Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:19, контрольная работа
Я рассмотрела статью В.А. Зорина «Модели политического лидерства российских президентов», опубликованную в журнале «Полис» №4, в 2010 году. В данное статье говорится, что президентство находится в центре современной российской политической системы. Речь идет не только о том, что президент обладает значительными конституционными полномочиями, дающими ему возможность и одновременно накладывающими обязательство лично принимать ключевые решения, определять направление политики. Президентство — это еще и своеобразное зеркало, в котором отражаются качественные изменения в политической системе.
Кашапова Ирина, ФМО ЗО Р-500
МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО
Я рассмотрела статью В.А. Зорина «Модели политического лидерства российских президентов», опубликованную в журнале «Полис» №4, в 2010 году. В данное статье говорится, что президентство находится в центре современной российской политической системы. Речь идет не только о том, что президент обладает значительными конституционными полномочиями, дающими ему возможность и одновременно накладывающими обязательство лично принимать ключевые решения, определять направление политики. Президентство — это еще и своеобразное зеркало, в котором отражаются качественные изменения в политической системе. Наблюдая за тем, как предусмотренный Конституцией институт трансформируется после смены инкумбента, мы получаем данные, необходимые для понимания того, что происходит со страной в целом.
Президентские исследования занимают одно из важных мест в политической науке, активное их развитие происходит, главным образом, в США. С 1971 г. выходит в свет периодическое издание «Presidential Studies Quarterly», на страницах которого публикуются материалы, оценивающие президентство я в политологической, социологической, юридической, этической, историко — культурной и др. перспективах. Фундаментальный вопрос о сущности президентства как особого феномена политической системы рассматривается по-разному. Существуют различные подходы к его изучению, в зависимости от того, какие аспекты данной проблемы находятся в центре внимания автора.
Б. Пэйдж и М. Петракка выделяют две основных исследовательских стратегии: концепцию "великих личностей" и бюрократическую модель президентства. Х.Барджер акцентирует внимание на двух подходах: "традиционалистском" (представляющем президентство сбалансированным и достаточно гибким институтом, который функционирует эффективно, если президентом является "правильный человек") и "ревизионистском" (возникшем на волне критики войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала и призывающем вводить систему дополнительных конституционных сдержек с целью обезопасить общество от возможных президентских злоупотреблений). По мнению Р.Пайеса, основными подходами к изучению института президентства являются исторический, правовой и психологический, тогда как Дж.С.Эдвардс и С.Дж.Уэйн выделяют правовой, институциональный, психологический подходы, а также подход, в основе которого лежит изучение политической власти, которой обладает президент.
Наше предположение состоит в том, что наиболее адекватной научной категорией, позволяющей рассмотреть президентство комплексно как сочетание институциональных, социологических, индивидуально- и социально-психологических факторов, является лидерство.Президент — это лидер не только в том смысле, что он занимает высокую позицию в формальной и неформальной иерархиях власти. Лидерство президента — это еще и широкомасштабный процесс, в который вовлечены все заинтересованные в политике акторы. В каком-то смысле определение позиции в политическом пространстве производится путем соотнесения частного интереса с предполагаемыми интенциями президента (в категориях "свой — чужой", "охранитель-оппозиционер", "безразличный — сторонник" и т.п.).
Возникновение лидерского подхода к изучению президентства связано с поведенческой революцией в политической науке. Акцент на личности президента как на центральном элементе президентства является характерной чертой психологического подхода.
Многообразие президентских
Кроме того, политическая наука способствует
снятию напряженности, возникающей
в обществе в момент передачи президентских
полномочий от одного лица другому, благодаря
тому, что развивает типологические
исследования, в рамках которых создается
представление о коридорах
"Мэдисонская" модель президентства предполагает лидерство, построенное на поиске консенсуса между акторами и фракциями элиты, в рамках которого не предпринимается попыток создания устойчивого большинства, обеспечивающего прочность президентской власти. Это — модель ограниченного правления, в которой президент играет роль "первого среди равных" и может рассматривать себя как представителя интересов того или иного социального меньшинства, которое конкурирует с другими с помощью прописанных в Конституции механизмов (сдержек и противовесов).
Напротив, "Джефферсонская" модель президентства предполагает стремление лидера к построению максимально широкой коалиции сторонников, к привлечению на свою сторону влиятельных акторов, к созданию "команды". В этих условиях востребованной оказывается объединительная риторика, актуализирующая понятия патриотизма и национальной миссии. Оборотной стороной этого становится частичная утрата личностного начала президентства: инкумбент вынужден делегировать полномочия, "делиться властью" с влиятельными сторонниками, обеспечивающими ему устойчивое положение в борьбе с оппозиционным меньшинством.
