Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении терроризма в России конца XIX - начала XX века.
Задачи работы:
Раскрыть политические и социальные предпосылки появления терроризма на территории России.
Рассмотреть терроризм в деятельности освободительных движений России конца XIX - начала XX века.
Охарактеризовать идеологию, этику и психологию терроризма в освободительных движениях России конца XIX - начала XX века.
Введение………………..……………………………………………………...3
Глава 1 Общественно – политические предпосылки возникновения терроризма в России во второй половине XIX – начале XX веков……………………………………………………………………………..……...5
Глава 2 Элементы терроризма в освободительных движениях в России во второй половине XIX – начале XX веков……..…………………………………...8
2.1 «Народная воля» и терроризм………………………………..…………..8
2.2. Террористы из партии анархистов.…………………………..………...13
2.3 Терроризм в деятельности эсеров.………………………………..…….16
2.4 Терроризм в конституционно-демократической партии.………..…...19
2.5 Трио: Большевики, Меньшевики и терроризм….……………….…...21
Глава 3 Идеология, этика и психология террористов России второй половины XIX – начала XX веков.………………………………..…………………....25
3.1 Террористическая идеология, этика и психология в освободительных движениях России конца XIX – начала XX веков………..………………………25
Заключение…..……….………………………………………………………28
Список использованных источников ………………..……………………..30
Однако уже существующие разногласия в движении в совокупности с реакцией общества на данные террористические акты привело к тому, что «Земля и воля» разделила свои ряды на «Народную волю» и «Чёрный передел». «Чёрный передел», под руководством Плеханова и других, всё же делали ставку на пропаганду и агитацию.
«Народная воля» же перешла к активной политической борьбе под лидерством А. Михайлова, С. Перовской и других. Своей целью она ставила свержение самодержавия и осуществление ряда демократических преобразований в стране. В связи, с чем она начала вести активную пропаганду и агитацию революционных взглядов не только среди рабочих, но и в армии. А также распространять взгляды на разрушительную деятельность террористов в своих рядах. Однако во главу угла лидеры «Народной Воли» ставили развитие России и поднятия её на новый экономический и социальный уровень. Что позволило бы сравниться ей с западными государствами Европы, которая на данном этапе истории была уже значительно развита, по сравнению с матушкой Россией. «Народная Воля» была уверена в том, что привести страну к данному идеалу возможно только через революцию. А сила самой революции заключалась в народе, который имеет право пользоваться любыми доступными ему средствами борьбы. Террор – одно из этих средств. Ему отводилась важная задача – спровоцировать народную массу на активные действия, расшатывая структуру правительства.
Исторически сложилось, что «красный террор» «Народной воли» возник не только как идея и организация для поднятия народного восстания, но и, прежде всего, как ответ на «белый террор» правительства. Странно воспринимать такое словосочетание как террор правительства. Однако в истории сложилось не мало неоспоримых, но замалчивающихся фактов. Один из них гласит, что к концу третьей четверти XIX века Александр II к первому своему прозвищу « Освободитель», получил от народа и второе прозвище «Вешатель». Что стало возможным после того, как народные волнения 1861 года были жесточайшим образом подавлены царской армией и буквально утоплены в человеческой крови. Были расстреляны и забиты кнутами и палками тысячи крестьян. А тех, кто выжил, отправляли на каторгу. В ответ на такие действия царизма некоторые народники стали прибегать к террору. Это обуславливает жестокость и нетерпимость царя по отношению к народному движению.
