востребован даже такой промышленно развитой по меркам того времени страной, как Англия.
Изучить деятельность Никиты и Акинфия Демидовых, их вклад в развитие российского
предпринимательства.
В работе над этой темой мне очень помогла книга Игоря Шакинко «Демидовы», в книге он дает подробный очерк династии промышленников, анализ событий того времени. Но он изучает характер Демидовых на основании художественных портретов, делая упор на то, что художник, создавая портрет передает не внешний облик, а старается приблизить детали изображения к основным чертам характера, внешний фон обычно повествует о привычках и наклонностях натуры. (см. приложения)
Глава I. Никита Демидов
О Никите сохранилось огромное количество деловых документов, однако о его человеческом облике они мало что говорят. Но если собрать воедино все те сведения, которые дошли до нас, то можно составить примерную характеристику Никиты Демидова.
Никита был высоким, крепкого телосложения человеком, благодаря этому, уже в 16 лет он стал зваться кузнецом. В молодости он отличался веселым нравом и любил забавлять товарищей остроумными шутками. Велишевский в романе-исследовании «Петр Великий» замечает: «Он сумел заставить оценить себя не только как несравненный промышленник и делец…Его природная веселость и жизнерадостность, сатирическое и ядовитое направление ума делали его похожи м на Лефорта». (Лефорт любимец Петра)
Демидов был интересным собеседником. он был скромен в быту, даже аскетичен. До конца жизни одевался просто и вообще к роскоши не тянулся ни в чем, любил жить в простой избе. Не пил и не терпел пьяных. Не смотря на веселый нрав, в семье придерживался строгих порядков, с сыновьями был суров, даже жесток, за исключением старшего Акинфия. К нему Никита Демидович питал нежную отцовскую любовь, смешанную с искренним уважением. Еще в 1711 году он отделил от себя младших сыновей, оставив только Акинфия, которому еще тогда завещал почти все свое наследство. Первые Демидовы были яркими личностями, их натура жаждала напряженной деятельности и не терпела остановок до самого смертного часа.
Стремительная карьера Никиты Демидова и его старшего сына Акинфия совпадает с тридцатилетним единодержавием Петра I (1696-1725). Первый тульский демидовский заводик появился в 1696-м, а ко времени кончины главы династии крупнейшие в России горонозаводчики Демидовы владели лучшими в мире заводами, которые давали половин чугуна и железа в империи. Такой успех, конечно, был бы невозможен без покровительства самого государя-императора. Личное участие царя-реформатора в демидовском взлете несомненно.
«Крупнейший заводчик Петровской эпохи Демидов» - так величал Никиту-первого уже наш современник, доктор исторических наук Б.Б. Кафенгауз.
На первый взгляд, внезапный, или по крайней мере, весьма быстрый успех Никиты Демидовича и его старшего сына был на самом деле труднейшим восхождением на крутую и опасную гору. Дистанция от простого кузнеца до крупнейшего горнопрмышленника России и Европы была не спринтерской, а марафонской. Вспомним некоторые вехи этого демидовского восхождения.
Свою «карьеру» Никита Демидов начал в Туле – помощником кузнеца. И работал не у отца – Демида Григорьевича Антуфьева, который тоже был кузнецом и оружейником, а у соседа по Оружейной слободе. Очевидно, довольно быстро Никита проявил не только усердие, но и мастерство, ибо его стали переманивать к себе другие кузнецы.
В биографическом очерке, напечатанном в 1839 году в газете «Северная пчела» говорилось: «Ум и прилежание Никиты Антуфьева отличили его перед прочими, он скоро постиг искусство, к которому имел от природы способность, силу и переимчивость, и сам завел в Туле небольшую домашнюю фабрику».
В архивных бумагах первое упоминание о Никите относится к 1686 году, когда в Москву доставили 256 штук «тульского Никитина ружья Демидова». Значит, известен уже был Никита Демидов среди тульских оружейников, раз привезенные в Москву ружья именовали персонально «Никитины».
Очевидно, Никиту Демидова не удовлетворяло качество железа с подмосковных заводов, и в 1696 году он завел свой доменный и кричный заводик на реек Тулице. С этого момента и началась его карьера предпринимателя-металлурга.
И в горном деле Никита достиг высочайшего мастерства и уникального успеха. В 1697 году верхотурский воевода Дмитрий Протасьев прислал в Москву, в Сибирский приказ образцы уральской руды; для экспертизы часть руды послали в Амстердам, а другую часть отдали на испытание «тульскому железных заводов мастеру Никите Антуфьеву». Получив из уральской руды два пуда железа и сделав из него две фузеи и два копья, он лад такую оценку: «Железо самое доброе, не плоше свицкого (шведского), а к оружейному делу лутче свицкого…»
Вот тогда-то глава Сибирского приказа Виниус и предложил Никите поехать на Урал и строить там заводы. Но тот сразу не решился. Пять лет раздумывал, колебался, расчитывал. И только когда казна построила на Каменном Поясе два первых завода – Невьянский и Каменский, он решился. Ибо первое невьянское железо снова дали на испытание Никите Демидову, и он опять убедился в его превосходном качестве.
В начале 1702 года Никита с сыном Акинфием поехал в Москву, сначала к самому царю Петру, и, получив на свою просьбу царское «добро», «бил челом» в Сибирском приказе и просил «пожаловать» ему Верхотурские, то есть Невьянские, заводы.
