Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:49, контрольная работа
В Белоруссии не проводились научные исследования по изучению наличия полезных ископаемых, что крайне затрудняло обеспечение промышленных предприятий необходимым сырьем и планирование развития отдельных отраслей промышленности. В республике практически отсутствовали кадры инженерно-технических работников, низкой была квалификация рабочих. В БССР в 1927 году было только 82 инженера с высшим образованием и 111 техников (это 2% к общему количеству рабочих). Низким был и общий культурный уровень населения.
Введение ……………………………………………………..………..3
Глава 1. Сущность, цели и средства индустриализации
Необходимость проведения индустриализации……………….4
Планы проведения индустриализации………………………...6
Культивирование любви к труду. Усиление репрессий………8
Источники промышленного роста до 1930 года……………….9
Глава 2. Осуществление индустриализации в БССР
2.1. Курс на индустриализацию…………………………………….11
2.2. Первая пятилетка…...…………………………………………...14
2.3. Вторая и третья пятилетки.………………………….…..……..16
2.4. Итоги индустриализации………………………………………18
Заключение ………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………...……….....22
К началу 1930-х гг. была ликвидирована безработица в городах. Однако оплата работы рабочих оставалась довольно низкой. Государственная система обеспечения не гарантировала достаточного уровня потребления. Даже за продуктами, которые распределялись по карточкам, выстраивались огромные очереди. Цены на свободном рынке для абсолютного большинства трудящихся были недоступны. Чтобы воспрепятствовать падению жизненного уровня рабочих, еще с начала 1920-х гг. при фабриках и заводах создавались сельские вспомогательные хозяйства, сеть закрытых рабочих кооперативов и отделений рабочего обеспечения. В конце 1933г. в БССР насчитывалось 108 ЦРК и 98 ОРО. ЗРК имелись на 105 крупнейших предприятиях республики и на начало 1934г. охватывали более 100 тыс. рабочих и служащих. В 1934г. вспомогательные хозяйства предприятий республики имели 27 тыс. га земли, под коллективными огородами – около 8 тыс. га; с общего количества рабочих семей промышленных городов 22 % имели индивидуальные участки, площадь которых составляла 6,9 тыс. га. [8, ст. 47]
В 1931-середине 1932г. экономическая политика была немного подкорректирована. Начала искореняться уравниловка и обезличка на производстве, вводился хозяйственный расчет, разворачивалась колхозная торговля; отменены дискриминация специалистов при назначении их на руководящие должности на предприятиях, дети инженерно-технических работников получали равные права с детьми индустриальных рабочих. Милиции, уголовному розыску и прокуратуре запрещалось вмешиваться в производственную жизнь предприятия и вести следствие без специального разрешения дирекции предприятия или вышестоящих органов.
Весной 1932г. начались антиправительственные выступления в городах в связи с сокращением количества горожан и рабочих, централизованно обеспечивающихся продуктами питания и снижением норм карточного обеспечения хлебом.
С середины 1932г. вводился жесткий контроль над фондом заработной платы и дисциплиной на предприятиях. За один прогул рабочего увольняли с работы, лишали карточек и выселяли из квартиры; виновных в выпуске недоброкачественной продукции притягивали к уголовной ответственности с лишением воли не менее чем на 5 лет. Чисткой городов и выселением «чуждых, дезорганизаторских элементов» сопровождалось введение паспортной системы. В соответствии с Инструкцией Бюро ЦК КП(б)Б «О порядке проверки и допуска вновь принимаемой рабочей силы промышленными предприятиями, об охране и упорядочении пропускной системы» (1934г.) запрещалось принимать на работу лиц, лишенных избирательных прав и прав по суду; удаленных с заводов в порядке чистки; уволенных с заводов, колхозов и совхозов за воровство, нарушение трудовой дисциплины; бывших офицеров и добровольцев, бывших полицейских, жандармов, служителей культа и кулаков; осужденных за вредительство, контрреволюцию, диверсионные акты, шпионаж, подделку документов; административно высланных [9, ст. 188].
Ноябрьский пленум (1934г.) ВКП(б) принял решение об отмене в СССР с 1 января 1935г. карточной системы на хлеб. Затем были отменены карточки на мясные и рыбные продукты, жир, сахар, картофель и на промышленные товары. Однако это был в большей степени пропагандистский акт. Проблемой было купить буквально все. В городах выстраивались огромные очереди. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР с 25 июля 1936г. были установлены нормы отпуска товаров в одни руки. Прокуратура должна была организовать ряд показательных процессов по делам о спекуляции, НКВД – в месячный срок выслать из Москвы, Ленинграда, Киева и Минска в административном порядке по 5 тыс. человек, которые занимались спекуляцией товарами широкого потребления. Ситуация с товарным дефицитом особенно обострилась в конце 1930-х гг. В Гомеле хлеб продавали по спискам, в Витебске, Борисове и др. местах его доставляли на дом в соответствии с заранее сложенными списками [7, ст. 82].
