Терроризм в российском освободительном движении во второй половине 19 – начале 20 веков: идеология, этика, психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении терроризма в России конца XIX - начала XX века.
Задачи работы:
Раскрыть политические и социальные предпосылки появления терроризма на территории России.
Рассмотреть терроризм в деятельности освободительных движений России конца XIX - начала XX века.
Охарактеризовать идеологию, этику и психологию терроризма в освободительных движениях России конца XIX - начала XX века.

Содержание

Введение………………..……………………………………………………...3
Глава 1 Общественно – политические предпосылки возникновения терроризма в России во второй половине XIX – начале XX веков……………………………………………………………………………..……...5
Глава 2 Элементы терроризма в освободительных движениях в России во второй половине XIX – начале XX веков……..…………………………………...8
2.1 «Народная воля» и терроризм………………………………..…………..8
2.2. Террористы из партии анархистов.…………………………..………...13
2.3 Терроризм в деятельности эсеров.………………………………..…….16
2.4 Терроризм в конституционно-демократической партии.………..…...19
2.5 Трио: Большевики, Меньшевики и терроризм….……………….…...21
Глава 3 Идеология, этика и психология террористов России второй половины XIX – начала XX веков.………………………………..…………………....25
3.1 Террористическая идеология, этика и психология в освободительных движениях России конца XIX – начала XX веков………..………………………25
Заключение…..……….………………………………………………………28
Список использованных источников ………………..……………………..30

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая!!!!.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

Стать членом боевой организации было очень почётно и в тоже время трудно, так как она была сильно законспирирована. В предреволюционные годы деятельность боевой организации была сосредоточена на покушениях на  членов царской семьи, министров и других крупных чиновников. В эти годы боевой организацией были совершены такие акты как: убийство министра просвещения Болепова; министра внутренних дел Плеве;  серия громких покушений и убийство великого князя в 1905 году. В августе 1904 года после покушения на Плеве был принят устав, где прописывалась главная задача партии – борьба с самодержавием путём террористических актов. Руководители боевой организации считали, что  терроризм имеет большое агитационное значение, так как акцентирует внимание и будоражит общественность. В.М. Чернов в своей работе «Террористический элемент в нашей программе» (июнь 1992) писал: «Террористические акты – средство слишком сильное и слишком чреватое всякими последствиями,…но они являются необходимым актом возмездия».

1905 год – кровавое  воскресенье. Именно оно оставило неизгладимый след на боевой организации эсеров. Народное шествие направлялось к царю с просьбой положить конец войне, даровать восьми часовой рабочий день и некоторое другое, было расстреляно и утоплено в крови, ничём неповинно убитых фабричных рабочих по дороге в Зимний дворец. Эта кровь, пролитая силами правительства, отозвалась кровью у Николаевского дворца, со стороны революционеров, где группа террористов Савинкова, одна из групп боевой организации, проводившая данную атаку, умертвила генерал – губернатора Первопрестольного и князя Сергея Александровича. В августе 1906 эсерами - максималистами был взорван дом премьер-министра П.А. Столыпина. Было убито 32 человека, ранены его сын и дочь. Сам Столыпин не пострадал. Однако после этого он объявил «охоту» на террористов.

Занимательным в деятельности партии является тот факт, что эсеры первыми стали вести официальный учёт всех своих покушений и жертв в виде таблицы, где приводились сведения на личности жертв и террористов, время и место покушения.  Её фрагмент можно увидеть на рисунке 1.

рисунок 1 - фрагмент таблицы покушений и жертв  эсеров.

Большое значение и влияние  на боевую организацию, безусловно, оказывал один из её руководителей – Евно Азеф. Именно он проводил деятельность по её укреплению и подъёму террористической деятельности. Ведь именно она в последствии способствовала возникновению революционной ситуации в стране к началу 1905 года. Однако двойственность личности данного лидера, политическая и общественная обстановка в стране привела в 1906 году к роспуску боевой организации, тем самым вызвав конец террористической деятельности эсеров.

