Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:39, курсовая работа
Целью исследования является освещение процесса возникновения и развития политических партий на территории Беларуси на рубеже XIX – XX вв.
Задачи исследования:
- выявить специфику формирования на территории Беларуси революционно-демократических партий;
- охарактеризовать роль монархических партий в сдерживании революционных движений;
- показать место буржуазных партий в развитии общественно-политических отношений Беларуси.
18 сентября могилевские либералы издали воззвание «совершенно в духе кадетской партии». Но только после учредительного съезда могилевчане провозгласили себя конституционными демократами. Окончательно же могилевская организация партии кадетов оформилась в декабре 1905 г. [5, с. 351].
Кроме Вильно и Могилева, в течение 1905—1907 гг. отделы Конституционно-демократической партии были образованы в Витебске, Гродно и Минске; подотделы — Белостоке, Пинске, Гомеле, Малятичах и Светскополье. Точное количество их членов неизвестно. Численность виленских кадетов составляла около 100 чел., столько же членов кадетской партии было в Витебске [7, с. 93]. Больше всего кадетов было в Могилеве — около 300 чел. [7, с. 93]. Таким образом, в среднем губернский отдел насчитывал приблизительно 150 — 180 членов. Если предположить, что в подотделы записывалось в 2 раза меньше людей, то в целом численность Конституционно-демократической партии в Беларуси составляла примерно 1—1,2 тыс. чел. Всего же в России насчитывалось более 360 кадетских комитетов, объединявших 50—60 тыс. членов [9, с. 252].
Значительно отличался от общероссийского и национальный состав организаций конституционных демократов в Беларуси. В число кадетов записывалось много поляков. В некоторых отделах они составляли большинство. Одним из наиболее активных деятелей кадетской партии в Витебской губернии был польский помещик С. Лопацинский, в Минской — адвокат А. Р. Ледницкий, гласный городской думы В. О. Янчевский, землевладелец — Е. И. Любанский, в Могилеве — помещики Г. В. Выковский и А. Я. Хоментовский, в Пинске — князь Ф. Я. Друцкой-Любецкий. Значительной поддержкой Конституционно-демократическая партия пользовалась и со стороны еврейской общественности.
Но все же ядро Конституционно-демократической партии в белорусских губерниях, пожалуй, только за исключением Виленской, составляли православные русские и беларусы. В основном это были представители местной интеллигенции и служащие. Например, гродненский губернатор сообщал в Департамент полиции, что среди членов кадетской партии в его губернии значатся, главным образом, «лица свободных профессий и чиновники» [8, с. 93]. Заявления о приеме в кадетскую партию поступали от крестьян в Могилевский комитет [7, с. 95]. Крестьяне в целом составляли 20% от численности партии. Одним из самых активных конституционных демократов в Могилевской губернии был крестьянин М. Е. Семенов [3, с. 28].
Конституционно-демократическую партию поддерживали многие национальные организации, которым импонировало признание кадетами принципа равенства народностей. Наиболее сильной из таких организаций был Союз для достижения полноправия еврейского народа в России, образованный в марте 1905 г. на съезде еврейских общественных деятелей в Вильно. Его программные установки перекликались с основными положениями политической платформы кадетской партии. Не удивительно поэтому, что многие еврейские общественные деятели были одновременно видными конституционными демократами. Так, М. М. Винавер, официальный лидер союза, входил в кадетский Центральный комитет. Отделы союза, кроме Вильно, существовали и в других белорусских городах: Белостоке, Витебске, Гомеле, Гродно, Игумене, Могилеве, Невеле, Орше, Пинске и Слониме. Поддерживали Конституционно-демократическую партию и сионистские организации, консолидировавшиеся вокруг Центрального бюро сионистов в Вильно [8, с. 49]. На стороне кадетов выступали также отдельные польские либерально-демократические группировки. В частности, к ним относился Польский прогрессивно-демократический союз, одним из лидеров которого был А. Р. Ледницкий [9, с. 308]. Под влиянием конституционных демократов находились некоторые профессиональные объединения интеллигенции: например, Минское общество врачей, основанное в 1867 г.
Белорусские конституционные демократы и их союзники развернули большую издательско-пропагандистскую деятельность. Под их контролем находились газеты «Северо-западный голос», «Новая заря», «Свободное слово», «Газета виленская», «Витебская жизнь», «Минская жизнь», «Голос провинции», «Могилевский голос» [8, с. 48; 22, с. 198; 28, с. 298, 302]. Распространялись также общероссийские кадетские газеты и журналы.
Главным полем деятельности кадетов с весны 1906 г. стала I Государственная дума. Выработка тактики конституционных демократов в «народном представительстве» происходила на II (5—11 января 1906 г.) и III (21—25 апреля 1906 г.) съездах кадетской партии в Санкт-Петербурге. Делегаты от Беларуси выступили с собственным вариантом программы деятельности кадетской фракции в Думе. Наиболее полно он был представлен в речи Ф. Я. Друцкого-Любецкого 21 апреля 1906 г. На первое место пинский кадет поставил вопрос о введении гражданских свобод, равенства всех сословных и национальных групп. Вторым пунктом программы кадетской фракции, по мнению оратора, должен быть вопрос о расширении круга выборщиков Государственной думы. Третьей задачей, по мысли князя, было улучшение положения крестьянства, так как без введения всеобщего обязательного обучения этот вопрос не решался. Наконец, Друцкой-Любецкий заявил о необходимости введения ответственности министров перед Думой. Вскоре Друцкой-Любецкий дополнил свои предложения пунктом о необходимости повсеместного введения всесословного земства на основе всеобщего избирательного права [5, с. 298].