Несмотря на то, что «красный террор» народников является ничем иным, как ответ на террор со стороны правительства, «Народная Воля» была и оставалась, прежде всего, партией борьбы за народное освобождение. Но так как эта борьба велась, прежде всего, с помощью вооружённой террористической борьбы и именно она была всегда на виду, то про агитационную и пропагандистскую деятельность народников речи не шло. Хотя данная деятельность, несомненно, велась. Об этом утверждает наличие во многих городах России и за её рубежом до 50 военных кружков «Народной Воли», а так же и то, что официальная социальная база народников насчитывала 500 человек, но реальная цифра превышала её в 10 – 20 раз. Это позволило народникам преуспеть в их террористической направленности. Об этом можно судить по таким террористическим актам как убийство в 1878 году харьковского генерал-губернатора князя Дмитрия Кропоткина террористом Григорием Гольденберг; неудачным покушением на царя Александра II – взрыв на железной дороге Москва – Крым в 1879 году; уже известный нам взрыв в столовой Зимнего Дворца 5 февраля 1880 года и, безусловно, убийство императора Александра II в Петербурге 1 марта 1881 года. Остановимся на некоторых из них подробнее.
Все свои материальные блага и силы, которые были, народники бросили на террористическую деятельность. Самые лучшие умы освободительного движения составляли различные варианты и схемы планов покушений на чиновников и должностных лиц страны. Но их главной целью всё же был император. Из составленных планов покушения на императора убирались все пробелы и недоработки. Продумывалось всё: место, время и способ. Первоначальным планом покушения стало решение подрыва поезда, на котором царь должен был отправиться в деловую поездку из Москвы в Крым и обратно. Эту информацию народники смогли получить благодаря революционерке Вере Фигнер. Было найдено несколько мест на железнодорожных путях, где совершать теракт было наиболее целесообразно. Одно из таких мест находилось на пути из Крыма. Там, на железнодорожных путях, террористы заминировали динамитом участок дороги. Проезжая по данному участку поезд с императором должен был быть подорван. Однако по необъяснимым причинам бомба не сработала, и поезд проехал благополучно мимо, не пострадав, увозя с собой ни в чём неподозревающего императора. Тогда было решено подорвать состав на станции. Это подвергало огромному риску террористов быть схваченными и разоблачёнными, так как станция была охраняема, а для совершения покушения необходимо было делать подкоп под рельсы. Сложность состояла ещё и в том, что необходимо было взорвать второй состав из двух. Так как царь всегда ездил со своей свитой, а та в свою очередь всегда пребывала в первом составе. О чём террористам так же сообщили их шпионы. Следуя плану, был подорван второй состав, не смотря на все трудности, стоящие перед подрывниками. Однако в этот раз по непонятным причинам император прибыл в первом составе и остался жив. А второй состав был подорван вместе со свитой царя.
Ради подобных террористических актов народники выкладывали пусть и неумелые, но все свои силы. Об этом говорит и то, что в одном из покушений на царя, Соловьёв несколько минут буквально бегал за императором, стреляя в него, но, так и не попал, так и то, что народники говорили в ответ на репрессии, которые ввёл царь против них – «Закрывая нам рот, вы сами развязываете нам руки». И, хотя народники никогда не ставили терроризм своей главной целью, он стал для них главным методом борьбы в достижении справедливости. Это привело к повторным попыткам покушения на Александра II. После неудачных попыток, которые прерывали непредвиденные случаи, народники стали готовить очередную, седьмую по счёту. Казалось, что неудачи не только не раздосадовали террористов, но и наоборот подталкивали их на активные действия. Новая попытка была назначена на 1 марта 1881 года. Вычислив каждодневный маршрут императора от Зимнего Дворца до Михайловского манежа, в боевую группу были набраны добровольцы. В их состав вошли: И. Гриневицкий, Н. Рысаков, И. Емельянов и Т. Михайлов. Именно они под руководством Софьи Перовской в назначенный день осуществили одну из главных целей «Народной Воли» - умертвили императора Александра II. Это произошло на набережной Екатеринского канала. Там под царскую карету полетела бомба Рысакова. Уже схваченный охраной, через рассеивающийся дым, он увидел, как из кареты вышел император и, не спеша, оглядывал место взрыва, целый и невредимый. В этот момент из толпы, сзади к Александру II, подошёл молодой студен Гриневицкий и кинул бомбу прямо под ноги царю. От взрыва Гриневицкий погиб. Сильно раненого императора доставили в Зимний Дворец, где он, спустя несколько часов, скончался от полученных ран. В конце марта того же года над организаторами и участниками данного террористического акта состоялся суд, в котором их приговорили к смертной казни через повешенье. После убийства царя народники предполагали начать революционное восстание и считали смерть «Вешателя» её отправной точкой. Однако в действительности никакого восстания в массах не было. А смерть императора привела к гибели «Народной воли», как движения.