 

 

2.4 Терроризм в конституционно - демократической партии

 

 

Ответ на вопрос: «Каково отношение политических партий к терроризму?»  в начале XX века должна была дать для себя каждая из партий. Перед ним встала и конституционно - демократическая партия, которую в народе прозвали «кадеты». Она образовалась при расколе «Союза освобождения» после царского манифеста 17 октября 1905 года и официально оформилась 18 октября того же года. Её возглавил Павел Николаевич Милюков. Преследуя свои политические цели, к осени 1904, левое крыло «Союза Освобождения» - первоначальная организация партии до её оформления - подписало контракт с радикально настроенными партиями для проведения совместных действий против правительства. В связи с этим они предоставляли свои дома, как убежища террористам, помогали им с вооружением и боеприпасами, а также финансировали их деятельность. Эти действия оправдывались и в более позднее время, опираясь на поддержку лидера партии, выраженной в его тактике того, что все средства борьбы для достижения цели хороши, и все они должны быть испробованы. В линии политики кадетов ничего не изменилось и после принятия манифеста. Данная партия, как и каждая партия в стране, мечтала построить свой идеал общественной жизни и государства. Кадеты считали своим идеалом государство, подобное английской парламентской конституционной монархии, и добиться этого они пытались путём постепенного реформирования устаревшей власти. И хотя идеологи кадетов являлись ярыми противниками насильственных действий, говорить о террористической деятельности в этой партии всё же приходится. Желающие увидеть закат царизма, партии левой направленности, в количестве жертв терроризма и в изощренности террора, не отставали от  радикально настроенных организаций. Ни одна из партий не отрицала своей заинтересованности в эффективности той борьбы, что они вели с правительством. Даже если при этом необходимо прибегнуть к террористическим методам воздействия. Так же считала и партия кадетов, однако официально не давала пояснений по поводу своей позиции к актам индивидуального террора. Несмотря на то, что это было ключевым моментом, показывающим, как далеко либерально настроенная партия может зайти ради достижения благой цели. На протяжении всех лет существования партии это было её главной дилеммой.

В октябре 1905 кадеты официально заявили о своём сотрудничестве с экстремистскими движениями, а в апреле 1906 объявили, что покушение на московского генерал-губернатора Дубасова дело рук их партии.

Политическая поддержка в вопросе амнистии террористов и оказание финансовой помощи, привело к резкому осуждению кадетов со стороны консервативных партий России. Кадеты, не только сами относились к террористам, как к мученикам и невинным жертвам существующего порядка, но и призывали к этому других. Порой,  доходя до того, что причисляли террористов к святым. И это не было абсурдом (как могло показаться изначально), а было лишь ещё одним способом в очередной раз скомпрометировать правительство. Среди общественности даже ходили слухи, веря которым, кадеты платили специально нанятым, незаинтересованным в российской политике, людям. Однако слухи так и остались слухами. Несмотря на них и критику партии со стороны левых организаций, кадеты всё же верили в правильность выбранного ими пути. Некоторые из них говорили о подобии экстремистов с образом Христа, который изначально был признан преступником, а затем приобрёл статус спасителя. Данная двойственность и лавирование в вопросе, касающегося террористической деятельности, привело к обвинению со стороны консерваторов и октябристов в потакании кадетами политических убийств, которые в свою очередь являются возможностью подорвать государственное устройство и усилить революционное положение в стране. Таким образом, политика осторожной и полускрываемой поддержки экстремистов, в конечном итоге окончательно подорвала положение партии кадетов в обществе. И экстремистские и консервативные организации критиковали  кадетов как партию утверждая, что они  призывают других к тем действиям, к которым сами не прибегают. Именно таким предстаёт терроризм конституционно-демократической партии – поддержка его, но не прибегание к нему. Всё это явилось причиной идейного, теоретического и практического раскола самой партии и к её ликвидации на территории России в 1920 году.

 

2.5 Трио:  Большевики, меньшевики и терроризм

 

 

В России идеологическая теория социал-демократии стала зарождаться с образованием  группы «Освобождение труда» в 1883 году. Именно из неё в начале марта 1898 года сформировалась и официально оформилась российская социал-демократическая рабочая партия. Идеологи, теоретики и просто видные члены партии выступали за неприязнь террористической идеологии и деятельности в её рядах. Так как считали, что терроризм, как метод индивидуальной борьбы с правительством не эффективен. Однако громкие слова о неприязни террора лидеров партии (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Ю.О. Мартов) не мешали им поддерживать индивидуальные акты политического насилия и даже участвовать в них. Конечно, вклад партии в террористическую деятельность был не велик по сравнению с эсерами или анархистами, но исключать его или игнорировать недопустимо. В 1903 году идейный раскол внутри партии окончательно разделил её на большевиков и меньшевиков, разделив также и их террористические пути.

