Развитие партийной системы Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:40, контрольная работа

Краткое описание

Партийная система является составной частью системы политической, она вписана в нее своей «головной частью», которую составляют парламентские фракции партий, получивших доверие избирателей и парламентские мандаты. Партийная система испытывает сильное воздействие институтов политической системы и сама оказывает на них определенное влияние. Это воздействие и влияние зависит от типа партийной системы. Еще Абботт Лоуэлл в начале XX в. заметил, что, во-первых, партийные системы являются функциями обществ, их производящих, что бипартизм или мультипартизм формируется в стране на основе определенных традиций, черт национального характера, исторического пути, пройденного страной; во-вторых, бипартизм гораздо лучше сочетается с парламентской системой правления, чем мультипартизм, а однопартийные кабинеты работают гораздо эффективнее многопартийных (коалиционных).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная Партийная система.docx

— 58.64 Кб (Скачать документ)

 В 1885 г. либеральное  правительство Гладстона провело  третью парламентскую реформу,  значительно увеличившую ряды  электората, но не давшую либералам  решающего превосходства: правительства  либералов и консерваторов продолжали  сменяться по закону маятника.

Кроме численного роста избирательного корпуса факторами партийной  борьбы и победы на выборах выступали: отношения партий с Англиканской Церковью и имущими классами; отношения партий с нонконформистами, то есть представителями протестантских деноминаций; отношения партий с рабочим движением, а затем и с профсоюзами; отношения с нарождавшимся женским движением, выступавшим за равноправие женщин и предоставление им избирательного права; отношения с националистическими и сепаратистскими движениями.

В «консервативную эпоху» 1880–1900 гг. преимущество получила Консервативная партия. Правительство Дизраэли, которое  пришло к власти еще в «эпоху либерализма», в период довольно долгого правления (1874–1880) осуществило реформу жилищного  строительства, здравоохранения, образования, провело меры, направленные на повышение  качества продуктов питания и  совершенствование деятельности профсоюзов. Общий смысл реформ Дизраэли заключался в сплочении нации, повышении  жизненного уровня средних и нижних слоев, в убеждении правящего  класса «выполнить свой долг по отношению  к трудящимся». Во внешней политике Дизраэли продолжил линию на укрепление колониальной империи и «удачно» провел Берлинскую мирную конференцию, лишившую Россию почти всех завоеванных  территорий в русско-турецкой войне 1877 г. и передавшую Великобритании «ключ  к Средиземноморью» — остров Кипр.

В Либеральной партии всю «консервативную эпоху» царило внутреннее противостояние, вызванные соперничеством Гладстона и молодого политика из Бирмингема Джозефа Чемберлена, не только сумевшего сплотить и организовать городскую организацию либералов, но и создавшего в масштабах всей страны Национальную либеральную ассоциацию — прообраз центрального органа партии, которую он использовал в своей партийной и политической борьбе.

Кризис в партии, усиленный  уходом Гладстона из активной политики (1906), брожение в интеллектуальных кругах либералов привели к пониманию, что программа классического, «старого»  английского либерализма, либерализма XIX в., базировавшаяся на таких постулатах, как свободная торговля, парламентская реформа, борьба за права человека, оказалась в основном выполнена либо не пользовалась больше популярностью у избирателей. Возникла необходимость в новой либеральной идеологии, которая смогла бы возродить к жизни Либеральную партию.

Этим занимались молодые  либеральные идеологи Д. А. Хобсон, Л. Т. Хобхаус, Г. Самуэль, которые сформулировали идеологию «нового либерализма», либерализма XX в., испытывавшего влияние социалистической теории, идей рабочего движения о том, что если личность и целые социальные группы не могут удовлетворить элементарные материальные потребности, то для осуществления свободы необходимо не только правовое, но и социальное равенство, вмешательство государства в социальные и экономические отношения. Эта система идей получила название «новый либерализм» и была взята на вооружение Либеральной партией, сумевшей после 1905 г. преодолеть кризис и составить конкуренцию консерваторам.