Современные умы того времени такие как: И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, А.Г. Рубинштейн и другие, не одобряли насилие народников, однако они уже тогда утверждали, что терроризм станет традиционным методом борьбы части общества за восстановление своих нарушенных прав. И как не прискорбно признавать учёным XXI века, терроризм в России оказался весьма живучим явлением.
2.2 Террористы из партии анархистов
В конце XIX века из народнического течения образовалось анархистское движение. Оно утверждало, что вся власть в стране должна основываться не на силе и армии, а на авторитете, вследствие чего отрицало государство, как орган власти и институт. В развитии своей теории и философии анархистское течение разделилось на две философии. Первая основывается на уникальности отдельной личности, а вторая на построении свободного и справедливого общества. Первым в истории анархистом является французский общественный деятель и философ Прудон. На территории России первыми анархистами принято считать Бакунина и Герцена, которые вслед за французским философом в своих идеях опирались на общинное самоуправление.
Михаил Александрович Бакунин является родоначальником и ключевой фигурой анархизма в России. Именно он создал из анархизма идеологию и распространил её по всей Европе. Бакунин призывал к революции, которая позволит уничтожить классовые институты в обществе и заменить их федерацией общин. Почти всё народническое движение являлось по своей сути анархическим. Ожесточённые репрессии правительства против революционеров, привели к террористической деятельности анархистов против представителей власти. Именно такой видели картину мира власть имущие и общество. Это позволило получить поддержку части социума и развязало властям руки на ответные действия. На самом же деле лишь часть анархистов встала на путь терроризма. И большинство террористических актов были зачастую действиями одиночек, порой даже не представляющих истинного понимания философии анархизма.
Приемником анархистской идеи Бакунина стал Кропоткин Пётр Алексеевич. Он, так же как и его предшественник, видел силу в революции, которая представляла собой разрушение государства и развитие местного и производственного самоуправления. При этом он отрицательно относится к революционной диктатуре и терроризму. Кропоткин делал ставку не на немедленное революционное восстание, а на создание небольших анархистских групп, ведущих тихую пропагандистскую работу. Однако, несмотря ни на что, в 1905 году в среде анархистов появляется группа «Безначалие». Её лидерами и идеологами стали С.М. Романов и Н.В. Дивногорский. Они считали, что террор – главная сила революции. Так же считал и С.Г. Нечаев (революционер и лидер «Народной расправы»), ставящий целью создание бесклассового общества, а его убеждённость в необходимости конспирации и терроре поражала воображение современников. По его мнению, настоящим революционером можно считать только того, кто готов взять в руки кинжал во имя «народной мести».
