Специфика зарождения и становления партий в Беларуси на рубеже XIX-XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является освещение процесса возникновения и развития политических партий на территории Беларуси на рубеже XIX – XX вв.
Задачи исследования:
- выявить специфику формирования на территории Беларуси революционно-демократических партий;
- охарактеризовать роль монархических партий в сдерживании революционных движений;
- показать место буржуазных партий в развитии общественно-политических отношений Беларуси.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Специфика зарождения и становления партий в Беларуси.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

В связи с выходом  Бунда из РСДРП сторонники «Искры» с помощью ЦК развернули активную деятельность по созданию на территории Беларуси местных организаций своей партии. Несмотря на сопротивление Бунда, в конце 1903 и в 1904 г. они появились в Минске, Гомеле, Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, Мозыре, Полоцке, Орше, Горках, Копыле и других населенных пунктах. Возглавили их Полесский и Северо-западный комитеты РСДРП, созданные ЦК партии в январе-марте 1904 г. [5, c. 146].

Становление революционной социал-демократии проходило также в жестокой борьбе с народнической идеологией. Народничество в то время распалось на несколько течений. Сначала наиболее многочисленной и влиятельной группой были либеральные, или, как их еще называли, легальные народники. В их рядах выросла программа, рассчитанная на то, чтобы  «улучшить» положение крестьянства при сохранении основ имеющегося строя. Либеральные народники уже не мечтали о крестьянской революции, а только просили царизм все хорошо оборудовать [6, c. 30].

К рубежу XIX – XX вв. относятся и попытки объединения второй группы народников, стоявших на леворадикальных позициях, в партию социалистов-революционеров. Наибольшую роль в создании партии и формировании ее программы отыграли «Рабочая партия политического освобождения России», «Южная партия социалистов-революционеров» и «Аграрно-социалистическая лига». «Рабочая партия политического освобождения России» возникла в Минске в 1899 г., и проповедовала тактику индивидуального террора. В 1900 г. она была разгромлена полицией, а ее уцелевшие группы влились затем в партию эсеров. Руководитель партии Г.А. Гершуни стал руководителем боевой организации ПС-Р, которая осуществляла террористические акты [14, c. 68].

В конце 1900 г. за границей начались переговоры основных народнических организаций, существовавших в это время в России и в эмиграции, в итоге которых в январе 1902 г. было провозглашено создание партии социалистов-революционеров. Ее официальным органом была признана газета «Революционная Россия». Но партия не торопилась оформить свои теоретические взгляды и программные требования. Первый съезд, принявший официальную программу, соберется только в декабре 1905 г. - январе 1906 г., а к этому времени программу заменяли статьи, которые публиковались в партийных газетах.

В документах эсеровских групп 1900 - 1904 гг. не шла речь и о передаче земли общинам и вообще община на первый план не выдвигалась. Только некоторые группы выступали за дополнительную прирезку земли к крестьянским наделам [6, c. 31]. «Южная партия социалистов-революционеров» признавала необходимость национализации всей земли и раздачи ее крестьянам. Вообще, под воздействием марксизма эсеры считали именно рабочих главной движущей силой революции. Но это было только вначале. Когда же крестьянское движение активизировалось, эсеровские группы снова объявили крестьянство наиболее восприимчивым к революционной пропаганде и стали противопоставлять Россию Западу. В 1902 - 1904 гг. эсеровские организации возникли в Минске, Витебске, Гомеле и других городах. В 1904 г. они объединились в Северо-западную организацию ПС-Р [12, c. 29].

Из групп Польской социалистической партии (ППС), которые действовали на территории Беларуси, в июне 1902 г. была ППС на Литве. Она объединила 5 из 17 имеющихся в то время местных рабочих комитетов ППС: в Сувалках, Белостоке, Гродно, Вильно и Ковно [9, c. 189]. ППС на Литве начала выдавать свой орган - газету "Валька" ("Борьба"). Ее первый номер появился в октябре 1902 г.

Руководство ППС отрицательно относилась к Бунду, поскольку он выступал против борьбы за независимость Польши. Членам ППС запрещалась участвовать в его акциях. Но в Беларуси нельзя было не считаться с Бундом. Вот почему конференция Центрального Рабочего Комитета ППС (июнь 1903 г., Вильно) в качества исключения разрешила комитетам ППС на Литве принимать участие в манифестациях Бунда. Чтобы противостоять Бунду, руководство ППС в эти годы активизировала свою работу среди еврейского населения. На VI съезде ППС было решено создать в ППС отдельную Еврейскую организацию и ее руководящий орган - еврейский комитет. Первая конференция Еврейской организации ППС произошла в Гродно в апреле 1903 г., вторая - в октябре этого же года. На ней был создан Еврейский комитет.

Разворачивая активную деятельность на территории Беларуси, ППС пристальное внимание обращала на беларуский вопрос. Было принято решение содействовать национальному движению ради ослабления царизма. Но беларуское национальное движение уже разворачивалось самостоятельно.