В начале XX в. английские социалисты решили соединить социалистическую теорию и парламентскую практику, создав в 1893 г. Независимую лейбористскую партию. Название «Лейбористская партия» (ЛП или РП («Рабочая партия»), чтобы не путать лейбористов с либералами) она получила в 1906 г. Начиная с 1900 г. лейбористы принимают участие в парламентских выборах. Лейбористская партия не только привнесла в британское общество новую социалистическую идеологию, не только представляла собой новое качество организации — массовую партию, но и опиралась на «новое», четвертое сословие — рабочий класс и профсоюзы.

Хотя лейбористы в 1923 г. набрали  всего 30% голосов и не одержали абсолютной победы, с учетом создавшейся сложной  экономической, социальной и политической ситуации в стране им было предоставлено  право формирования правительства. И хотя правительство меньшинства  Рамсея Макдональда вело очень осторожную и взвешенную политику, пригласив на ключевые должности либералов и консерваторов, не предпринимая попыток установить государственный контроль над экономикой и увеличить налоги для решения социальных проблем малообеспеченных британцев, оно продержалось всего девять месяцев. Тем не менее был создан прецедент прихода к власти социалистической партии путем выборов. С этого прецедента ведет свой отсчет третья партийная система Великобритании.

Третья партийная  система: лейбористы против консерваторов

 

 

Несмотря на проявленную  осторожность и весьма короткий срок правления первого лейбористского правительства, программа лейбористов, делавшая упор на реформу социального обеспечения, сокращение безработицы и улучшение условий работы и жизни простых людей, его борьба за разоружение, мир и свободу торговли нашла отклик у многих избирателей. Ведущие политические партии поспешили включить в свои предвыборные платформы наиболее привлекательные лозунги лейбористов. Но правительство консерваторов, управлявшее страной в 1924–1929 гг., не смогло справиться с проблемами экономического кризиса и роста безработицы, которая к концу их правления превысила миллион человек. Поворот лейбористов лицом к рядовому и массовому избирателю быстро сказался на росте их популярности и количестве собираемых голосов: если 1924 г. — 33%, то в 1929 г. — 37%.

Таким образом, во-первых, новая  политика лейбористов, направленная на завоевание «своего» избирателя, на поддержание  прочных контактов с профсоюзами; во-вторых, исчерпанность партийной  доктрины, потеря массового избирателя либералами; в-третьих, изменение условий  партийной деятельности, экономический  и социальный кризис и, шире, вообще изменение мира после Первой мировой  войны — все это привело  к смене формата партийной  системы Великобритании. Итак, первая отличительная черта третьей партиомы заключается в смене ее качественного состава, то есть замены Либеральной партии Лейбористской, которая (замена) явилась реакцией на качественные изменения окружающей среды. Второй характерной чертой третьей партийной системы стало усиление правого и левого радикализма, которое проявилось, с одной стороны, в возрождении национализма, с другой — в проникновении в Великобританию коммунистических идей. Все это хоть и отразилось на количественном составе партиомы, увеличившемся за счет малых партий, а именно: Коммунистической партии Великобритании (КПВ создана в 1921 г.), Плайд Камри — Уэльской национальной партии (УНП, 1925), Шотландской национальной партии (ШНП, 1934), но в виду слабого влияния радикалов не привело к кардинальным, системным изменениям. 

Отметим, что Либеральная  партия не исчезла вовсе, а перешла  в разряд «третьих» политических сил, получая в парламенте сначала  более 50, а затем — менее 30, а  то и 20 мест.