В начале поговорим о позиции и проявлении терроризма в деятельности  большевиков. Их лидер – В.И. Ленин не мог дать однозначного ответа на вопрос: как он относится к политическому террору? В 1901 году он заявлял, что их фракция просто не может отказываться от террора, как от средства борьбы, а год спустя он уже критиковал эсеров за поддержку политических убийств. Возможно, причина подобной двойственности кроется в том, что теоретически терроризм для фракции был не допустим, но Ленин как лидер, не мог не замечать того, что данный метод борьбы является эффективным, и он действительно расшатывает структуру и положение в обществе правительства. Для достижения благой цели Ленин призывал членов партии и простых людей к формированию отрядов из нескольких человек, которые бы смогли сами, вооружившись бомбами, палками, ножами и ружьями пойти на вооружённую борьбу с правительством. Тем самым, он буквально отдавал людям приказ о подготовке и проведении террористических актов. По сути, эти группы ничем не отличались от террористических боевых организации других партий. В августе 1906 большевики публично заявили о решительных и незамедлительных актах террора в отношении чиновников, жандармов и шпионов, призывая сжигать их, обливать серной кислотой и взрывать их дома, квартиры и участки. Мишенями для большевиков чаще всего становились лица, подозревавшиеся в том, то они являются полицейскими осведомителями, провокаторами и изменниками. Даже видные члены партии могли стать мишенью для террористов. Таким образом, проводилась своеобразная чистка рядов организации, которая вселяла страх во врагов большевицкой фракции. Большинство террористических актов совершались даже без ведома и согласия администрации партии. Решение о совершении какого-либо политического убийства часто возникало спонтанно у какого-нибудь члена партии, который и приводил его в исполнение немедленно.

Однако часть большевиков  считала подобные убийства мелких чиновников и полицейских недостаточным вкладом для развития и достижения, поставленной перед ними цели и предлагала попытать счастье в террористической деятельности, направленной в адрес высоких государственных деятелей. Все подобные выступления, изначально считавшиеся актами борьбы пролетариата, переходили в акты индивидуального террора, влекущие за собой нелегальную поставку оружия и боеприпасов в Россию. А в 1905 году Ленину даже поступило изощрённое предложение кражи самого Николая II и крупных вооружённых нападений в различных уголках Москвы и Санкт - Петербурга. Причём большевики не скрывали от общественности своей террористической деятельности. А в 1907 году они осуществили ряд крупных террористических актов. В их числе убийство знаменитого поэта и общественного деятеля князя Ильи Чавчавадзе и многие другие нападения и убийства. Всё это привело к тому, что терроризм для большевиков стал удобным инструментом в борьбе с правительством на различных уровнях. Использующийся экстремистами в революционной борьбе под лозунгом «Ни останавливаться, ни перед чем!». 

Террористический путь меньшевиков начинался с последовательного  отрицания террора, как метода политической борьбы, так как видные деятели фракции меньшевиков (в их числе лидеры Ю.О.Мартов и Г.В.Плеханов), являлись противниками экстремизма и политических убийств. Однако это не говорит о том, что меньшевики не воспринимали террор как средство повышения политического престижа партии. Это также не мешало фракции радоваться революционным успехам других партий, так как они не видели в них своих врагов, и даже всячески выказывали своё восхищение значимым фигурам экстремизма. После событий 1905 года оправдывали террористов, утверждая, что за пролитую в России кровь ответственно только правительство. В связи с этим, часть меньшевиков не была уверена в правильности антитеррористической направленности фракции. В результате чего лидерам партии приходится признавать, что террор, как акт возмездия неизбежен.

Связь меньшевиков с  терроризмом не ограничивается лишь словесной поддержкой. На практике же многие меньшевики охотно помогали экстремистам, несмотря на расхождение идеологических теорий и программ. Это выражалось в том, что меньшевики принимали активное участие в изготовлении взрывных устройств для террористических актов. Также, наряду с другими экстремистами, меньшевики нападали на полицейских с бомбами и огнестрельным оружием и активно участвовали в актах экономического террора порой, доходя до упрёков большевиков и других партий в менее активной террористической деятельности. Хотя сами меньшевики придерживались того, что одна стоящая демонстрация возымеет больший эффект, чем убийства нескольких министров. Но при этом они не останавливались перед убийствами мелких чиновников на местах.

