Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:24, реферат
Понятие политической элиты, ее функции, структуру, особенности, а также кто является политической элитой современной России нам и предстоит выяснить в ходе данной работы.
Введение 3
§ 1. Политическая элита 4
1.1 Понятие «политическая элита» 4
1.2 Особенности политической элиты в России 7
§ 2. Структура политической элиты 9
2.1 Структура политической элиты в России 9
2.2 Структура политической элиты современной России 10
2.3 Процесс формирования властвующей политической элиты России 12
§ 3. Политическая элита в лицах 14
3.1 Внутриэлитные риски 15
3.2 Варианты перезагрузки 16
Заключение 21
Библиографический список 22
Резюме содержания 24
Ключевые слова 24
Региональная административно-
Контрэлита включает оппозиционеров правящей элиты: лидеров оппозиционных партий и движений. Околоэлитное окружение составляют в основном лица, занимающие государственные должностные категории Б, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.
Социальная значимость административно-политической элиты определяется ее функциями, главными из которых являются следующие:
Исполнение своих главных функций российской административно-политической элитой нельзя признать удовлетворительным. Ее формирование и функционирование затрудняют раскол и конфронтация группировок, противоборство федеральной и региональной элит, недостаток политической культуры.
Формирование российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам:
Истоки формирования современной политической элиты, несмотря на такое положение дел, лежат в интеллигенции.
Номенклатура имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники, выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой (порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах. Однако же, так называемые, "новые русские" имеют, например, более интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной элиты в средней полосе России содержат "новых русских"). Интеллигенция находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления.
Но в последнее время наблюдается возврат к формированию номенклатурно - семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа бывших партийных работников и снижение численности, так называемых демократических работников, что в общем является положительным фактором.
О социальной неразвитости политических элит свидетельствует и ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта безграничность и приводит к тому, что она (элита) практически ни за что не отвечает.
В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, в худшем – с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти.
Главным политическим лидером, лидером политической элиты современной России несомненно является Владимир Владимирович Путин.
Совокупность внутренних и внешних факторов вынудит Владимира Путина изменить персональный состав политической элиты и механизмы рекрутирования новых участников правящей коалиции, такой вывод следует из второй части доклада «Политбюро 2.0. Накануне перезагрузки элитных групп», опубликованного 19 февраля 2013 года.1
Авторы доклада — эксперты коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» — рассматривают правящую российскую элиту как аналог Политбюро ЦК КПСС, ставящего своей целью поддержание сложившегося межкланового баланса.
В первой части доклада, описывающей политическую ситуацию в России в период с августа 2012 года по январь 2013 года, авторы констатировали стабильность состава верхнего слоя элиты РФ. Как писала «Газета.Ru», к началу 2013 года коалиция силовиков упрочила свои позиции внутри российской политической элиты благодаря появлению в «путинском политбюро» Сергея Шойгу.
В «Политбюро 2.0» входят также председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин, генеральный директор российской государственной корпорации «Ростех» (до декабря 2012 года — «Ростехнологии») Сергей Чемезов, руководитель администрации президента Сергей Иванов, первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, близкие к Владимиру Путину — председатель совета директоров банка «Россия» Юрий Ковальчук и предприниматель Геннадий Тимченко, а также мэр Москвы Сергей Собянин и премьер-министр Дмитрий Медведев.
Однако период стабильности в элитах в ближайшей перспективе сменится новым этапом.
Как говорится во второй части доклада, к изменениям в российской политической системе приведут сложившиеся внутри элиты риски: снижение управляемости в рамках громоздкой системы Большого правительства (правительство, администрация президента и Совет безопасности); распад «медведевской коалиции» образца 2010—2011 годов; эрозия существующей партийно-политической системы; борьба элитных групп за место премьер-министра как автоматического преемника в случае какой-либо трагической случайности с Владимиром Путиным.
Федеральные внутриэлитные разборки приведут к противостоянию региональных элит. Конкуренция между ними усугубится недовольством большей части региональных элит бюджетной политикой центра, невысоким уровнем электоральной поддержки значительной части губернаторов, отсутствием понятных правил игры со стороны центра относительно политической реформы и губернаторских выборов.
Путин будет решать стоящие перед ним задачи привычными методами, считают эксперты. Они предполагают, что судьба президентских выборов 2018 года будет решена заблаговременно – в 2016—2017 годы, по примеру сентябрьской рокировки с Медведевым в 2011 году (когда Медведев предложил кандидатуру Путина на пост президента России).
При выборе преемника президент будет ориентироваться на пример гонки преемников 2006—2007 годов (между тогдашними первыми вице премьерами Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым), поощряя соревнование между ними.
Эксперты считают, что пока в гонку преемников вступили Дмитрий Медведев и его заместитель Дмитрий Рогозин.
Кроме того, в борьбу могут
включиться губернаторы – к примеру,
тот, кто заменит Георгия
Путин будет продолжать следить за балансом сил групп внутри элиты и постепенно менять попутчиков на тех, кто обязан ему своим возвышением. По мнению авторов доклада, новый кадровый источник — выходцы из регионов, обязанные своим возвышением лично Путину (в частности, московский мэр и экс-глава президентской администрации Сергей Собянин и помощник президента, экс-министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев).
Внутри «Политбюро 2.0» сейчас формируются два полюса: одни хотят сохранить элементы тандемократии, другие во главе с Игорем Сечиным — максимально долгого удержания Владимиром Путиным единоличного политического доминирования и демонтажа последствий существования тандема.
