Формы и направления политической активности российской молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время информационно-коммуникативные процессы в политической сфере обладают высокой степенью интенсивности. С момента возникновения и распространения каналов массовой коммуникации, отношение индивидов к политике детерминируется особенностями источников получаемой политической информации. «Появление такого технического средства общения, как Интернет создало в информационном пространстве политики, сфере политических коммуникаций качественно новую ситуацию»

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3-10

I. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТЕ…………………...............................................................…...11-15
II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ……..…………….16-21
III. ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ВЛАСТИ..………………….....22-28

Заключение.…………………………………………………….........................29
Литература…………………………………………………………………..30-31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Томский государственный университет

Философский факультет

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

Склянчук  Павел Дмитриевич

 

ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

(по  материалам Интернет)

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

докт.полит.наук, проф.

_________ А.И. Щербинин

Автор работы

студ. гр. 1254

__________ П.Д. Склянчук

     

 

 

 

 

Томск-2009

 

Введение……………………………………………………………………...3-10

 

I. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТЕ…………………...............................................................…...11-15

II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ……..…………….16-21

III. ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ВЛАСТИ..………………….....22-28

 

Заключение.…………………………………………………….........................29

Литература…………………………………………………………………..30-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время информационно-коммуникативные процессы в политической сфере обладают высокой степенью интенсивности. С момента возникновения и распространения каналов массовой коммуникации, отношение индивидов к политике детерминируется особенностями источников получаемой политической информации. «Появление такого технического средства общения, как Интернет создало в информационном пространстве политики, сфере политических коммуникаций качественно новую ситуацию» [19.С.265].

В первую очередь, изменения  касаются форм и направлений политической активности представителей отдельных социальных групп. Однако достаточно трудно дифференцировать показатели принадлежности пользователей Сети к социальному кластеру, и охватить весь спектр политических позиций, чтобы дать объективную картину  их политической активности. Поэтому для анализа заявленной темы исследования мы ограничимся концептуальными построениями относительно особенностей данного канала коммуникации, а также осмыслением взаимосвязи, через различные формы и направления, политического мира и мира виртуальности.

Пользователи глобальной информационной системы могут выражать свою политическую активность посредством включения в групповое обсуждение актуальных общественно-политических тем, событий, а также инициировать обсуждение, используя большой арсенал текстовых, аудиовизуальных знаков и символов. Все это говорит о возрастающей роли индивида в формировании картины политического мира. В то же время, выражение личных мнений нивелируется, поскольку характер существующих виртуальных потоков информации обладает чрезмерной скоростью и объемом. Большое количество коммуникативных интеракций в Интернете усложняет процесс качественного общения и снижает рефлексию получаемых сообщений, а также пропорционально отнимает время и ограничивает в пространстве по отношению к социальным действиям в реальности. Данный феномен Ж. Бодрийяр называл «виртуальной реальностью», указывая, что в ней «нет ни субъекта мысли, ни субъекта действия… где все события происходят в технологическом режиме» [3.С.31]. В процессе выстраивания политической активности фигура пользователя Интернета, за которой может находиться любой субъект политики, редуцирует свои возможности выражения политического мнения, ограниченные ресурсами использования информационно-коммуникативных технологий. Таким образом, Интернет обладает особыми формами и направлениями политической активности, которые имеют, несомненно,  коммуникативную природу.

В.М. Березин выделяет следующие формы (способы) политической коммуникации [2.С.96]:

    • коммуникативное воздействие через неформальные контакты (межличностная неформальная политическая коммуникация);
    • через общественно-политические организации, объединения и институты (устная и письменная агитация и пропаганда);
    • через печатные и электронные СМК.

К данному перечню следует добавить и такие формы коммуникации, предполагающие общение больших социальных групп, как митинги, собрания, демонстрации, политические праздники, референдумы.

Каждая из форм предусматривает наличие смыслового наполнения, воплощенного в знаково-символической системе. Направленность коммуникации различается по типу передаваемого политического сообщения: побудительное (прямо воздействующее на аудиторию); информативное (реальные или вымышленные сведения); фактическое (известия и сообщения, на которых основан контакт между субъектами политики) [2.С.98].