В 1721 году царь Петр был особенно доволен Никитой Демидовым. Железо, которое он доставлял для любимых царем кораблей, было превосходного качества. И не только железо. Как-то упрекнул Петр адмирала Федора Апраксина, что расходы на лес для флота чрезмерно велики. Адмирал обратился за советом к Никите Демидову, и тот сам взялся за подряд дуба для кораблей, обещая, что обойдется он намного дешевле. Правда, выговорил при этом себе новые льготы. Выполнил же подряд раньше обещанного срока и поставил дуба не на три корабля, как обещал, а на шесть, да еще на пять галер…
Первым Демидовым, несмотря на многие привилегии, приходилось часто нарушать законы. И не потому, что натура такая, а потому что успешно делать дело и оставаться кристально чистым невозможно..
Петр I, кроме того, что имел «принципы» тотального огосударевания, был очень нетерпеливым человеком. Его подгоняла Северная война со шведами, которую нужно было во что бы то ни стало выиграть. И потому нетерпеливый царь и энергичный, талантливый промышленник как бы заключили сделку. Царь требовал к определенному сроку отлить определенное количество пушек и ядер, а взамен шел на уступки, льготы, привилегии, мог предоставить известную долю самостоятельности в предпринимательских делах. И такая «торговля», а вернее противоборство, продолжалась все тридцать лет правления Петра. Но, давая привилегии и льготы, царь в то же время старался держать Демидова на поводке, а Демидов старался сделать поводок подлиннее.
Никита Демидов с самого начала вовсе
не чувствовал себя вполне свободным предпринимателем-
В царском указе 1702 года о передаче Никите Невьянского зада Демидов значится «уговорщиком», т.е. завод передавался ему как бы в аренду – на определенных условиях и под контролем воеводы. В январе 1703 года Никита через главу Сибирского приказа Виниуса добился первых привилегий. Но и надзор над горнозаводчиком установили жесткий. В том же 1703 году, требуя скорой отправки караванов с пушками, мортирами, ядрами, бомбами, царский указ угрожал: ежели не учинишь, то Невьянские заводы «взяты будут на великого государя и оному отданы».
В январе 1703 года Никита Демидов вернулся с Урала в Тулу, а на Невьянском заводе оставил сына Акинфия, который вел заводские дела не хуже отца. Но новый царский указ потребовал немедленной поездки на завод. «А буде ты к сему великого государя указу учинишься ослушен и тебе быть в великом разорении и бедстве…»
А тут еще верхотурский воевода Калитин раскомандовался на Невьянском заводе: забрал мастеров и работных людей на стройку казенного Алапаевского завода, неизвестно куда увез тысячу пудов железа, запротестовавшего Акинфия сковал и отправил в Верхотурье…
И тогда Никита Демидов предъявил Петру ультиматум: или не позволяй воеводе вмешиваться в заводские дела, или забирай завод обратно в казну. И царь вынужден был уступить, запретив воеводе даже появляться на демидовском заводе.
В 1709 году Петр именным указом присвоил Никите Демидову чин комиссара и при этом повелел строить под Кунгуром медный завод и руководить им, положив за то большое жалованье (1000 рублей в год – сумма, вдвое превышала жалованье генерала). Чин вроде бы престижный, но он превращал Никиту в государственного служащего, в казенного приказчика. Демидов чин комиссара принял, но завода строить не стал, не желая терять завоеванную самостоятельность.
И еще пример. Уже в 1720 году, когда Никита и Акинфий Демидовы показали себя как промышленники, им разрешили, вернее, даже повелели построить на реке Вые медный завод. Непременным же условием нахождения заводика в собственности Демидовых – было неукоснительно выполнять заказы. Никита и Акинфий тянули с пуском Выйского заводы сколько могли…
Можно привести и другие примеры противоборства, которое продолжалось до кончины императора. Но в конечном счете и царь, и заводчик получили то, к чему каждый стремился. Никита Демидов выполнял все госзаказы в срок и с отменным качеством. А Петр одаривал его новыми и новыми льготами и привилегиями, которые отец и сын Демидовы умели использовать талантливо и с размахом.
В конце концов монопольные привилегии развратили Демидовых, а затем и других горнозаводчиков, которым удавалось добиваться льгот. Монополизм и отсутствие свободной конкуренции и привели потом горнозаводское хозяйство Урала к кризису.
Наверняка и при свободной конкуренции первые Демидовы заняли бы престижные места на горнопромышленном Олимпе. Но при монопольных привилегиях они, преуспевая сами, нанесли немалый ущерб и казенным, и другим частным заводам, не дав реализоваться многим талантливым предпринимателям.
Издавна получение металла окружено тайной. В древних мифах кузнец, а он был одновременно и плавильщиком, наделялся сверхъестественной созидательной силой. Его нередко называли «божественным мастером», которому духи огня доверили свои секреты. Кузнец мог выплавить все – даже песню и слово. В мифах он занимал особое, изолированное от других персонажей, место, подобно шаману.
В XX веке западные экономисты сделали открытие: главной причиной промышленного успеха, главным богатством является не капитал, а таланты, знания людей, их способность создавать богатство.
Информация о работе Демидовы, как представители российского предпринимательства