Второй приход лейбористов  к власти состоялся достаточно быстро. Уже в 1929 г., получив 288 парламентских  мандатов (против 260 у консерваторов), они сформировали правительство  во главе с Р. Макдональдом. Второе лейбористское правительство продержалось шесть лет, хотя годы его правления  успешными для Британии не назовешь. Экономический кризис продолжался. Уже в 1930 г. безработица охватила 2,5 млн человек, резко вырос бюджетный дефицит. Не справившись с серьезными социально-экономическими проблемами, Макдональд попытался уйти в отставку, но был поддержан консерваторами и либералами. Возникла идея национального правительства, то есть кабинета, руководимого лидером победившей партии, но составленного из представителей всех ведущих партий страны. Итак, фактически Великобританией в течение 1931–1940 гг. правило национальное правительство, что было вполне закономерным в условиях экономического кризиса и приближавшейся войны.

Вторая мировая война  потребовала большого напряжения сил  Британского государства и гражданского общества, явилась серьезным испытание для Британской империи, распад которой начался уже в 1947 г. с получением независимости Индией. Экономические проблемы усугублялись низкими темпами роста. Массы простых людей не желали терять завоеванного материального благополучия и рассчитывали его увеличить, оказывая поддержку профсоюзам и голосуя за лейбористов.

Третье лейбористское  правительство было сформировано уже  после войны, в 1945 г., Клементом Эттли. В отличие от предыдущих лейбористских  кабинетов, оно имело подавляющее  преимущество в парламенте и могло  смело проводить в жизнь свою программу построения британского  социализма. Только в 1945–1946 гг. по его  инициативе было принято 75 новых законов, заложивших основу «государства социальных гарантий», и элементы плановой, регулируемой государством экономики, обещавших  каждому британцу образование, здравоохранение  и социальное обеспечение, включая  дешевое муниципальное жилье  за государственный счет, высокие  шансы получения работы, а в  случае неудачи — приличное пособие  по безработице. Уже в 1950 г. 1 млн британцев с низкими доходами из 45-миллионного населения получил социальную помощь. Реформа лейбористов не уничтожила частную медицину и частное образование, она выстроила рядом с ними государственные системы социального обеспечения, на практике доказывая тезис о возможности врастания социализма в капитализм.

Но высокие государственные  расходы на социальную и военную (Британия в 1949 г. вступила в НАТО) сферу, а также экономический кризис конца 1940-х годов продолжали быстро увеличивать государственный долг. В этих условиях правительство урезало  возможности «государства социальных гарантий» и девальвировало фунт стерлингов. Однако эти меры снизили  популярность лейбористов, и на выборах 1951 г. победили консерваторы.

Тринадцатилетнее правление  консервативных правительств У. Черчилля, Э. Идена, Г. Макмиллана и А. Дуглас-Хьюма в 1951–1964 гг. Оно проходило на фоне успешной войны в Корее (1951–1952), окончание которой совпало с промышленным подъемом и позволило перейти от политики жесткой экономии, стоившей лейбористам власти, к консервативной политике стимулирования бизнеса и внешней торговли, снижения налогов, безработицы и увеличения зарплат.

Именно в этот период в  британской внутренней и внешней  политике, как и в партийно-политической системе, либерально-консервативный консенсус  был окончательно заменен лейбористско-консервативным, заключавшимся в признании консерваторами важности развития социальной сферы  общества и в принятии лейбористами линии на укрепление НАТО и противостояние СССР.

После довольно длительного  правления консерваторов вновь  наступила «эра лейбористов», которые, пройдя многолетнее «лечение оппозицией», выиграли выборы в 1964 г.

В 1980-е характеризуются  формированием нового типа партии — универсальной партии, ориентированной не на конкретный класс, а на многие социальные группы, на большинство избирателей; партии, заинтересованной не в увеличении членства (хотя и это важно для развития ее структуры), а в росте электората, обеспечивающем победу на выборах.

Динамику выборов в  условиях бипартийных систем вообще и британской партиомы в частности удовлетворительно объясняет так называемый «колокол Даунса» — график электоральной поддержки, который строится на основании теории рационального выбора Энтони Даунса и который получил название «модель центростремительной конкуренции».

