Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 02:53, автореферат
Последние два десятилетия российское общество переживает постоянную трансформацию общественных отношений. Это одновременный, разнонаправленный и всеохватывающий процесс, одним из векторов которого является демократический транзит политической системы. Происходят изменения подходов политических лидеров страны к основаниям и источникам политической власти. Уходят в прошлое одни факторы легитимации власти, им на смену приходят другие. В условиях постепенной демократизации политического режима политики-профессионалы нашей страны все большее внимание начинают уделять формированию своего позитивного имиджа. Приходит все большее понимание того, что в новых условиях возрастает роль имиджа политического лидера как фактора легитимации политической власти.
Свое отношение к власти общество формирует, соотнося ее проявления с основными стереотипами собственного сознания, поэтому любая имиджевая модель должна отвечать требованиям аудитории и быть позитивно «окрашенной».
Основным условием применения модели является постоянное исследование предпочтений общества, использование новейших технологий позиционирования, а также полное соблюдение законодательной базы.
В третьей главе «Взаимозависимость изменений в имидже политического лидера и уровня легитимности политической власти» анализируется эффективность имиджа политического лидера в деле достижения, поддержания и повышения легитимности политической власти в современной России.
Рассмотрен технологический процесс конструирования и интеграции имиджа политического лидера в противоречивых условиях легитимации политической власти средствами массовой информации в российском обществе. В нем выделены основные и второстепенные тематические линии. Стержнем конструирования современного образа как конкретного лидера в частности, так и российского региона или страны в целом является политический имидж.
Процесс формирования позитивного в плане повышения легитимности власти имиджа политического лидера имеет ряд технологических особенностей.
В рамках процесса формирования имиджа политического лидера происходит главное столкновение двух антагонистических технологических стратегий — позитивизации (легитимации) и негативизации (делегитимации). От того, какой характер носит политическая имиджевая сфера, во многом зависит общая оценка всего имиджа субъекта, будет ли она положительной или отрицательной. Остальные тематические линии, относимые к категории внеполитических (экономические, культурные, криминальные и др.), могут ее лишь подтвердить, усилить или ослабить, но не отменить ее полностью.
Первостепенное значение в деле моделирования имиджа политического лидера имеют средства массовой информации. Освещение имиджевых характеристик с помощью медийных технологий имеет волновой и символизирующий характер.
Интеграция имиджевой модели легитимации политической власти наиболее эффективно происходит на основе технологий тематизации и волнизации.
В рамках тематизации
выделяются следующие информационные
процедуры: подбор тем по политику;
определение знакового
Далее на первом этапе публикация (или любой другой способ трансляции информации) активно муссирует какую-либо одну тему, которая имеет шанс на гребне одной из волн вырасти до уровня символа.
На втором этапе используются технологии конструирования содержания медиа-сообщения. В зависимости от стратегии подбираются негативные или позитивные технологии. К числу первых относятся стигматизация, карикатуризация, стереотипизация и др. К позитивным можно отнести: персонализацию, поэтизацию, идеализацию и т.д. Применение этих технологий призвано оказать максимально эффективное воздействие на сознание реципиентов и заручиться их поддержкой во властном отношении.
На завершающем третьем в ход вступают две финальные технологии: символизация и мифологизация. Первая превращает наиболее удачные темы в символы, вторая преобразует эти символы в мифы. После этого символы и мифы, вошедшие в массовое сознание, станут основными индикаторами в восприятии конкретного лидера, региона или страны в целом и обеспечат желаемый уровень легитимности политической власти. Иными словами, символы и мифы становятся системообразующими конструкциями имиджа политика и легитимации власти, и с этого момента имидж можно считать сформированным, а политическую власть легитимной. Однако следует помнить, что имиджевая модель легитимации власти - не статическая, а динамическая модель, которая подвергается постоянной трансформации и влиянию различных внешних факторов. Поэтому в процессе конструирования имиджа политического лидера как фактора легитимации политической власти никогда нельзя ставить точку, иначе это будет означать деструкцию достигнутого уровня легитимности.
Мониторинг популярных
изданий позволяет выявить
Показана динамика легитимации власти в России, изменяющаяся на базе конструирования имиджа нового президента, наполняющаяся новым содержанием и приобретающая новые формы.
Реальная картина жизни
На легитимность власти в России в современных условиях оказывает влияние сохранение инерционного транзитивного потенциала политической системы, продолжение трансформационных структурных реформ, в том числе и в политической сфере. Позитивизация имиджа политика зависит от концентрации внимания средств массовой информации на реальных положительных результатах его деятельности.
Наличие элементов перехода политического режима от консервативно-авторитарного к либерально-демократическому варианту приводит к тому, что и модель легитимации современной политической власти приобретает амбивалентный характер, вбирает в себя как демократические, так и авторитарные элементы.
Сохраняется неравновесность в политической системе различных ветвей власти, это приводит к увеличению значения исполнительной ветви власти в общей структуре легитимации и сужению зоны ответственности прочих ветвей, прежде всего, традиционно слабой в России, ветви законодательной. Кроме того, весьма большим весом обладает имиджевая легитимация власти.
Важной особенностью
легитимационных процессов в
России является активистское начало
политической элиты. Во многом инициатором
собственной легитимации
В такой системе отношений
политический лидер использует политическую
систему для создания ресурсов легитимности
и с их помощью поддерживает стабильность
имиджа, а также свои взаимоотношения
с обществом и укрепляет
Интегрировать в политическую реальность сформированную легитимирующую модель имиджа политического лидера не просто, но возможно и необходимо.
В России роль имиджа политического руководителя способствует повышению авторитета всей властной системы, а при определенных условиях способна и к единоличной легитимации всего государственного аппарата, что и показывает пример с бывшим президентом В. В. Путиным.