Первая беларуская национально-революционная  партия - Беларуская Революционная партия  (БРП) была создана в 1902 г. на базе культурно-просветительных кружков беларуской молодежи, существовавших в Вильно, Минске и Петербурге [14, c. 46]. В декабре 1903 г. в Вильно произошел съезд партии, на каком она была переименована в Беларускую Революционную Громаду (БРГ). Организаторами и идейными вдохновителями партии были братья Иван и Антон Луцкевичи, К. Кастравицкий (К. Каганец), В. Ивановский, А. Власов, Ф. Умястовский, А. Пашкевич  (Тетка), А. Бурбис и др [6, c. 33]. Почти все они происходили из мелкопоместной шляхты, а фактически принадлежали к разночинной интеллигенции. Программа БРГ, принятая на первом съезде, содержала основные социал-демократические требования: ликвидацию капиталистического строя, переход в общественную собственность земли, средств производства и коммуникаций, 8-часового рабочего дня, равной оплаты при одинаковой работе, государственного страхования от несчастных случаев, краевой автономии Беларуси и т.д. В 1904 г. БРГ была переименована в БСГ (Беларуская Социалистическая Громада).

В первые годы своего существования БРГ-БСГ активно взаимодействовала с идейно близкими ей ППС, ПС-Р, Литовской социал-демократической партией, Латышским социал-демократическим союзом. Но наиболее тесные контакты она поддерживала с ППС [12, c. 31].

Лидеров ППС волновало отношение  БРГ и БСГ к вопросу о будущих федеративных отношениях с Польшей. В программе БСГ, принятой на съезде, этот вопрос не поднимался. Это, по-видимому, явилось одной из причин того, что ППС в 1904 г. инициировала создание еще одной беларуской организации - Социалистической партии Белой Руси (СПБР). Деятели этой партии - члены Гродненской организации ППС на Литве Бронислав Шушкевич, братья Станислав и Казимир Трушковские, а также Марьян Фальский и Франтишек Завадский - происходили из Беларуси и знали беларуский язык [11, c. 234]. СПБР создала свои организации в Варшаве, Гродно и Минске. Партия издала несколько воззваний, но большего сделать не сумела и прекратила свою деятельность в конце 1905 г.

В начале XX в. в Беларуси действовали также группы социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). Она была создана в 1900 г. в Минске. Во главе ее стояли Ф.Э. Дзержинский и С. Трусевич [9, c. 239]. Партия стремилась к тесному союзу с российским революционным движением, стояла на интернационалистских позициях, вела борьбу с сепаратизмом ППС, взаимодействовала с Бундом. В апреле 1906 г. на правах автономной организации вступила в РСДРП.

Таким образом, на рубежи XIX - XX вв. на территории Беларуси действовал ряд социалистических партий, которые выражали интересы рабочих, крестьян и других демократических слоев населения. В качестве основной цели своей деятельности они провозглашали построение социалистического общества. Но каждая из их придерживалась своих взглядов на социализм. Разными были у них стратегия и тактика борьбы. На территории Беларуси были очень популярны еврейские партии, так как большинство рабочих края составляли именно представители этого народа. Именно территория Беларуси являлась одним из центров революционно-демократического движения в Российской империи.

 

 

 

ГЛАВА 2 МОНАРХИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

 

 

В отличие от социал-демократических  партий, монархические партии  начали активно набирать популярность только во время и после революции 1905 – 1907 гг. Первой организацией правомонархического толка стало «Русское собрание», созданное в 1900 году [1, c. 15].

Идейные основы монархического консерватизма были заложены ещё ранее, однако организационное оформление сторонников «охранения» традиционных институтов приходится на время, когда Российскую империю охватила революционная смута. Ответом на радикализацию общества стала консолидация общественных сил, выступавших в поддержку традиционной самодержавной власти.

По всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные  организации [1, c. 18]. Среди них можно назвать возникшее в Санкт-Петербурге Общество активной борьбы с революцией и анархией, Общество русских патриотов в Москве, Русское братство в Киеве, Патриотическое общество в Тифлисе, Царско-народное русское общество в Казани, Союз «Белое знамя» в Нижнем Новгороде, и десятки других монархических организаций, звавших народ на борьбу с революцией.

Наиболее значительными  объединениями традиционалистской направленности, которые исследователи  зачастую относят к политическим партиям, были «Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русских  людей» и «Союз русского народа». Их программные и уставные позиции практически не различались. Главной своей целью они видели «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорого нашего отечества – России единой и неделимой» [1, с. 35]. Идеологи традиционализма выступали за самобытный путь развития России, против перенесения на российскую почву разрушительных революционных и либеральных западноевропейских «ценностей». Они отстаивали существовавшие тогда в стране политические, социально-экономические, религиозные, духовные и бытовые устои российской жизни. В незыблемом сохранении православия, самодержавной власти и первенстве русской народности они видели благо России.