Наконец, "Гамильтонская" модель основана исключительно на личностном факторе. Дж.М.Берне определяет ее как "героическое лидерство". В сущности, речь идет о развитии харизматической модели, основанной на Интенсивном использовании президентом своих властных полномочий, которое, в частности, выражается в том, что вокруг лидера формируется о "команда" лично преданных, полностью лояльных исполнителей. В политическом смысле такое президентство способствует развитию этатистских тенденций и распространению консервативных ценностей, в Таким образом, в американской исследовательской традиции накоплен опыт, позволяющий локализовать каждого нового президента в рамках любой из большого ряда типологий, предсказать возможные риски и достижения, сформулировать общественные ожидания и задать критерии оценки эффективности его работы.
Российские президентские
Теоретические модели российского президентского лидерства могут быть сформированы по результатам глубокого исследования лидерских систем, которое предполагает выявление наиболее важных в сущностном отношении аспектов президентской деятельности Б.Н.Ельцина, В.В.Путина и Д.А.Медведева. Данное исследование представляет собой попытку дать рамочную характеристику этих моделей с помощью политико-психологического инструментария.
В политической психологии широко распространено
представление о том, что феномен
политического лидерства
Сложность и противоречивость этой
системы не позволяет ограничить
ее формальными рамками
- диспозиционные факторы
- ситуационные факторы
Далее в статье представляется теоретическое видение моделей президентского лидерства. Сначала речь идет о моделях, основанных на выявлении диспозиционных факторов, затем — ситуационных.
Диспозиционные модели президентского лидерства основаны на формировании представления о существовании устойчивых типов личностной организации президентской деятельности, в рамках которой индивидуальные способности, ориентации и установки соотносятся с параметрами роли инкумбента в политическом процессе.
Прежде всего, необходимо отметить,
что личность в данном контексте
рассматривается в
Ельцин — президент-агитатор. Его
лидерство предполагало активную дискуссию
с различными категориями последователей,
которая велась как от его имени,
так и от лица его активных сторонников.
Ельцин — это президент, который
постоянно находился в
Таким образом, президентское лидерство Б.Н.Ельцина в рамках "модели агитатора" характеризовалось, прежде всего, личностным измерением, т.е. высокой степенью зависимости осуществляемых мер от персональных интенций лидера, который брал на себя ответственность за происходящее со страной. Именно с этим связана его относительная невосприимчивость к критике со стороны оппозиции и "упрямое" следование публично декларируемым идеологическим принципам.
Президентское лидерство В.В.Путина можно определить скорее в терминах "модели администратора". Главными ее характеристиками являются умение лидера манипулировать людьми и обстоятельствами (так наз. макиавеллизм), высокоразвитое чувство реальности, способность идти на уступки, находить компромисс с заинтересованными сторонами, принимать 8 решения и брать на себя ответственность за них. Важнейшим проявлением администраторского лидерства стало выстраивание в рамках его президентства широкой коалиции элит вокруг личности президента и провозглашенного им политического курса. Несомненно, ключевую роль в формировании лидерского консенсуса сыграли институциональные изменения, в частности активное использование механизмов партийного доминирования. Президент-администратор не демонстрирует зависимость от общественного мнения, в эмоциональном измерении он предельно холоден и отстранен. Личностное начало практически полностью удалено из публичного поля. В определенном смысле, это "безликое" президентство: метафора о "рабе на галерах" весьма точно описывает сущность такого лидерства. Эффективность и работоспособность заменяют личную привлекательность.
Путин как президент акцентирует межличностные взаимодействия как ключевой аспект своего стиля. Специализация на отношениях с людьми появилась еще как компонент профессиональной подготовки разведчика. Риторика, в свою очередь, не увлекает Путина. Можно вспомнить, что друзья — чьи воспоминания приводятся в книге "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным" — в молодости считали его косноязычным, навыки произнесения речей появились относительно поздно как результат приспособления к требованиям президентской роли.
Президентство Д.А.Медведева, несмотря на очевидную незавершенность формирования модели, обладает чертами "теоретического" лидерства. Возможно, принятие именно такой лидерской модели стало результатом адаптации президента к институциональной трансформации. Перераспределение властных ресурсов в рамках системы "президент — председатель правительства — доминирующая партия" заставляет его искать неявные возможности президентства. Учитывая особенности модели предшественника, Медведев делает акцент на смысловом наполнении своей работы. "Президент-теоретик" стремится к концептуализации современной политической ситуации, он берет на себя роль не просто менеджера, а идеолога. Публикация в широком доступе программных статей, эксперименты по приспособлению президентской риторики к современному формату интернет-блога свидетельствуют о том, что Медведев как лидер сумел сформировать свою специфическую модель президентского лидерства. Это модель "поставщика смыслов", можно предполагать ее потенциальное развитие в направлении укрепления морального авторитета президентства. "Президент-мечтатель", движимый благородными идеями, призывающий бороться с самоуспокоенностью и инертностью, ставящий амбициозные цели — так в современных российских условиях выразилось лидерство теоретика.
Информация о работе Модели политического лидерства российских президентов