Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:25, лекция
Концепция политического либерализма, в рамках которой обосновывались важнейшие демократические ценности (неотъемлемость естественных прав и свобод личности, механизм социально-юридического ограничения государственной власти, система взаимных обязательств и взаимной ответственности государства и личности), по праву считается одной из наиболее известных идейно-теоретических моделей демократического движения.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция политического
либерализма безусловно является сложной
и многогранной по своему составу. В
нее входят элементы различных самостоятельных
политических и правовых теорий, складывавшихся
в течение исторически
Естественно, правовая и политическая жизнь любого общества протекает в конкретном культурно-историческом контексте, но сами по себе понятия «гражданское общество» и «правовое государство» обладают признаками, которые имеют наднациональный, общечеловеческий характер.
Рассмотренная в диссертации
концепция политического
В отечественной и зарубежной политической и правовой науке стало традиционным утверждение о приоритетной роли Российского государства в системе управления обществом,192 о его не правовом характере, о поразительном российском правовом нигилизме. Но означает ли это, что признание самих индивидуальных прав и свобод человека и гражданина чуждо российскому менталитету. Представляется, что это не так. В этой связи нельзя не согласиться с утверждением И.Ю.Козлихина о том, что право «вырастает» тогда, когда общество начинает испытывать и осознавать потребность в нем, ибо право без притязания на него не существует, оно рождается тогда, когда оно востребовано обществом, когда его ценность по
193 нимается и принимается.
Тот факт, что понимание
ценности права приходит к разным
человеческим сообществам в разное
время, не меняет их сути. Об этом, в
свое время, прекрасно писал П.И.
А то, что Россия способна
эффективно воспринимать и «усваивать»
либеральные ценности подтверждается
всем ходом российской пореформенной
истории второй половины XIX в. - начала
XX века, которая, кроме всего прочего,
характеризовалась быстрым
191 Панарин A.C. "Российский менталитет" (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1994. № 1.С. 37.
Иванов В.Н. Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1995. № 2. С. 20.
193 Козлихии И.Ю. Современная политическая наука. С. 10.
194 Новгородцев П.И. Об
общественном идеале. Берлин, 1922. С.
113. конец, требование конституции,
Истоки естественного права лежат в гражданском обществе; оно построенное на началах взаимообмена товарами и услугами может существовать только как правовое. В противном случае оно превращается в арену войны всех против всех. Стихийным носителем правовой идеи является третье сословие, деятельный буржуазный элемент, человек, создающий ценность правовых условий своего существования, т.е. «правовая личность» (Б.А.Кистяковский). Национальные черты такой личности имеют вторичное значение: для права нет ни эллина, ни иудея.
Классический либерализм закрепляет наличие у индивида прав и свобод, которые не могут быть отчуждены по чьему бы то ни было усмотрению (в том числе и по воле государства), но которые в свою очередь могут ограничить власть государства, с целью недопущения произвола, является важнейшей составляющей принципа обеспечения и защиты правового статуса личности. Имея естественное происхождение, права человека в соответствии с либеральной идеологией образуют сердцевину правосознания людей и должны получать свое нормативное оформление в юридических
195 актах .
Положение, при котором «государство связано правовым законом», означает, что правовые акты принимаемые в государстве и закрепляющие незыблемость естественных прав и свобод, являются обязательными для всех: не только для граждан и их объединений, но также для органов самого государства и их должностных лиц.
195 См.: Декларация прав и свобод человека (принята Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г.). // Гос. и право. 1991. № 10. С. 4.
158