Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:01, контрольная работа
Актуальность данной работы состоит в том, что политология как наука открыта влиянию со стороны почти всех общественных, а зачастую и естественных наук. Мир политического не может существовать в изоляции, он тесно переплетается с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие дисциплины в свою очередь оказывают влияние на те или иные сферы политического мира. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с философами, социологами, историками. Но основная цель и задача политологии, чем она и должна отличаться от остальных общественных наук, – эта умение давать ответы на насущные вопросы, волнующие всех членов общества.
Введение. 3
Роль масс в формировании и функционировании власти. 4
Властная политическая элита и массы. 9
Особенности взаимоотношения власти и масс
в современных условиях. 13
Заключение. 18
Список используемой литературы. 19
Согласно взглядам Локка, народ вправе отменять или изменять законы, если он найдет, что они противоречат возложенным на них функциям, потому что вся власть, данная опекуну-закону ограничена интересами народа, и если этими интересами пренебрегают, то опекуну необходимо передать власть тому, ни в чем не будет им противоречить.
Но существуют и другие представления о государстве (на примере России), берущих начало из обществ, развивающихся и развивавшихся на коллективных началах и рассматривающих государство как политическое завершение политических ценностей, своего рода «отца семейства» – коллектива, общества. В этих координатах государство является не инструментом, а самостоятельной силой по отношению к составляющим его гражданам. (Этот тип государства относиться не только к России, но и, в определенной мере, к Германии, некоторым другим западным странам, а также очень точно подходит к странам Востока и Азии.)
Нельзя также забывать, что власть государства исторична: она усиливается в зависимости от вида решаемых задач. (Власть – способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета или насилия.) Функции и роль государства в различных сферах общественной жизни изменяются постоянно. Но необходимо заметить, что государство утратило свой сакральный характер, теперь оно должно постоянно подтверждать свой авторитет, свою необходимость и приносимую пользу своими делами, соответствующими его основной функции – защите прав личности. При таком взгляде на государство утверждается приемлемая процедура ответственности за выполнение налагаемых властью обязательств, проявляющаяся в периодических опросах граждан об их отношениях к смене или оставлении опекуна. В наше время опекуны представляться в виде основных субъектов политического процесса – партий (группами с общими политическими взглядами, целями и интересами), а сменой опекуна обычно являются выборы.6
Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны «российских реформаторов», по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.
В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя основными признаками:
первое – власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
второе – власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
третье – традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.
Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы – это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.7
3. Особенности взаимоотношения власти и масс в современных условиях.
Одним из наиболее распространенных идеалов демократических движений современности является самоуправление. Этот популярный в массах лозунг берется на вооружение не только коммунистами, но и социалистами, представителями экологических и других новых демократических течений и даже идеологами традиционных буржуазных партий. Весьма часто в термин «самоуправление» вкладывается различное, порой прямо противоположное содержание.
В своем наиболее широком, «кибернетическом» толковании самоуправление отождествляется со стихийным или целенаправленным саморегулированием социальной, а также любой другой системы. В таком понимании самоуправление присуще любому, в том числе и авторитарному, обществу, поскольку оно обладает механизмами внутренней регуляции. Довольно часто самоуправление трактуют как независимость от центра, возможность какой-нибудь административной единицы (республики, области и т.д.) самостоятельно решать свои внутренние проблемы. В этом значении обычно употребляется широко распространенный термин «местное самоуправление».
Свое специфическое и весьма богатое содержание имеет понятие «самоуправление народа» – как такое общественное устройство, которое исключает политическое насилие, обеспечивает свободу каждому человеку и превращение народа в подлинного хозяина своей страны.8
Подобно тому, как исходным субъектом социальной жизни выступает личность, начальной точкой политической жизни является гражданин. Гражданином считается любой член общества, обладающий статусом гражданства. Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и возможности участвовать в избрании его главы и высших политических органов управления. Лишенных гражданства лиц конституция уже не защищает. Отличительной чертой гражданина является наделение его всеми правами, существующими в данном обществе, и главным среди них – правом голосовать и быть избранным. Таким образом, социологическое понятие личности и политологическое понятие гражданина вовсе не синонимы.
Помимо рядовых граждан, формы участия которых в политической жизни мы уже рассмотрели, важными субъектами политической жизни страны являются политические группы. Ниже будут рассмотрены четыре ведущие группы, а именно группы давления, группы интересов, лобби и элита.
В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на правительство двумя путями:
Такие группы называются общественными потому, что участвующие в них граждане не получают за свою работу заработной платы, не проходят школьного или вузовского обучения, не регистрируются в качестве обычной организации, скажем, института или торговой фирмы, создающей товары и услуги. Добровольные помощники чаще всего работают бесплатно.