На данной почве в движении анархистов образуется группа «Чёрное знамя» - самое крупное в истории анархистов сообщество террористов. В её состав входили профессиональные воры, крестьяне, фабричные рабочие, студенты и безработные, в возрастной категории около двадцати лет. «Чёрное знамя» - первая группа, использовавшая террор как оружие против господствующего порядка. Первый акт мести данной группы произошёл летом 1904 года после того, как на прядильной фабрике ткачи устроили забастовку. Данная стачка был разогнана кровавым путём штрейкбрехерами по приглашению владельца фабрики А. Когана. Это спровоцировало одного из рабочих (Н. Фарбера) отомстить за сотоварищей, вследствие чего, тот, в день Страшного еврейского суда, серьёзно ранил ножом Когана на ступенях у входа в синагогу. Но и это было не пределом. Спустя несколько дней, на одной из встреч анархистов в лесу, были ранены и арестованы полицией сотни человек. Нисан Фарбер призвал анархистов мстить правительству и, подкинув в подъезд одного из управлений полиции самодельную «македонскую» бомбу, ранив несколько офицеров полиции, погиб. Вскоре после этого в среде анархистов его имя стало легендой. А после разразившейся в январе 1905 революции, последовали его примеру безграничного террора. Для активного участия в революции анархисты совершали налёты на оружейные магазины, посты милиции и их арсеналы. Украденные боевые единицы использовались в террористических атаках и нападениях. Так же к террористическим проявлениям анархизма следует отнести сооружение и испытание самодельных бомб и пистолетов, а так же ограбления банков, почтовых отделений и магазинов. А 14 ноября 1905 террористы бросили две бомбы в кафе «Бристоль», в котором в данный момент находилось более 200 человек, начинённых иглами и пулями. Ужасает то, что данный террористический акт был совершён не ради реального отмщения, а ради удовольствия видеть как в крови и предсмертных страданиях будут мучаться представители буржуазии. Всего за период 1906-1907годов на счёт жертв анархистов записано более 4000 жизней. Однако появление нового премьер-министра П.А. Столыпина, державшего путь на усмирение нации, заставило всю террористическую деятельность в России поутихнуть. После нападения на премьера социалистов – революционеров жандармы стали вести ожесточённую борьбу с террористами: они находили тайники и убежища с боеприпасами и членами террористических групп. А их самих наказывали жестоко и безжалостно, приводя приговор в исполнение немедленно.
Октябрьскую революцию анархисты восприняли как восстановление господствующего гнёта. И это подтолкнуло их на совершение новых террористических актов и участии в крестьянском восстании под руководством Н.И. Махно на территории Украины. К концу 1920-х после поражения восстания и погашения всех его очагов в России карательными органами были ликвидированы все организации анархистов, в их числе и террористические группы.
2.3 Терроризм в деятельности эсеров
Россия, как уже оговаривалось ранее, представляла собой нестабильное общество. Время диктовало необходимость реформ и радикальных перемен в государственном устройстве. Свержение царизма стало важнейшей целью радикально настроенной части общества. В начале XX века это приводит к появлению левых и правых политических партий в стране. Одной из таких партий является партия социалистов – революционеров (в дальнейшем эсеры).
Данная партия стала существовать после состоявшегося в Финляндии съезда (29 декабря 1905 – 6 января 1906), где произошло её официальное оформление. Однако провозглашение её произошло ещё в 1899 году в Минске. Эсеры выступали за политическое и экономическое реформирование страны, пропагандируя отсутствие проявления экстремизма во всех его формах. Но на этапе выдвижения своих главных идей и задач в социум, партия пришла к выводу – нельзя преобразовать страну, используя при этом только либеральные реформистские способы. Вследствие чего в рядах эсеров появляется отдел экстремисткой направленности – Боевая организация партии социалистов – революционеров. Её руководителями становятся Гершуни и Азеф. Интересным является тот факт, что центральный комитет партии эсеров не вмешивался в деятельность боевой организации и она обладала полной автономией по отношению к партии. Это вызвано официальной пропагандой критики террора, как метода влияния. Однако партия была согласна признавать значимые террористические акты, совершённые боевой организацией. Первым, в террористической практике боевой организации, и первым, значимым актом терроризма, признанным партией эсеров, стало покушение, подготовленное лично Гершуни, на министра Сипягина. Добровольцем вызвался киевский студент Балмышев, который, переодевшись в адъютанта, должен был выстрелить в Сипягина или К.П. Победоносцева (если попытка на Сипягина окажется неудавшейся или невозможной).
15 апреля 1902 года адъютант великого князя Сергея, как представился Балмышев, прибыл в назначенное место для встречи немного ранее, дабы застать Сипягина в вестибюле. Адъютанта отвели в приёмную министра, где тот, удивлённый приездом специального посланца, ожидал его. Балмышев вручил ему конверт, где находилось послание - приговор от боевой организации, и двумя выстрелами убил министра. Военный суд приговорил его к смертной казни, через повешенье в городе Шлиссельбург 16 мая того же года. Убийство Сипягина придало авторитет партии эсеров, и сделало терроризм их оружием революционной борьбы, открыло новую эпоху в истории – эпоху террористической борьбы с русским абсолютизмом.