В 1906 – 1908 г. правомонархическое движение становится самым массовым общественно-политическим течением.

Следует также отметить наиболее всесословный характер правомонархического  движения, что отличало его от партий и организаций либеральной и  леворадикальной направленности. В нём принимали участие рабочие и крестьяне, ремесленники и мещане, купцы и интеллигенция, духовенство и дворяне, служащие. При этом руководящую роль в движении играли представители русского православного духовенства и русской национальной интеллигенции.

Главной всероссийской  правомонархической организацией (партией) был «Союз русского народа» (СРН), образованный в Петербурге 8 ноября 1905 г. [5, c. 343]. Его отделения действовали в большинстве губерний Российской империи. Наиболее активно они были представлены в Беларуси и Украины, где сильно было влияние антирусских сил: здесь насчитывалось более половины всех членов СРН. Так, в Беларуси отделения СРН действовали в 36 населенных пунктах и насчитывали в своих рядах около 29.5 тыс. членов [1, с. 41]. Так в Виленской губернии действовали 2 организации (1000 человек), Витебской – 9 (10071), Гродненской – 3 (900), Минской 15 (4420), Могилевской – 20 (11652) [5, с. 196].

Кроме отделений Союза русского народа в Беларуси действовали идейно родственные СРН организации, в частности общество «Крестьянин», основанное в конце 1905 г., и возникший в 1906 г. «Русский окраинный союз», который впоследствии был реорганизован в «Русское окраинное общество». В 1908 г. в результате раскола общества «Крестьянин» возникло «Белорусское общество», в которое входили представители интеллигенции, служащие и крестьяне. Примерно в тоже время в Минске стало действовать ещё одна организация традиционалистского толка «Православное братство», а в Гродно и Витебске вели работу отделения партии «правого порядка». В 1910 г. в Гродно был создан «Русский Национальный Союз Гродненской губернии» [19, с. 270 – 271].

В целом все правомонархические организации Беларуси, несмотря на отдельные различия, стояли на позициях «западнорусизма» и относили белорусов наряду с великороссами и малороссами к составной части триединого русского народа. В тоже время идеологи черносотенства отмечали некоторую культурную специфику белорусского народа, а политическое, этнокультурное и духовное развитие белорусов связывали с укреплением русской народности, которая должна была иметь в России первенствующее, главенствующее положение. Главной угрозой этому в западных губерниях, по их мнению, выступал польский элемент, влияние которого сильно ощущалось во всех сферах общественной жизни.

Правомонархические объединения  принимали активное участие в  выборах в Государственные думы. А создание некоторых из них как  раз и вызвано было проведением  избирательных компаний. Так, например «Русский окраинный союз», который  выступал за «единую и неделимую Россию», ликвидацию экономического влияния польских землевладельцев и еврейской буржуазии и требовавший запретить участие в выборах поляков и евреев, при поддержке государственных учреждений и православной церкви провёл во II Думу 15 депутатов. На выборах в III и IV Думы правые в белорусских губерниях получили абсолютное большинство мест. Так, в последней Думе 30 из 36 депутатов от Белоруссии входили в правый блок [4, с. 73].

Таким образом, правомонархическое движение явилось важным фактором общественной жизни Белоруссии в рассматриваемый  период. Поддерживаемое со стороны государства, оно было довольно популярным, сдерживая наступление революции. Деятельность правых партий, союзов и иных обществ также формировала у местного населения навязываемую официальную идеологию. Также необходимо отметить всесословность правомонархического движения, большую, чем у других общественно-политических движений.

 

ГЛАВА 3 ЛИБЕРАЛЬНО-БУРЖУАЗНЫЕ ПАРТИИ

 

 

Во время Первой русской революции после Манифеста 17 октября были созданы также буржуазные партии «Союз 17 октября» (октябристов) и Конституционных демократов (кадетов) с программой конституционной монархии, культурно-национальной автономии для народностей, местного самоуправления, демократических свобод. Влияние в Беларуси эти партии не получили (в основном в Минске и Пинске), что свидетельствовало о слабости буржуазии, отсутствии авторитета и влияния на политическую жизнь в крае [5, с. 262].

Из двух этих партий активно действовали в Беларуси только кадеты. Организации конституционных демократов в Беларуси начали формироваться еще до учредительного съезда кадетской партии. Так, в Вильно образовалась еврейская демократическая группа [5, с. 262]. Могилевская организация, созданная в начале сентября 1905 г., сначала не называлась кадетской. По воспоминаниям одного из ее лидеров: «…был возбужден вопрос о том, чтобы назвать эту группу конституционно-демократической; но большинство высказалось, что слово  «демократическая» среди крестьян вызывает недоразумения и крайне непопулярно» [5, с. 311].

Информация о работе Специфика зарождения и становления партий в Беларуси на рубеже XIX-XX вв