При всех вышеописанных  формах и направлениях политической коммуникации, определяющее значение имеет социально-политический контекст, в котором она осуществляется. Интернет является разновидностью СМК, поэтому нужно остановиться на рассмотрении влияния, которое они оказывает в обществе.

П. Лазарсфельд, Р. Мертон в работе «Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие» [10] выделили три функции, которые играют СМК в социальной жизни. Во-первых, функция присвоения статуса. Средства массовой коммуникации присваивают актуальный статус общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям. Во-вторых, функция укрепления социальных норм. Через СМК происходит апелляция к публичному подтверждению моральных представлений и реализация социальных норм. В-третьих, дисфункция «наркотизации». Доступность информационных потоков зачастую способствует усыплению, «наркотизации», нежели активности. Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию.

Между тем, Интернет отличается от традиционных СМК (телевидение, пресса, радио). Интернет-сообщество само создает своих «героев», в нем кристаллизуются новые семантические нормы и правила взаимоотношений, через сеть организуются социальные действия. Более того, Интернет обладает собственной экономикой (виртуальные деньги), культурой общения и организационной структурой. Все это также дает основания говорить об особой коммуникативной природе Интернета. Сетевая организация виртуального пространства позволяет индивиду самостоятельно выбирать референтные источники получения информации, облегчает функцию обратной связи, открывает возможности для распространения собственных политических взглядов, организации коллективных действий, выражения политической активности. Совокупный эффект политической коммуникации создает так называемый «политический сегмент» Интернета.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в Сети меняется роль коммуникатора – вместо получателя политической информации, он становится политически активной («ищущей») фигурой (от лат. figura – образ, вид), которая интерпретирует политическую реальность в соответствии с собственными интересами, ценностями, религиозными и идеологическими предпочтениями, и может распространять свои убеждения на широкую аудиторию пользователей Сети.

Общепринято считать, и это подтверждают исследования [12], что Интернетом пользуется преимущественно представители молодого поколения. Безусловно, наличие свободного информационного пространства имеет свои преимущества в процессе становления гражданского общества, повышения информационной открытости государственных органов, свободного обмена мнениями на любые общественно-политические темы. В то же время, важно понимать, что Интернет как один из основных источников политической информации для молодежи, оказывает существенное влияние на политическую социализацию молодых людей. Сегодня трудно контролировать политическое содержание глобальной сети, которое не всегда соответствует целям социализации. С этой точки зрения, анализ форм и направлений презентации политической активности российской молодежи в виртуальном пространстве заслуживает пристального внимания со стороны политологов, особенно в период экономической нестабильности и роста социальной напряженности.

В современных  российских реалиях, политическое поведение молодежи, как правило, имеет характер конформизма и абсентеизма. Другими словами, ценностных ориентаций молодого человека может быть недостаточно, чтобы прийти на избирательный участок или митинг, но это не означает, что он полностью выключен из политического процесса.

Для тех молодых  людей, кто выбрал Интернет в качестве средства выражения политической активности, социальное действие трансформируется в пространство виртуального общения. Соответственно, процесс агрегирования коммуникативных актов в Интернете приводит к изменениям в социальной реальности. Условно говоря, конструирование ситуации политической коммуникации (распространение политической информации на форумах, блогах, выкладывание дизайнерских карикатур на политиков, «джинсы» и т.д.) в Сети, порождает аффекты коллективного политического сознания, следовательно, влияет на реальный политический процесс. Использование Интернет-ресурсов для политических целей доступно практически всем пользователям, в том числе политтехнологам. Здесь мы можем отметить, что воздействие на информационно-коммуникативные процессы в политической сфере через глобальную сеть сегодня становятся все более популярным средством политической борьбы, подтверждая важность политической составляющей Интернета.

