Женщины в политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении тенденций участия женщин с современной политики и особенностей их политической самореализации.
Исходя из цели, перед работой ставится следующий ряд задач:
1. раскрыть мировую тенденцию феминизации политических элит;
2. рассмотреть основные пути вхождения женщин в политику;
3. проанализировать мотивацию женщин;
4. проанализировать особенности карьеры женщины политического лидера.

Содержание

Введение 3
Глава I. Женщины в современной политике 5
1.1 Феминизация политических элит 5
1.2 Пути политической самореализации женщин 12
Глава II. Особенности карьеры женщин — политических лидеров (на примере Кристины Фернандес де Киршнер) 18
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)


1.2 Пути политической самореализации женщин

Самореализация личности в политической культуре представляет собой процесс становления, развёртывания и реализации индивидом интеллектуальных, моральных и волевых качеств и способностей по мере формирования нормативно-ценностных представлений, мировоззренческих идеалов, мотивации поведения и достижения целей в рамках социальных механизмов, определяющих предельные уровни, а так же формы и способы мобилизации личностного потенциала[14].

Самореализация личности в политической культуре основана на мотивации трех видов: компенсирующей, креативной и утилитарной. Содержанием первой является преодоление личностной несостоятельности («комплекса неполноценности») в других сферах за счет обладания властью; во втором - утверждение в политической деятельности личностных идеалов и нормативно-ценностных предпочтений; в третьем — разрешение проблем, возникающих в профессиональной области и требующих институциональных изменений в сфере политики.

О. Ю. Рыбаков считает, что основанием политического самоосуществления человека в результате сопряжения политики и человека, наряду с объективными условиями, предстают антропологические предпосылки включения человека в динамичные процессы изменения социального статуса и освоения политической власти. В этом заключается главный мотив - потребность в самораскрытии и утверждении «собственного «Я» в мире[15].

По мнению итальянского философа Менегетти, женское лидерство напрямую связано со стремлением к «власти». Власть необходима женщине как инструмент для её реализации. «Стремление к власти - это экзистенциальное состояние, внутреннее напряжение, которое, не будучи реализованным, вызывает тоску, болезни, агрессивность...»[16].

Специалисты в области политической психологии называет причины, по которым власть желанна: желание доминировать над другими или депривировать их; желание ограничить доминирование над ним и вмешательство других людей в его дела; осуществлять политические достижения, когда власть необходима как инструмент[17].

Без расширения доступа к власти, включенности в политическую систему, женщины лишаются многих ресурсов реализации своих интересов[18]. Нельзя не отметить, что в целом политические потребности женщин, как свидетельствует практика многих стран, чаще удовлетворялись в ответ на запросы других, чем на потребности, выраженные самими женщинами[19].

Исследователями участия женщин в политическом процессе выявлены определенные типажи поведения, основанные на личностных особенностях. По мнению И. Горшевой, один тип женщины-политика - это общественные деятели, которые наряду со своей основной работой достаточно много времени посвящают политической работе, это личности с высокой политической активностью. Другой тип политического поведения женщин предполагает политическое лидерство личности женщины при полном слиянии индивида с политической структурой. Такой тип поведения требует политической подготовки и высокого профессионализма. При этом первый тип политического поведения, когда женщина желает совместить общественную и частную жизнь, является наиболее оптимальным, нежели политическое лидерство женщин, которое требует полного слияния индивида с политической структурой. Постоянное участие женщин-лидеров в политическом процессе представляет определенную трудность для них ввиду двойной занятости[20].

Мотивация достижений у женщин во власти ярко выражена, что свидетельствует, если следовать их собственным оценкам, об их преимущественно деятельностно - ориентированной мотивационной структуре. Можно доверять или не доверять высказанным мнениям респонденток. Но нельзя не согласиться с тем, что при попытке описать свой собственный «мир внутренних побудителей» они опираются, прежде всего, на «мотивацию самореализации», оставляя далеко позади материальные мотивы и мотивы личной выгоды, которые, кстати, далеко не всегда осознаются[21].