Различают два типа организованных общественных групп:
Первый тип называется группами давления, второй – группами интересов. Профсоюзы эволюционировали в сторону оплаты труда добровольным помощникам, бюрократизации своей деятельности, создания уставов, кодексов, иерархии. Они даже открывают коммерческие предприятия, обеспечивающие профсоюз деньгами.
Наименование двух групп достаточно условное и часто вводит в заблуждение. К примеру, куда отнести общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? С формальной точки зрения – к первому типу, поскольку в их названии встречается слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. В то же время профсоюзы, отстаивая собственные интересы, постоянно выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общество. Правильнее оба типа групп различать по тому, чьи интересы они защищают – свои собственные или других людей, и потому одни называть группами давления, а другие – группами интересов. Очевидно, что совет ветеранов относится к первым, а Красный Крест и Армия спасения – ко вторым.10
От групп интересов, сформированных рядовыми гражданами, надо отличать группы давления, формирующиеся на базе бюрократических структур. В отличие от групп интересов лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби относят тех, кто находится в ближайшем окружении и способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким правителя, запугав правительство или парламент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигрывался во властных коридорах России в 90-е гг. Группа аграриев пугает парламент развалом сельского хозяйства, военные – недовольством армии и готовностью ее свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы в госбюджете. Когда деньги выделяются, они зачастую не доходят до рядовых аграриев или военных, оседая в карманах начальства. Массы аграриев и военных, не получив средств к существованию, выражают недовольство. Их лобби, крупно представленные в парламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и требуют денежных вливаний. И так до бесконечности.
Мощные лоббистские группировки типа названных всегда «тасуются» около власти. Напротив, группы интересов типа движения солдатских матерей или экологических стоят очень далеко от коридоров власти – на самом низу социальной пирамиды. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс.11
Если теперь обратиться к участию масс в политике, то перед нами предстанет очень плачевная картина. Даже в экономически развитых странах с сильными демократическими традициями, таких как США и страны Западной Европы, если исключить периоды выборных кампаний, которые зачастую тоже не дают примеров особенной активности граждан, наблюдается очень низкое участие населения в реальной политической деятельности. (Заметим, что все протестные компании антиглобалистов, зеленых или противников войны в Ираке, о которых так много сообщают в прессе, в действительности охватывают очень маленький процент населения. Причем, как правило, в демонстрациях и акциях протеста участвует в основном молодежь). Что касается России, то, при высоком эмоциональном и вербальном интересе населения к происходящим вокруг них событиям, наблюдается полная апатия к реальному участию в какой-либо политической жизни страны.
Как показывают опросы общественного мнения в России, опубликованные в сети Интернет, лишь только 6% из числа опрошенных респондентов лично принимают участие в политической деятельности. Соответственно, 94% респондентов не принимают участия в политической деятельности вообще. Так на вопрос: «Проявляете ли вы инициативу в организации политических (предвыборных) мероприятий (сбор подписей в пользу кандидатов и политических блоков, объединений)?». Были получены следующие результаты:
Постоянно занимаются такой деятельностью лишь 1% из числа опрошенных респондентов, 3% занимаются от случая к случаю, 5% занимаются в период избирательных кампаний. Как правило, политической деятельностью занимается та часть населения, которая имеет непосредственное отношение к политике.
Опрошенные объясняли свою пассивность тем, что «в делах страны ничего не зависит от простого народа». На лицо процесс потери народом веры в себя и в свои силы, народ просто устал, он эмоционально истощен, и на этом фоне наблюдается полная апатия в отношении участия в каких-либо политических акциях. Во многом причиной здесь является равнодушие молодежи к политической жизни страны, и утрата уверенности в завтрашнем дне у очень большой части населения, относящейся к среднему и пожилому возрасту.12
Заключение.
Какие же рекомендации может дать политология, чтобы попытаться исправить существующую в России ситуацию с участием масс в политике?
Здесь рекомендации также распадаются на два аспекта, в действительности, сильно связанные между собой. Это рекомендации для власти и рекомендации для населения. Основная задача, стоящая перед властными структурами, но плохо ими осознаваемая, – это повышение культурного уровня собственного народа, пропаганда правовых и экономических знаний, повышение политической культуры. Но самое главное, политическая элита должна показывать положительный пример собственными действиями. Народ не должен сомневаться, что власть в своей политике желает ему блага.
Что касается непосредственно населения, то политическая активность граждан должна быть направлена в основном на участие в правозащитных движениях. Вообще, человеку очень просто объяснить, что ему будет хорошо, если хорошо будет и его соседу. (Именно на этом принципе строятся западные демократии). Поэтому, участие в правозащитных движениях будет не только повышать политическую активность населения, но и обязательно будет оказывать давление на власть, и, следовательно, изменять политику государства в направлении развития и поддержания демократических свобод. А это, в свою очередь, автоматически будет приводить к повышению самосознания граждан и усилению их чувства собственного достоинства, и, как результат, возрастанию могущества государства.
Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, – как политический процесс.