Выборы в I Государственную думу проходили в марте—апреле 1906 г. В ходе кампании кадеты заключали союзы с национальными либеральными организациями. В Минске кадеты вошли в Прогрессивный блок избирателей совместно с польской независимой партией, белорусско-литовской группой, предвыборным комитетом землевладельцев Минской губернии, объединявшим польских помещиков, комитетами русских и еврейских избирателей [8, с. 48]. В Могилевской губернии кадеты заключили блок с Союзом для достижения полноправия еврейского народа в России [8, с. 48]. Подобные блоки были и в других белорусских губерниях.
Кадеты сумели одержать победу. Однако I Дума, собравшаяся 27 апреля 1906 г., проработала всего два с половиной месяца и была распущена по указу Николая II 9 июля того же года. В знак протеста сложил полномочия члена Государственного совета и Г. В. Выковский [11, с. 171].
Избирательная кампания во II Государственную думу в конце 1906 — начале 1907 г. проходила для кадетов в условиях нараставших правительственных репрессий. В то же время склонность кадетов к компромиссам по программным вопросам, и особенно по аграрному, оттолкнула от Конституционно-демократической партии часть ее бывших сторонников как вправо, так и влево. В этих условиях особенно актуальной стала поддержка кадетов со стороны национальных организаций, в частности, еврейских. Но из-за противодействия польских землевладельцев кадеты и их союзники проиграли выборы. Все депутатские места от Виленской губернии заняли поляки. В других белорусских губерниях благодаря поддержке властей победу одержали октябристы и правые. Во II Государственную думу прошел только 1 конституционный демократ от Беларуси — латыш Э. А. Казарич (Витебская губерния). Поражение белорусских кадетов на выборах показало усталость населения от революционных потрясений, стремление вернуться к спокойной жизни. Программу кадетской партии в 1905—1907 гг. реализовать не удалось.
Таким образом, кадеты в Беларуси находили поддержку у представителей различных национальных, социальных и профессиональных групп, и при этом были достаточно популярны, настолько, что власти были вынуждены применять репрессии, чтобы не допустить избрания кадетов в Думу. Но если в период революции партии не удалось закрепиться в политике, тем не менее, ее популярность осталась значительной и в дальнейшем.
Под влиянием массового революционного движения на рубеже XIX – XX вв. активизировалась политическая деятельность мелкобуржуазных политических движений. Идеология их формировалась под действием, с одной стороны, жесткого политического и национального гнета царизма, а с другой – все большего развития пролетарского движения во главе с революционной марксистской партией.
Становление беларуских партий происходило в сложных условиях. В конце XIX рабочий класс, который составлял 3,3 % общего количества населения Беларуси, был многонациональным, распыленным по мелким кустарным и ремесленным предприятиям. Поэтому он и не стал мощной политической силой на территории Беларуси. Более того, это стало причиной образования множества партий с национальным уклоном, которым порой было трудно договориться между собой, даже если они и относились к одной и той же стороне общественно-политического движения. Значительное еврейское население беларуских городов стало причиной необычайной популярности здесь еврейских партий. Естественно, нельзя забывать и о мощном влиянии соседей с востока - России, и с запада - Польши. Царизм не позволял в Беларуси никаких национальных форм общественного развития. Польская политическая элита тоже стремилась осуществить экспансионистские цели на беларуских землях. Религиозное положение в Беларуси также оказала свое влияние. Беларуское общество было расколото по конфессиональному признаку, что не могло отразиться на политических процессах.
Монархические и либерально-буржуазные партии, в отличие от революционно-демократических, начали оформляться несколько позже – уже во время революции 1905 – 1907 гг. Первые получили значительную поддержку на территории Беларуси. Это объясняется особенной активностью здесь организаций, пропагандировавших «триединость» русского народа – с целью вырвать беларусов из-под влияния Польши. Сильное влияние монархических партий выбивало почву из-под ног у революционно-демократического движения. Следует также отметить наиболее всесословный характер правомонархического движения, что отличало его от партий и организаций либеральной и леворадикальной направленности. В нём принимали участие рабочие и крестьяне, ремесленники и мещане, купцы и интеллигенция, духовенство и дворяне, служащие. При этом руководящую роль в движении играли представители русского православного духовенства и русской национальной интеллигенции.
Буржуазно-либеральный лагерь на территории Беларуси был представлен в основном партией конституционных демократов. Кадеты в Беларуси находили поддержку у представителей различных национальных, социальных и профессиональных групп, однако в противостоянии с правительством не смогли победить на выборах. Однако царская Россия уже не смогла вернуться на позиции абсолютного самодержавия, гражданское общество после революции получило настолько мощный импульс, что навсегда изменило общественно-политические движения.
Информация о работе Специфика зарождения и становления партий в Беларуси на рубеже XIX-XX вв