Лидирующие позиции в оценках женщин занимают мотивы самореализации и профессионального интереса. По мнению женщин, власть представляет уникальные возможности для самореализации, которую трудно достичь, даже занимаясь бизнесом: «Такой самореализации, какую можно достичь во власти, в бизнесе достичь намного сложнее. Главное, что меня мотивирует во власти - колоссальнейшая сложность любой задачи. У бизнеса более практичная и определенная цель, там легче».

Просто выживать во власти ради карьеры женщинам, как правило, неинтересно, поэтому они ищут и находят здесь пространство для самореализации, внедряя для этого новые подходы, которые не всегда легко реализовать. Вот как свою деятельность на посту вице-мэра комментирует одна из респонденток: - «Для меня любое место, которое я занимаю, не должно быть скучно, а работа не должна быть однообразной. Как я строю социальную политику? У меня к социальной сфере субъектный подход. Мы создаем условия, причем каждое учреждение должно доказывать свою способность быть субъектом. Мы используем этот подход в отношении всех бюджетных учреждений, включая самые скромные организации. Это не всегда просто, но возможно». Власть для многих женщин выступает как уникальный институт, который позволил им раскрыть прежде нереализованные возможности. «Я очень довольна своей работой во власти. Я, наверное, не реализовалась в жизни, будучи женой военного. Хотя всегда работала, но той реализации, которую я хотела, я на прежних работах не получала. А здесь я реализовываюсь и могу себя за это уважать»[22]. Поддерживает профессиональный интерес у женщин не только чрезвычайная сложность решаемых задач, но и необходимость их креативного решения. Креативность как ресурс повседневной управленческой деятельности выгодно противостоит рутинизации, которая нередко сопровождает работу в других сферах деятельности. Власть же, как это ни парадоксально, предоставляет возможность решения творческих задач чрезвычайной сложности.

Наряду с самореализацией и профессиональным интересом важное место женщины отводят собственно мотивации достижения, ориентация на результат является определяющей для многих женщин-политиков. Именно поэтому они согласны брать на себя сверхзадачи, лишь бы дело, которым они занимаются, двигалось вперед: «Для меня в работе важно чувство под названием: «Я это сделала». Оно определяющее. Я хочу видеть результат. Я должна все время видеть, что цели реализуется, проект продвигается. Это важно и для людей, которые со мной рядом»[23], - признается в своем интервью вице-премьер правительства Пермского края.

В структуру мотивации политического поведения женщины в качестве одного из слагаемых, помимо потребностей, входят и ожидания индивидов и социальных групп. Социальный пол и пол вообще может быть - адекватно понят «как ожидания в отношении самого себя и в отношении других». Для ожиданий женщин характерно то, что они во многом ориентированы на одобрение мужским полом.

Одной из основных причин, влияющих на желание женщин-депутатов и дальше активно участвовать в политической жизни, как показали проведенные нами исследования депутатского корпуса Свердловской и Пермской областей в 1992—1993 гг. является отношение к этой деятельности со стороны, прежде всего, мужей, а также других членов семьи. У значительной части женщин-депутатов (от 22% до 29%) мужья «не одобряют» стремление жен заниматься депутатской деятельностью, а еще больше — не определили своей позиции[24].

Одной из типологий мотивов, имеющих существенное значение для анализа политического поведения, является их подразделение на эгоцентрические и социоцентрические[25]. В силу специфики социальных и других потребностей женщин, их биологической и социальной природы стремление к власти у них зачастую в гораздо большей степени, чем у мужчин, наполняется социоцентрической, альтруистической мотивацией. На наш взгляд, нельзя не согласиться с таким суждением — «женское базовое ощущение «я» более родственно с другими, более привязано к ним, тогда как мужское базовое «я» — отдельность»[26].

Несмотря на акцентирование альтруистической мотивации, некоторые из депутатов-женщин все же признают: законодательная власть дает им возможности для реализации собственного бизнес-проекта. При этом они настаивают на том, что достижение прагматических целей - второстепенная, а не основная мотивация, поддерживающая интерес к работе во власти[27].