Укрепление политического режима проходит параллельно сокращению электоральных процедур. В этом для россиян ничего нового. Как показывают опросы общественного мнения, эти меры власти вполне действенны.
В целом, в структуре
легитимации политической власти России
на современном этапе доминируют
факторы эффективности и
Многие современные структурные реформы проводятся с целью укрепления вертикальной стабильности и эффективности власти, что находит определенную поддержку в обществе. Приобретаемая в таких условиях легитимность становится необходимым условием эффективного государства, поддерживаемого высоким персональным рейтингом Д. А. Медведева.
В результате выделены следующие обязательные элементы технологии конструирования легитимирующего имиджа политического лидера: опора на «идеальный образ кандидата», основывающаяся только на наиболее сильных качествах кандидата; использование феноменов «подобия» и «контраста», позитивизирующие политика если ситуация стабильна (следующий политик должен быть похож на предыдущего) и негативизирующие его если власть не оправдывает ожиданий общества (в этом случае на смену ему приходит противоположная контрастная фигура); использование принципа социальной перцепции, что предполагает выстраивание чувственного, эмоционально-окрашенного имиджа, ориентированного на соответствующую группу людей; использование вербальных и лингвистических приемов; использование методов политической мифологии для создания устойчивого, непротиворечивого образа.
Для сохранения достигнутого уровня легитимности власти в современной России особую актуальность приобретает проблема обеспечения преемственности имиджа политического лидера.
Однако имиджевая легитимность власти недолговечна и ограничивается периодом дееспособности определенного лидера. Необходимо использование всего комплекса факторов повышения легитимности власти.
Для создания действительно устойчивого государства с длительно высоким уровнем легитимности власти необходим переход от авторитета имиджа политического лидера к авторитету институтов. Это позволит стабилизировать и институциализировать многие, потенциально конфликтные политические процессы и избежать возможных кризисов персональной преемственности на длительную политическую перспективу.
В заключении диссертации подведены итоги реализации целей и задач исследования и сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации, предназначенные для дальнейшего совершенствования деятельности государственных органов, политических партий, средств массовой информации по формированию имиджа политических лидеров с целью легитимации политической власти в России в современных условиях.
Список научных работ по теме диссертации:
а) публикации, изданные в источниках, входящих в рекомендованный ВАК Минобразования и науки России «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»:
1. Соколов А.В. Взаимосвязь легитимации политической власти в России с имиджем политического лидера // Власть, 2009. – № 7. – 0,4 п.л.
б) другие работы по теме исследования:
2. Соколов А.В. Имидж политического лидера: факторы формирования, структура, политические манипуляции // Труды МГУУ Правительства Москвы. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. – Вып. 14. – 0,6 п.л.
3. Соколов А.В. Имидж политического лидера как способ завоевания власти // Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции (26 октября 2007 года) / Под ред. Е.А. Кузнецовой, Н.А. Панкратовой. – М.: ООО «Город», 2007. – 0,4 п.л.
4. Соколов А.В. Особенности
прохождения государственной
1 См.: Платон. Государство; Законы; Политик. – М.: Мысль, 1998; Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск: Литература, 1998; Макиавелли Н. Государь. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2006; Дж. Локк. О государстве. - СПб: П.П. Сойкин, ценз. 1902; Монтеське Ш.Л. О духе законов. – СПб: Л.Ф. Пантелеев, 1900; Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. – М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 1998; Маркс К. Капитал. – М.: АСТ, 2009; Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994; Ленин В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. – М.: Политиздат, 1989.
2 См.: Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. – М.: Моск. психолого- социал. ин-т: Флинта, 1999; Чичерин Б. Н. Собственность и государство. – СПб.: Издательство РХГА, 2005.
3 Ильин И.А.Теория права и государства. – М.: Зерцало, 2008.
4 Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994; Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М.: Мысль, 1997. - Т.2. - С. 630-642; Липсет С. М. Политическая социология // Американская социология сегодня: перспективы, проблемы, методы. – М.: Прогресс, 1972. - С. 203-219; Бурдье П. Социология политики. – М.: Sосiо-Lоgоs, 1993; Даль Р. Демократия и ее критики. – М.: РОССПЭН, 2003; Тоффлер Э. Метаморфозы власти : Знание, богатство и сила на пороге XXI в. – М.: АСТ, 2003; Тоффлер Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. – М.: ИНИОН, 1991.
5 См.: Вятр Е. Типология политических режимов. – Таллин, 1990; Денкэн Ж.М. Политическая наука. – М.: Изд-во МН ЭПУ, 1993; Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. – 1994. - №6. - С. 147-162; Токвиль А. Де. Старый порядок и революция. – М.: Моск. филос. фонд, 1997; Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х т. / Пер. с англ. – М.: Луч, 1992; Шмитт К. Политическая теология. – М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково Поле, 2000.
6 См.: Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х томах. Т. 1. – М.: Международные отношения, 1994; Верт Н. История советского государства, 1900-1991– М.: Весь Мир, 1997; Карр Э. X. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. – М.: Интер - Версо, 1990; Ключевский В.О. История России. – М.: АСТ: Астрель, 2002; Коржихина Т.П. История российской государственности. – М.: Интерпракс, 1995; Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. – М.: ОМЕГА-Л, 2009; Лексин В.Н. Новые проблемы российских городов. – М.: УРСС, 1999; Сукиасян М.А. Перестройка первичных партийных организаций по производственному признаку в период развернутого наступления социализма по всему фронту (1929-1934 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Саратов, 1985;
7 См.: Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991; Хабермас Ю. Политические работы. – М.: Праксис, 2005.
Информация о работе Имидж политического лидера как фактор легитимации политической власти