Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа
Раз в четыре года — во время очередного чемпионата мира или Европы по футболу — от полутора до двух миллиардов человек одновременно припадают к телевизионным экранам. Победы сборных переживаются как национальный триумф, а поражения — как национальные катастрофы. Энтузиазм болельщиков наблюдатели могут описывать по-разному. Для одних он представляет собой естественное проявление патриотических чувств, для других - националистическую истерию. Первые отказываются связывать футбольные страсти с патриотизмом, вторые настаивают на том, что перед нами национализм и что шовинизм — его неизбежный атрибут. Существует и третья партия, которая утверждает, что и те и другие не правы.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт фундаментального и социально-гуманитарного образования
Факультет социологии
Курсовая работа на тему:
Патриотизм и национализм: общее и особенное.
Никифоров Алексей
Екатеринбург
2013
Раз в четыре года — во время очередного чемпионата мира или Европы по футболу — от полутора до двух миллиардов человек одновременно припадают к телевизионным экранам. Победы сборных переживаются как национальный триумф, а поражения — как национальные катастрофы. Энтузиазм болельщиков наблюдатели могут описывать по-разному. Для одних он представляет собой естественное проявление патриотических чувств, для других - националистическую истерию. Первые отказываются связывать футбольные страсти с патриотизмом, вторые настаивают на том, что перед нами национализм и что шовинизм — его неизбежный атрибут. Существует и третья партия, которая утверждает, что и те и другие не правы. Эмоции вокруг футбола, конечно, связаны и с национализмом, и с патриотизмом, но национализм, ни в коем случае не следует отождествлять с шовинизмом и ксенофобией.
И все-таки патриотизм, и национализм – понятия весьма расплывчатые. Существует множество трактований этих слов. Некоторые говорят, что патриотизм и национализм имеют почти одинаковые значения, другие твердят, что они почти противоположны по смыслу. Так, например, в советское время о национализме, как понятии, да и о его существовании в целом было забыто, так как он практически приравнивался к фашизму, а в конце 80-х годов, первой половине 90-х было широко распространено определение "Националист – это человек, любящий Родину чуть больше патриота". В наше же время национализм нарекают одной из самых влиятельных политических идеологий новейшего времени, которая на протяжении более чем ста лет, с первой половины XIX по вторую половину XX в., успешно конкурировала с либерализмом и социализмом. В чем же все-таки разница и сходство между пресловутыми патриотизмом и национализмом? Ответ на этот вопрос может дать только тщательный анализ.
Сейчас национализм – это продукт новейшего времени. На протяжении всей нашей истории люди испытывали эмоциональную и духовную привязанность к родному дому, к месту, где они родились и выросли, и поддерживали местную власть. Однако почти все политические и культурные явления до новейшего времени имели универсальный, а не национальный характер.
Термин "национализм" впервые ввели в литературное употребление в XIX веке философы аббат Баррюэль и Гердер. Наиболее ранним его проявлением считается Славная революция в Англии. Расцвет и подъем национализма совпадает с возникновением либерализма, и на протяжении длительного периода обе идеологии идут в своем развитии бок о бок друг к другу. Ярким примером проявления национализма того времени является борьба элит Нового Света против испанского колониализма. Однако наиболее мощными импульсами национализма считаются революции в Америке и Франции. К 1815 г. национализм становится одной из ведущих идеологий в мире. Он обеспечивает мобилизацию общества в период перехода к капиталистической экономике, что приводит в дальнейшем к образованию национальных государств, их эффективности и росту их экономической мощи.
Если же в конце XVIII начале XIX столетия в США и Франции национализм был в большей степени гражданским явлением, то в странах центральной и восточной частях Европы он проявился как естественная реакция на французскую экспансию и окуппацию и имел больше этнический характер.
Например, в русле пангерманизма произошла аннексия Эльзаса-Лотарингии Германией, и в целом ее объединение в единую Империю.
Во второй половине XIX века, после Первой мировой войны, многие страны подвергаются негативному влиянию национализма, который почти одновременно разрушает целостность таких влиятельных империй, как Астро-Венгерская, Российская и Османская.
Влияние национализма идет все быстрее и быстрее, и к началу ХХ века он обосновывается и расцветает в Африке и Азии, тем самым усиливая противостояние колоний французскому и британскому империализму, в конечном итоге полностью разрушая колониальную систему.
У термина «национализм» существует множество значений. Например, в теории по международным отношениям термин «национализм» выступает как синоним этатизма (по фр. – etatisme, по англ. – statism, направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития), правда в той же литературе такое нестрогое использование термина постоянно критикуется. Создание общеобязательных правил словоупотребления данного термина усугубляется различием в языковых традициях. Если в англо-американской литературе распространено нейтральное понятие национализма, то в восточноевропейской, а в особенности русской и французской литературе употребление термина «национализм» носит эмоционально негативный окрас. Так, например, американские социологи Х. Герт и К. Милс определяют национализм, как «идеологию, оправдывающую национальное государство». Наряду с этим нейтральным употреблением распространено иное, эмоционально окрашенное использование термина. По-мнению многих немецких авторов, национализм представляет собой преувеличенное, гипертрофированное проявление национальных чувств, а националистические чувства это извращенная форма национальных чувств. Таким же образом в российской традиции с давних пор утвердилось противопоставление национализма патриотизму. Словарь Владимира Даля определяет национализм как узкий патриотизм, шовинизм. Современные словари русского языка связывают национализм с идеологией и политикой национального превосходства, противопоставлением своей нации другим, а также с проявлениями чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости.