Таким образом, мотивация участия женщин во власти носит полимотивационный характер и нацелена, по их оценкам, не на получение привилегий, а на помощь социуму в решении насущных проблем. Женщины, оценивая собственные мотивы попадания во власть, в первую очередь говорят о стремлении реализовать себя и ведущей роли профессионального интереса. Ориентированность женщин на результат, высокая мотивация достижений свидетельствуют о том, что женщина как руководитель на высоких постах во властной иерархии имеет все необходимые личностные ресурсы для достижения поставленных целей.


Глава II. Особенности карьеры женщин — политических лидеров (на примере Кристины Фернандес де Киршнер)

Наиболее важными причинами, позволившими женщинам столь успешно вести борьбу за свои права на участие в политических процессах, явились демократизация в странах региона и консолидация институтов гражданского общества. Включение важных для женщин вопросов в партийные программы, появление правительственных и неправительственных женских организаций и специальных органов, выступающих за равенство возможностей, против дискриминации и насилия в семье, позволило женщинам активнее приобщаться к политической жизни. Беспрецедентному прогрессу в преодолении обществом старых патриархальных стереотипов и утверждении новых культурных норм способствовал ряд самых разных факторов, среди которых специалисты называют научно-технический прогресс в целом, развитие медицины и рынка контрацептивов, в частности, улучшение экономической конъюнктуры, рост уровня и продолжительности жизни, доступность образования и стремление к профессиональному совершенствованию, распространение средств массовой информации, в том числе телевидения и Интернета. Исследователь социальной проблематики в Латинской Америке Л. В. Пегушева выделяет два наиважнейших фактора: «Первый — успехи многолетней политики латиноамериканских государств в области образования, в результате которой женщины даже немного превосходили мужчин по числу получивших среднее и высшее образование. Второй — демографический, т.е. медленное, но неуклонное снижение рождаемости в странах региона, особенно наиболее развитых»[28].

Перечисленные факторы привели и к изменению государственной политики в этой сфере, созданию новых электоральных правил и законов[29].

На состоявшихся 28 октября 2007 г. очередных президентских выборах впервые в истории Аргентины всеобщим голосованием была избрана женщина-президент. При поддержке действующего - президента, государственной и партийной машины, не участвуя в дебатах, проведя большую часть избирательной кампании за рубежом и выдвинув противоречивый лозунг с обещанием «изменений, которые скоро начнутся, но сохранится преемственность курса», победу одержала сенатор Кристина Фернандес де Киршнер, набрав 45,29% голосов. Оппозицию официальному кандидату также возглавила женщина — Элиса Каррио, занявшая второе место в президентской гонке (23,04%)[30].

Кристина Элисабет Фернандес родилась 19 февраля 1953 г. в окрестностях г. Ла-Плата (60 км от Буэнос-Айреса). Родители, как многие другие аргентинцы в то время, интересовались политикой, но имели разные идеологические воззрения. Мать, Офелия Хисела Вильхельм, перонистка и профсоюзная активистка, работала в городском муниципалитете, страстно увлекалась футболом, воспитывала двух дочерей, сейчас на пенсии. Отец, Эдуардо Фернандес, был водителем автобуса, состоял в UCR, в политике не участвовал, умер в 1982 г. Гораздо больший след в формировании взглядов юной Кристины оставил дядя по линии отца Оскар Фернандес. Закончив колледж, Кристина поступила сначала на психологический факультет Национального университета г. Ла-Плата, потом перевелась на юридический. Многие важнейшие события ее жизни связаны с родным городом. Здесь в студенческие годы Кристина познакомилась с Нестором Киршнером, студентом того же университета, выходцем из провинции Санта-Крус, страстно увлеченным политикой. Ла-Плата в 70-х годах прошлого века была крайне политизированным городом, особенно это относилось к высшим учебным заведениям. Участие студентов в различных политических организациях и объединениях было нормой. Во время учебы в университете Кристина стала членом Фронта Эвы Перон (FAEP), Нестор в течение года состоял в Университетской федерации национальной революции (FURN). 9 мая 1975 г. Нестор и Кристина поженились. С этого времени их биографии неразрывно сплетены.

