Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:47, научная работа
В статье рассмотрена модель адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции. Автор, опираясь на материалы шведских источников, и привлекая дополнительные данные, высказывает свои соображения о содержательной стороне шведской модели и о возможности использования опыта её применения в интересах совершенствования миграционной политики России.
Тем не менее, генеральным компонентом шведской модели интеграции и адаптации иммигрантов поныне остаётся утилитарная парадигма. В её основе находится интеграция иммигрантов, определяемая статистически обоснованной потребностью в рабочей силе и в ее рациональном территориальном размещении.10 При этом, под провозглашаемым равенством подразумевается равенство возможностей, а не обеспечение за счет государства равных условий жизни для всех, кто находится на территории страны.
Важным фактором в
успешной реализации указанной модели
выступает выявление и
Такое положение порождает специфическое восприятие собственных потребностей и интересов. Например, ряд исследователей констатирует, что у части иммигрантов выявляется нежелания стать шведами, которое особенно представлено в среде тех, кто исключен из общественной жизни или подвергается дискриминации.12 Поэтому, в условиях глобализующегося общества, особую роль будет играть такая социокультурная система, в рамках которой будут сформированы тождества на основе связей между различными сообществами, странами и гражданствами. Такой подход, по мнению специалистов, снижает остроту, обусловленную необходимости участия в различных общественных образованиях на местах. Отсутствие такой ориентации существенно мешает реализации генеральной цели «шведской модели» интеграции иммигрантов. Ведь она, при всех ее позитивных чертах все же, в конечном счете, все еще не рассматривает иммигрантов как лиц, обладающих равными правами с коренным населением.13
Итак, подведем некоторые итоги. Швеция прошла длительный путь определения и формирования иммиграционной политики. «Шведская модель» интеграции и адаптации иммигрантов сложилась не сразу. Путь её практической реализации был тернистым, На нем случались и немалые неудачи. Однако, главного внимания заслуживает то, что, даже перенимая сторонний опыт, Швеция всегда исходила из собственной национальной специфики и, что более важно, единства и непреложности тех базовых ценностей, которые образуют фундамент национальной социально-политической системы в целом.
Интеграция и адаптация иммигрантов сегодня - исключительно важные проблемы, которые надлежит принимать во внимание не только при формировании национальной миграционной и адаптационной политики, но и рамках всего законотворчества и правительственных мер в целом. Важно при этом постоянно помнить, что интеграция только в форме трудоустройства это только первый шаг в нужном направлении. Суть же эффективной интеграции предполагает предоставление мигрантам возможности выработать у себя чувство культурного тождества и полной принадлежности к принявшему его обществу. «Шведская модель» не идеальна, но, тем не менее, содержит немало правильных установок. Она предполагает объективное осмысление специфической идентичности людей, которые переезжают, привозя с собой свой жизненный опыт, свою систему ценностей, и способны внести свой, нередко существенный вклад в развитие страны пребывания.
Актуальным вопросом является применимость шведского опыта для других стран, в частности для России. Возможности его творческого осмысления и использования налицо. В рамках предложенных этой моделью парадигм, может быть намечен коридор возможностей, который и определит содержание модели иммиграционной политики на другой почве и на конкретном этапе. Разумеется, этот коридор предполагает варианты.
Утилитарная парадигма может реализоваться в виде полярного отношения к миграции от позитивного, до негативного, от «Иммигранты это необходимая действующая сила для развития национальной экономики» до «Иммигранты это сила искажающая и разрушающая национальную экономику!». Нормативная парадигма открывает возможность ориентации на один из двух механизма правового регулирования: общеразрешительный, основанный на гражданско-правовых принципах равенства субъектов правоотношений, и общезапретительный, которому изначально свойственно неравенство субъектов правоотношений. Наконец, культурная (идеологическая) парадигма заключает в себе коридор возможностей от позитивного восприятия иммигрантов как новых членов общества, способных обогатить национальную культуру новыми компонентами, до строго негативного, в рамках которого иммигранты воспринимаются как чуждый элемент угрожающий национальной культуре и сложившемуся образу социального бытия коренного населения.
Как следует из проведенного выше анализа, при определении политик интеграции и адаптации иммигрантов следует ставить во главу угла, позитивные составляющие этих парадигм, стараясь минимизировать негативные. При этом представляется очевидным, что шведский опыт должен стать не столько источником готовых рецептов, сколько побуждением к восприятию принципов и объективного учета отечественной многонациональной специфики, при условии единства базовых социально-политических ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ
1 См.: Wadensjö E. Emigration and immigration from and to the Nordic countries in a long-term comparative perspective. Odense: University of Southern Denmark, 2009.
2 См.: Cerna L. Changes in Swedish Labour Immigration Policy: A Slight Revolution? Stockholm: SULCIS, 2009, р. 8-9.
3 См.: Wikrén, G. and Sandesjö, H., Utlänningslagen med kommentar. Stockholm, Norstedt Juridik, 2006.
4 См.: Lag om svenskt medborgarskap Swedish Code of Statutes: SFS 2001:82 (With amendments up to and including SFS 2006:222)
5 См.: Migrationsverket.se
6 См.: Westin, C. Settlement and Integration Policies towards Immigrants and Their Descendants in Sweden. International Migration papers 34. Geneva: ILO, 2000.
7 См. там же.
8 См.: Multiculturalism and Policymaking. A study of Swedish cultural policies since 1969. Falun: Dalarna University College, 2006.
9 См.: Eastmond, Marita et al. Globala familjer. Transnationell migration coh släktskap. Riga: Livonia Print, 2007, р. 8.
10 См.: Dan V.L. and Alam R. Labor Mobility: Migration, adaptation and impact of the immigrants in Sweden. Västerås: Mälardalen University, 2010.
11 См.: Integration. Information från länsstyrelserna. Nr 1. Sweden: Länsstyrelserna, 2010.
12 См.: Galvao Gabriela C. T. Securitization of migration and transnationalization of migration affecting Swedish integration policy. Växjö: Linneaus University, 2010.
13 См.: Eastmond, Marita et al. Ук. соч.
Информация о работе Парадигмы миграционной и адаптационной политики Швеции: уроки для России