Этот график строится из предположения, что избиратели руководствуются  рациональными мотивами наибольшей выгоды и предпочитают отдавать голоса умеренным партиям (располагающимся  ближе к центру), а не радикалам, призывающим к перетряске устоявшейся  общественной структуры. Графически Даунс представил действие этой закономерности в виде колокола. В случае британской бипартийности 1940–1960 гг., отмеченной заметной поляризацией, как отметил А. Громыко, колокол Даунса имел две ярко выраженные вершины, которые показывали, что ни одна из ведущих партий, ориентируясь только на «своего» избирателя, не могла стать постоянно доминирующей силой, и власть переходила от одной партии к другой, не задерживаясь на центристских позициях.

Центробежная конкуренция  партий представлена на схеме 1, где  М1 и М2 — политические позиции соответственно Лейбористской и Консервативной партий, В — позиция политического центра партийной системы, тогда (М1 — В) — позиции правых избирателей-лейбористов, (В — М2) — позиции левых избирателей-консерваторов. Такая партийная система обретала устойчивость при сравнительно небольшом количестве центристского электората (на схеме его изображает центральный провал), на который претендовали обе партии. Действительно, в те годы доля «блуждающих» голосов в центре: (В1 — В) лейбористов и (В — В2) консерваторов не превышала 20, максимум 30%. 

Схема 1. Модель центробежной конкуренции партий

 

 

В условиях существенного  роста среднего класса, заполнявшего в первую очередь центристские политические позиции и универсализации британских партий в 1970–1990 гг., обратившихся ко всем слоям общества, но в первую очередь  именно к среднему классу, колокол  Даунса постепенно становится одновершинным, так как подавляющее большинство избирателей теперь занимают умеренные позиции, а обе партии «собирают» голоса ближе к центру. Теперь устойчивость партийной системы обеспечивается не поляризацией на два противостоящих лагеря, а сближением позиций политических партий. Такое положение вещей адекватно представляет модель центростремительной конкуренции партий.

Последний период третьей  партийной системы Великобритании, — и здесь вновь сработало  правило маятника, — стал очередной  «эрой лейборизма», которую открыла  победа на парламентских выборах  и формирование правительства лейбористов  под руководством Тони Блэра в 1997 г.

Период правления Блэра  прошел под знаком новой политической философии лейбористов — философии  «третьего пути». В интерпретации  самого лидера лейбористов «третий  путь» современного, «нового» лейборизма вытекает из программы президента США 1990-х годов Билла Клинтона и  его команды «новых демократов».

 

Схема 2. Модель центростремительной  конкуренции партий 

 

 

 

«Новые демократы» полагали, что государство может и должно быть одновременно и минималистским, то есть минимально вмешивающимся в  развивающуюся по своим закономерностям  рыночную экономику, и прогрессивным, то есть отвечающим не за прибыли ведущих  корпораций, а обеспечивающим развитие всех слоев общества. При этом занятость  обеспечивается так называемым «гибким рынком труда» и сбалансированным, а не раздутым за счет социальной сферы бюджетом.

Сбалансированность бюджета  достигается такими мерами, как увязывание права на социальные субсидии с решением проблемы трудоустройства (другими  словами, кто не собирается устраиваться на работу, тот не получает субсидии), как гарантии не столько стабильной занятости, сколько возможности  переквалификации, и т. д.

Риторику «третьего пути»  «новых демократов» взял на вооружение лидер лейбористов Блэр, который  стал понимать под «третьим путем» программу «нового лейборизма», основывавшуюся на «старых» лейбористских  ценностях солидарности, равенства, справедливости и новых наработках американских «новых демократов» и  английских «новых правых», тэтчеристов. В результате лейбористская идеология пополнилась такими ценностями, как равенство возможностей, сообщественность, социальная включенность индивидов, взаимная ответственность государства и личности, демократизация общества и государства, подотчетность последнего первому.

Информация о работе Развитие партийной системы Великобритании