2.3. Вторая и третья пятилетки
Во второй пятилетке
темпы промышленного
Значительную роль в производстве предметов потребления в 1930-е гг. продолжали играть кустари, количество которых стремительно сокращалось: в 1926 г. их насчитывалось 89 066, в 1935г. – только 6385. Они были представлены широким спектром профессий, которые чаще всего не дублировали фабрично-заводское производство (пищевую, обувную, ювелирную, гончарную, швейную, бондарную и др.) [7, ст. 91].
С 1935г. развивалась такая специфическая форма социалистического соревнования, как стахановское движение. Руководство страны считало, что новое движение свидетельствует о возможности очередного «большого скачка» – резкого повышения продуктивности труда. На предприятиях начали проводить «сплошную стахановизацию» (тот факт, что стахановцам для рекордов готовили особые условия, не афишировался), что привело к массовой штурмовщине и дезорганизации, противостоянию между стахановцами и руководством предприятий. Следом за ростом продуктивности труда отдельных стахановцев повышались нормы выработки, снижались расценки, что вызывало недовольство рабочих. Сталин объявил, что дальнейшее развитие движения зависит от решительной борьбы с «саботажниками», «консерваторами», был дан сигнал к выявлению «врагов стахановского движения», начались поиски и разоблачения «троцкистов», виновных в отсутствии сырья, ухудшении качества продукции и др. Стахановцы начали активно вливаться в ряды партии и общественных организаций [8, ст. 53].
В результате эмиссии денег росла инфляция, поднимались цены. С 1928 по 1940г. стоимость хлеба увеличилась в 11, на сукно – в 13 раз. Реальная зарплата отставала от роста цен. Увеличение количества городского населения при недостаточном жилищном строительстве привело к снижению средней площади на одного горожанина. В 1938г. в Гомеле на одного жителя приходилось 3,4, в Витебске – 3,2 кв. м жилой площади. Жильем нередко становилось переполненное, необорудованное общежитие барачного типа.
В связи с ухудшением международного положения руководство в конце 1930-х – начале 1940-х гг. приняло новые законы в промышленности и сельском хозяйстве, которые предусматривали более тяжелые меры наказания за нарушение трудовой дисциплины. Был установлен 8-часовой рабочий день и 7-дневная рабочая неделя, опоздание на 20 минут влекло за собой увольнение, самовольное оставление работы рабочими, служащими, трактористами и комбайнерами МТС – тюремное заключение от 2 до 4 месяцев, прогул – приговор к исправительным работам по месту работы с удержанием 25 % заработка. Приказ от 10 июля 1940г. приравнивал выпуск недоброкачественной продукции к вредительству. Одновременно на производстве развернулась борьба с очередями и продуктово-мануфактурным десантом в городах, началось патрулирование вокзалов и поездов.
Несмотря на особенности проведения индустриализации в БССР (запрещение союзным правительством строительства в западных приграничных районах республики крупных промышленных предприятий, значительные потери от разницы цен на привозные промышленные товары и низкие на вывезенные сельскохозяйственные продукты и древесину), к концу 1930-х гг. БССР превратилась из аграрной страны в аграрно-индустриальную [7, ст. 95].
Таким образом, вторая и третья пятилетки осуществлялась уже в несколько других условиях. Были репрессированы многие из руководителей БССР, отстаивавшие необходимость сбалансировать развития, хозрасчетный механизм в экономике сменила командно-приказная система, чрезмерно форсированная коллективизация обернулась падением сельскохозяйственного производства, нанесла серьезный удар по сырьевой базе индустриализации. В результате объем промышленного производства вырос в республике в 1,9 раза (это в два раза ниже запланированного и намного ниже общесоюзного показателя).
Низкая квалификация рабочих, малограмотность приводили к поломкам и простоям техники. Трудовой энтузиазм, без которого невозможно было в столь короткие сроки создать индустриальный потенциал страны, сочетался со сталинской административно-карательной системой, уничтожающей личность.
2.4. Итоги индустриализации
В развитии процессов индустриализации в Беларуси имелись и свои особенности, и свои трудности. Иными были здесь сроки и темпы. Начиная с 1929г. и до конца первой пятилетки (1932г.) в республике основное внимание уделялось развитию легкой и пищевой промышленности, что было обусловлено обилием местного сырья, сложившимися кадрами, существующими традициями. При этом вплоть до середины 1929 г. в Беларуси проводилась политика, которая сочетала в себе и директивные начала и товарно-денежные отношения.