Конечно же, неоспоримым фактом является то, что национализм – это идеология, то есть система взглядов, обосновывающая и оправдывающая определенного типа практику. Это политическая идеология, поскольку практика, которую данная идеология обслуживает, носит политический характер (связана с отношениями власти). Квалифицируя национализм как политическую идеологию, мы анализируем его не как чисто теоретический феномен, но как руководство к политическому действию или как составную часть такого действия. Идеология отличается от теории, прежде всего тем, что подчинена иным целям, выполняет иные функции, чем теория. Если основная функция теории — поиск истины, то основная функция идеологии — коллективная мобилизация, направление активности масс людей в ту или иную сторону.
Но и тут можно сгруппировать наиболее часто встречающиеся определения национализма, как идеологии, и, по меньшей мере, мы увидим четыре значения:
Идеология становления государства
Идеология социальной интеграции
Идеология антиколонизма
Идеология этнически мотивированного сепаратизма.
Многозначность
термина «национализм»
Основой национализма является проповедование преданного и верного отношения к своей нации, также политической независимости и работы для достижения блага народа. Проповедуется также стремление к объединению национального самосознания для защищенных условий жизни нации, сохранения ее территорий, ресурсов, духовных и моральных ценностей. Опорой национализма является родственное патриотизму – национальное чувство. Как идеология, национализм стремится к объединению всех слоев общества, на национальной основе, не взирая на противоположные классовые интересы. Ради общих целей, национализм как идеология, был способен мобилизовать население ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
Одной из причин того, что национализм ассоциируется с этнической, религиозной и культурной нетерпимостью, является то, что многие радикальные движения подчеркивают свою националистическую окраску. Эта радикальность подвергается критике со стороны умеренных течений в национализме.
Вернемся к анализу национализма, как идеологии. Как идеология он состоит из следующих элементов: существование наций, суверенное право нации на самоопределение, первичность нации в государствообразующем процессе, национальная самоидентификация, нация как высшая ценность. Одной из главных черт является постановка акцента на различии, и индивидуальности нации, все эти черты носят культурно-этнический характер.
Национальное самосознание активирует распознавание иностранных вкраплений в национальную культуру и рациональному анализу дальнейшего синтеза и взаимодействия, а также заимствования из других культур, не вредя своей, на благо нации.
Национализм также смотрит на нацию под социологической призмой, идентифицируя нацию как сообщество индивидуумов, как социологический организм. Как в праве и юриспруденции существует аксиома о том, что все люди равны перед законом, не смотря на их социальное положение, статус или происхождение, так и нации в национализме, равны не зависимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Также нация является связующим элементом, она объединяет настоящее поколение с прошлыми, и будущими, это способствует высоким чувствам по отношению к ней, вплоть до того, что люди готовы идти на жертву, ради спасения или сохранения в будущем своей нации. Примерами такой связи являются такие понятия, как национальные ценности", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная независимость", "национальное самосознание" и др. Несмотря на то, что все вышеперечисленное является характеристиками национализма в целом, другие его виды могут предлагать и другие идеологические требования. Все зависит от характера преследуемых целей и задач, поэтому в современном мире формируется множество национальных движений. Самой распространенной квалификацией этих движений, является квалификация Х. Кона, который изобрел такие понятия, как политический и этнический национализм. По мнению Кона, каждая зрелая нация имеет в себе оба компонента.
Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились.
Бернард Шоу
На протяжении всей истории понятие «патриотизм», так же как и понятие «национализм» имело различное наполнение и по-разному понималось. Понятие «патриотизм» возникло намного раньше, чем понятие «национализм». В античности существовало два термина: термин patria (отечество, родина), который чаще всего применялся к родному полису (городу-государству), и также термин patriota (соотечественник), то есть приверженец своего полиса. Несмотря на существование этих терминов в античности, чувство греческого патриотизма оформилось лишь во время греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.
В Римской империи
патриотизм существовал в двух формах:
местный «полисный» патриотизм и
имперский патриотизм. Основой
полисного патриотизма
Появившееся в Риме христианство стало своими проповедями подрывать состояние местных религиозных культов, тем самым ослабляя позиции полисного патриотизма. Проповедуя равенство всех народов перед богом христианство сыграло главную роли в сближении римских народов и препятствовало развитию местного национализма. Из-за этого на городском уровне проповедники христианства наткнулись на сопротивление язычников-патриотов, которые считали местные культы основой благополучия города. Реакция ефесян на проповедь апостола Павла яркий пример такого столкновения. В проповеди Павла ефесяне видели угрозу местному культу богини Артемиды, который считался фундаментом материального благополучия города.
Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на миролюбивую составляющую христианских проповедей, в которых озвучивалось послушание властям, а также взносились молитвы за благополучие империи, христиане отказывались участвовать в имперских культах, которые, по мнению римского, правительства должны были способствовать росту имперского патриотизма.
Со временем Римская империя переосмыслила свое отношение к политической роли христианства и после его принятия, римские правители сделали из христианства инструмент для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, проповедуя идею о том, что христианская империя это земная родина всех христиан.
Информация о работе Патриотизм и национализм: общее и особенное