«Чем скорее Медведев поймет, что оптимальной для него политической стратегией является роль технического премьера, демонстрирующего максимальную лояльность по отношению к своему патрону и отсутствие амбиций, тем выше его шансы сохраниться на нынешнем посту до 2018 года», — говорится в докладе.
В случае же ухода Медведева с политической арены центрами элитного притяжения станут столичный мэр, имеющий устойчивые позиции в региональных элитах, и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Как напоминают авторы доклада, Кудрин «по-прежнему имеет козырь в виде фактора «раскладушки на кухне». Эксперты намекают на политический долг Путина перед Кудриным, который, будучи в 1996 году замруководителя администрации президента Ельцина, пригласил Путина в Москву после поражения на губернаторских выборах Санкт-Петербурга команды Анатолия Собчака.
По мнению экспертов, Кудрин
является оптимальным кандидатом в
премьер-министры в ситуации, когда
надо будет реализовывать
Внутриэлитный прорыв Сергея Шойгу осенью 2012 года, когда он возглавил Минобороны, породил слухи о его возможном преемничестве. Однако авторы считают, что Шойгу, исторически связанный с семьей Бориса Ельцина, так и не стал своим для ближайшего окружения Путина. Кроме того, отмечается, что он по корням буддист, поэтому как кандидат в президенты может вызвать противодействие со стороны православного и мусульманского лобби.
Наиболее простыми для Путина решениями в складывающейся ситуации будут перезагрузка правительства и проведение досрочных выборов в Госдуму, приходят к выводу эксперты.
В первом случае речь идет о переходе бывших министров, а ныне помощников президента обратно в правительство, но уже в ранге вице-премьеров. Этому может предшествовать усиление Совета безопасности — альтернативного правительству центра власти. При втором сценарии в следующую Думу могут не попасть существующие парламентские партии или пройти в нее с худшим результатом, что будет обоснованием отставки Медведева с поста премьер-министра как лидера не удержавшей большинство «Единой России». Докладчики не исключают, что Путин может даже себе позволить проиграть парламентские выборы для снятия напряжения в обществе.
Эксперты также не исключают
проведения конституционной реформы,
в рамках которой может быть пересмотрено
административно-
Еще один вариант перезагрузки элит согласно докладу — проведение прямых выборов в Совет федерации как инструмент рекрутинга в элиту новых фигур из регионов.
Наиболее проблемный, но все же возможный ход – «создание политического объединения в рамках Евразийского союза, предполагающего выборы в парламентскую ассамблею и главы объединения. В этом случае кадровым резервуаром для новых элит станут управленцы из Белоруссии и Казахстана».
По мнению политолога Дмитрия Орешкина из Комитета гражданских инициатив Кудрина, шансов стать преемником Путина у Рогозина больше, чем у Медведева.
«Медведев уже не может стать преемником, потому что Путин перестал быть представителем стратегии сдерживания между условными силовиками и условными либералами. С начала своего третьего срока он однозначно — силовик. Медведев уже не игрок. Сейчас Медведев выступает грушей для битья, на него сваливаются проблемы в экономике, — сказал Орешкин «Газете.Ru». — Если сейчас либералов-западников не тормознуть, по мере дальнейшего ухудшения экономики их влиятельность в общественном мнении будет усиливаться, поэтому силовики идут в атаку, надо истребить видимость конкуренции»2.
По его мнению, Рогозин подходит для роли преемника по всем параметрам – «он патриот, чекист». Однако, напоминает Орешкин, согласно обычному правилу путинской кадровой политики те, о ком много говорят, не становятся реальными игроками. Вопрос о преемнике Путина будет актуален, только если люди из его окружения увидят, что он заболел, в первую очередь психически, считает политолог.
Оценивая возможность назначения Кудрина премьером, Орешкин признает, что экс-министр финансов — идеальный кандидат: «он знает Путина, вызывает у него доверие, лоялен, профессионал».
«Но для тех, кто сейчас оказывает максимальное давление на Путина, Кудрин еще хуже, чем Медведев, Кудрин игрок, его выпускать на политическое поле опасно в качестве сильного конкурента», — считает эксперт.
Политолог Алексей Макаркин предлагает не спешить с выводом авторов доклада о начале гонки преемников. «Речь идет не о гонке, а об осторожном присматривании, любой, кто совершит фальстарт, проиграет», — пояснил он «Газете.Ru». «Вопрос, пойдет ли Путин на четвертый срок или нет, вряд ли будет решен до парламентских выборов, все будут осторожны, потому что вариант четвертого срока является вполне вероятным», — продолжает эксперт.
По мнению Макаркина, Путин не пойдет на досрочные выборы в Госдуму, так как нынешняя Дума его в целом устраивает.
Профессор-исследователь Института исследований проблем мира в Осло Павел Баев в беседе с «Газетой.Ru» сказал, что раскол и шатания в российской политической элите связаны с тем, что почти все элитные группы недовольны Путиным. По его мнению, раздробленность в элите гораздо выше, чем на два лагеря – силовиков и либералов. Так, считает эксперт, относить Сечина к силовикам неправильно: «Он в силовую политику не лезет, так как ушел с головой в нефтянку, энергетику, там у него конфликты, с одной стороны, с Алексеем Миллером (председатель правления «Газпрома». — «Газета.Ru»), а с другой – с помощником президента Аркадием Дворковичем, там свои линии раскола».