Первый пятилетний (1928-1932гг.) план развития народного хозяйства и культуры БССР, который был утвержден IX съездом Советов республики в мае 1929г., предусматривал сбалансированное развитие всех отраслей с акцентом на расширение промышленного производства, основывающегося, главным образом, на местном сельскохозяйственном и минеральном сырье. Это первая особенность индустриализации в республике. Вторая особенность заключалась в использовании возможностей кустарно-ремесленного производства. В плане республиканской пятилетки предусматривались максимальное вовлечение частных разрозненных кустарей в кооперативную систему, развитие преимущественно крупных артелей.
Первые два года пятилетки дали весьма ощутимые результаты (в частности, удельный вес промышленности БССР в продукции промышленности СССР увеличился в два раза). К началу 1931г. вместе с биржами исчезли и безработные. Удельный вес рабочего класса в составе населения повысился почти в 2 раза (с 11,3 до 20%). В 1929г. вошли в строй новейшие фабрики в Могилеве и Минске, обувная в Гомеле, спичечная в Борисове. В республике были созданы новые отрасли: топливная, машиностроительная, химическая, станкостроение. Изменилась структура промышленности, объем производства крупной промышленности вырос более чем в 4 раза.
Вторая пятилетка (1933-1937гг.) осуществлялась уже в несколько иных условиях. Были репрессированы многие из руководителей БССР, отстаивавшие необходимость сбалансированного развития, хозрасчетный механизм в экономике сменила командно-приказная система, чрезмерно форсированная коллективизация обернулась падением сельскохозяйственного производства, нанесла серьезный удар по сырьевой базе индустриализации. В результате объем промышленного производства вырос в республике в 1,9 раза (это в два раза ниже запланированного).
Противоречивым было индустриальное развитее республики в годы третьей пятилетки (1938-июнь 1941гг.). За годы трех пятилеток в БССР было построено более 1000 крупных и средних предприятий, созданы новые отрасли промышленности: машиностроение, топливная, искусственного волокна, производство радиоаппаратуры. Быстрыми темпами развивались металлообработка и станкостроение. Количество рабочих увеличилось в 3,3 раза и составило более 700 тыс. человек. С другой стороны, быстрые темпы индустриализации, необходимость существенных средств для ее осуществления ухудшали материальное положение населения. Реальная заработная плата достигла уровня 1928г. только в 1940г., огромную цену заплатило за индустриализацию крестьянство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогами проведения сталинского
плана сверхиндустриализации
Индустриализация привела к свертыванию нэпа. Сосредоточение всех финансовых, материальных средств и рабочей силы в руках государства обрекло на гибель частный сектор. Изменилось и управление государственными предприятиями. Хозрасчет был фактически сведен на нет. Большие объемы строительства, огромные затраты, низкая производительность привели к падению рентабельности промышленности. Внутренние накопления предприятий не могли обеспечить индустриализацию. Поэтому государство сосредоточило средства и их распределение в своих руках. Вся прибыль перечислялась в бюджет. Оптовая торговля предприятиями прекратилась. Сырье и оборудование больше не продавались, а распределялись централизованно на основании выделенных фондов и лимитов. Потеряв финансовую самостоятельность, предприятия утратили и возможность самоуправления. Самостоятельно они не могли ни изменить технологию, ни установить размеры оплаты труда, ни определить численность рабочих на том или ином участке. Так в советской экономике восторжествовала административно-командная модель управления. Она оказалась удобной для совершения кратковременного индустриального рывка, но неэффективной с точки зрения обеспечения технического прогресса и качества продукции [10].
Наконец, ускоренное проведение индустриализации обернулось тотальным разорением деревни и подрывом сельского хозяйства. В результате пришлось перейти на снабжение городского населения продовольствием по карточкам.
Подводя итоги индустриализации СССР, Сталин как на январском (1933г.) пленуме ЦК и ЦКК, так и на XVII съезде ВКП(б) особо выделил ее достижения, многие из которых сомнительны.
Несомненно, индустриализация Советского Союза вывела его с пятого места в мировом промышленном производстве, которое он занимал в 1928г., на второе место в мире после США и на первое в Европе.
Необходимость индустриализации
страны, зажатой экономической
Забегание вперед в ходе
естественных циклов экономического развития
приводило к дисгармонии
Действительно велик подвиг советского народа, отдавшего все ради своего будущего, терпевшего бездарность, жестокость и лживость самоуверенного безграмотного партийного руководства. Хотя не бесспорны и имеющиеся факты открытого сопротивления методам партийного руководства.