Она выиграла выборы в местный парламент в 1989 г., когда еще не был принят Закон о квотах, и женщины в политике были редкостью, а в 1993 г. была переизбрана на новый срок. На провинциальной сцене Кристина заметно выделялась и яркой внешностью, и ораторскими способностями.

Несмотря на всевластие в рамках провинции, на национальной политической арене оба не обладали достаточным авторитетом и были вынуждены подчиняться центральной власти. До второй половины 90-х годов Киршнеры были лояльны по отношению к президенту К. Менему.

Киршнеры поддержали конституционную реформу 1994 г., позволившую президенту переизбираться на второй срок, и приняли участие в работе Конституционной ассамблеи. Первые разногласия с верховной властью возникли в 1996 г. по поводу Дополнительного протокола к чилийско-аргентинскому соглашению 1991 г. об определении границ в зоне континентальных льдов[31]. Н. Киршнер выразил протест против его подписания, сочтя, что он ущемляет интересы его провинции.

В середине 90-х годов Кристина превратилась в политика национального масштаба, сделав блестящую карьеру в Национальном конгрессе. В 1995 г. она стала сенатором от провинции Санта-Крус, с 1997 по 2001 г. была депутатом палаты представителей, с 2001 по 2005 г. — вновь сенатором, в 2005 г. была избрана сенатором от другой провинции - Буэнос-Айрес. На политической сцене Аргентины она обрела большую известность, чем ее супруг в бытность патагонским губернатором. Особую популярность ей принесли блестящие выступления в сенате в защиту федерализма, приверженность правозащитной деятельности. За время работы в конгрессе Кристина возглавляла различные парламентские комиссии, в том числе по расследованию терактов, совершенных у посольства Израиля и здания Еврейского культурного центра[32].

В 2003 г., четверть века спустя после получения первой властной должности, Нестор Карлос Киршнер Остоич в статусе «lucky loser» и благодаря отказу К. Менема участвовать во втором туре выиграл первые посткризисные президентские выборы, а Кристина Элисабет Фернандес, активно помогавшая ему в ходе избирательной компании, стала первой дамой Аргентины. К тому времени Киршнеров и их сторонников называли «пингвинами»[33]. Первое время властная пара работала на улучшение имиджа и упрочение полученной власти (Нестор вступил в должность, получив беспрецедентно низкий процент голосов на выборах — 22,24). Возродив дискредитированную во время кризиса 2001-2002 гг. репутацию исполнительной власти, президент приступил к выстраиванию «властной вертикали» и перетягиванию полномочий других ветвей на себя. Благоприятная экономическая конъюнктура и грамотные действия правительства способствовали значительному улучшению экономического положения Аргентины[34]. Как следствие, рейтинг президента беспрерывно рос и достигал в 2007 г. более 70%. Казалось, сбылись самые амбициозные мечты недавних провинциалов. Однако, как оказалось впоследствии, у честолюбивой четы был еще «план В».

В годы президентства Нестор использовал супругу как свой самый ценный актив. Он способствовал ее карьере в Национальном конгрессе, представил прессе и дипкорпусу, с высшими должностными лицами других стран встречался только в присутствии Кристины и часто отправлял ее в зарубежные поездки вместо себя или министра иностранных дел, нарушая все возможные регламенты. И, разумеется, советовался при принятии важных решений, более того, есть мнение, что она играла ключевую роль в его правительстве и, по уверению ее биографа, часто занимала наиболее жесткие позиции[35]. Окружающие отдавали должное ее уму и образованности, ораторскому таланту, коммуникабельности, женскому обаянию. «Кристина Фернандес де Киршнер — одна из центральных и наиболее интригующих фигур Аргентины последнего десятилетия, ее настоящего и, несомненно, будущего», — было написано на обложке ее первой биографии, вышедшей еще в 2004 г.[36]. В годы президентства мужа она распахнула двери президентского дворца писателям и философам, в ее доме проводились теоретические диспуты. Одним из ее главных недостатков считалась неспособность соглашаться с оппонентами, последнее слово всегда должно было оставаться за ней. В остальном она продуманно держалась на втором плане.

Информация о работе Женщины в политики