Доходило да того, что, несмотря на идеологическое разногласие  между большевиками и меньшевиками, они объединялись и совместно  проводили террористические акции.

Довольно скоро социал-демократы сделали вывод, что подобная тактика поддержки террористов и проведение вооружённых нападений приводит к нарушению общепартийной дисциплины и отвлекает партию от её первоначальных идей и всё больше уподобляет российскую социально – демократическую рабочую партию тактике социалистов – революционеров. Это приводит к завершению официальной и по возможности практической террористической активности в партии.

Таким образом, подводя  итог, можно сказать, что терроризм  в России являлся не просто методом отмщение за нарушение законных прав людей, а был своеобразным идеологическим течением, которым не побрезговали воспользоваться все освободительные движения в России на период своего становления и развития в конце XIX - начале XX веков. Террор развивался в условиях экономического, политического и общественного кризиса в стране. И дав маленький росток борьбы, вырос в могучее и стойкое дерево террора, определившую значительную роль в развитии политических партий, культурной сферы жизни общества, государственного аппарата и России в целом. Терроризм повлиял не только на историю и настоящее России, но и на её будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ИДЕОЛОГИЯ, ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИСТОВ  РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

 

3.1 Террористическая идеология, этика и психология в освободительных движениях России конца XIX – начала XX веков

 

 

Своё зарождение и  развитие политический терроризм получил  с развитием освободительных движений в конце XIX – начале XX веков. Как теоретическая идеология  терроризм в России не развивался. Но вот как метод борьбы, как способ жизни – да. И именно этим он влиял на умы и сердца молодых революционеров, сражающихся за свободу своей страны от самодержавия. Для морального и этического понимания террористов – революционеров необходимо понять и ту идеологию, и ту этику, и ту психологию, которой они придерживались, но также необходимо считаться со временем и политической обстановкой в стране, где терроризм был единственным практическим вариантом борьбы, что необходимо учитывать при оценке их деятельности.

В терроризме есть три ключевые роли: террорист и его жертва, а также лица, на которых направлен объект воздействия. Сам террористический акт это- психологическое воздействие на индивидов, не являющихся непосредственно жертвами данного преступного действия. Экстремисты чаще всего являлись хорошими психологами, которые в большинстве случаев знали, как правильно и точно воздействовать на членов правительства. Ведь у них имелось самое сильное оружие – умение нагнетать страх. А незапланированные акты террора их лидерами объяснялись примерно так: «Всё это сводиться на юношеский порыв, неосторожный, не сдержанный, но который не сделал никакого вреда и не мог сделать. Жаль, что молодые люди совершают подобное. Но винить их мы не будем. Ну что упрекать их в молодости…Крови от них ни капли не пролилось. А если прольётся, то это будет их кровь – юношей-фанатиков…»[5, с. 32]. Несмотря на всю кажущуюся со стороны жестокость террористов, они на самом деле не были так жестоки, а все политические убийства, совершённые ими имели определённую цель и главное – причину. Ведь большинство террористических актов освободительных движений были ни чем иным как актом возмездия. И преподносились лидерами партий в виде «идеологии» в такой форме и манере – страха, крови и насилия - дабы показать всю серьёзность своих намерений. Но идеологией по сущности данный терроризм не являлся, и являться не может. Об этом можно судить по двойственности отношения к терроризму в некоторых партиях освободительного движения России. Эсеры, большевики и меньшевики тому яркий пример. Возможно «Причина этого кроется в психологическом страхе потерпеть неудачу и посему партийную ответственность брали только за успешные террористические акты » [5, с. 134]. Но при этом данные партии не отрицали того, что терроризм является хорошим агитационным средством, так как «Будоражит… и заставляет задуматься о многих вещах» [5, с. 136] – это его психологическая задача. Задача воздействовать на умы людей. Однако он также заставляет задуматься и о нравственном оправдании политического индивидуального террора. Ведь многие лидеры, видные и рядовые члены партий, которые использовали в своей деятельности терроризм, сомневались в правильности его применения. Хотя не отрицали того, что «мы не всегда вольны в выборе средств достижения благой цели» [5, с. 154].

Информация о работе Терроризм в российском освободительном движении во второй половине 19 – начале 20 веков: идеология, этика, психология