В рамках данного исследования, мы рассмотрим формы и направления политической активности российской молодежи, представленные в Интернете. Степень изученности нашей темы складывается из нескольких частей. Во-первых, методология исследования политической активности молодежи раскрывается в книге О.М. Карпенко, И.А. Ламанова [8], а также статье Е. Омельченко [16]. Во-вторых, концептуальные подходы к информационному обществу, соответственно осмыслению роли и места Интернета в общественной жизни, собраны в работе Ф. Уэбстера [24]. Среди них, мы считаем особо интересной постмодернисткую концепцию Ж. Бодрийяра [3], который большое значение уделял «виртуальности» как симуляции реальности. Плюс сборник статей «Интернет в общественной жизни» [7], книга И. Эйдмана «Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции» [25]. В-третьих, взаимосвязь политического процесса и Интернета получила теоретическую разработку в работе М. Кастельса «Галактика Интернет» [9], статьях Д.Н. Пескова [17, 18], Б.В. Овчинникова [14]. В-четвертых, для анализа Интернета мы исходим из достижений теории по массовой коммуникации. В частности, труда Н. Лумана «Реальность массмедиа» [11], Г.Г. Почепцова [21], М.М. Назарова [13], С.Г. Саблиной [22].

В целом, в работах  вышеперечисленных авторов нет  прямого акцента на формах и направлениях политической активности молодежи в Интернете. Но, опираясь на их теоретико-методологические разработки, мы можем синтезировать необходимые знания для рассмотрения объекта нашего исследования – проявления политической активности пользователями Интернет. Соответственно, предметом исследования выступают формы и направления политической активности российской молодежи в Сети.

Цель нашей  работы состоит в анализе влияния и выявлении взаимосвязи политической коммуникации в Интернете на политическую активность молодежи. Здесь мы можем выделить два аспекта: каким образом политическая активность молодежи представлена в Сети; и второй – какое воздействие оказывает политическая активность молодежи на политическую коммуникацию в Интернете. Для достижения цели, нам необходимо решить три задачи: описать схему социального взаимодействия индивидов в Интернете; проанализировать основные формы и направления политической активности молодежи; рассмотреть состояние политической среды в Интернете с позиции применения информационно-коммуникативных технологий.

Постановка  проблемы о политической коммуникации российской молодежи в Интернете, обусловленную возникновением новых форм и направлений политической активности, имеет большую степень новизны. Она сочетает в себе междисциплинарные методы анализа политической активности социальных групп, теории массовой коммуникации и концепций информационного общества. Безусловно, тема остается открытой для обсуждений и научных дискуссий, и пока что нет общего понимания рассматриваемой темы, в первую очередь из-за сложности и низкой транспорентности взаимосвязи Интернета и политики.

Следовательно, гипотезой исследования является утверждение, что встраивание политического сегмента Интернета в российское политическое пространство приведет к виртуализации форм и направлений политической активности, определяющих социализацию молодежи. В результате складывания новой субкультурности, молодые люди будут воспринимать онлайновые митинги, дискуссии, акции протеста, или предвыборные Интернет-технологии как более предпочтительную альтернативу традиционным демократическим институтам или механизмам политики. Это в свою очередь означает, что постепенно произойдет изменение в структуре гражданского участия в политике, где способ организации групповых и массовых движений все больше будет основываться на сетевом принципе и координации через Интернет.

В качестве теоретико-методологического основания в данной работе выступает модель сетевого индивидуализма М. Кастельса. Он утверждает, что современные индивиды в Интернете «фактически реконструируют модель социального взаимодействия, используя появившиеся технические возможности и имея своей целью создание нового типа общества: сетевого общества» [9.С.160]. Сетевой индивидуализм обозначает социальную структуру, для которой Интернет выступает материальной опорой. Поскольку все большее количество людей организуются посредством социальных сетей, базирующихся на компьютерной коммуникации, то это создает условия для материальной поддержки распространения сетевого индивидуализма в качестве доминирующей формы социальности. В конечном счете, данная тенденция ведет к возрастанию роли онлайнового социального взаимодействия в организации общественно-политической жизни в целом. Стабильное использование социальными группами онлайновых сетей может привести к образованию устойчивых «виртуальных сообществ», сводящих воедино место в физическом и виртуальном пространстве, и повышающих эффективность объединения или мобилизации для достижения общих целей. За всем этим следует возникновение новых форм и направлений социальной активности, опосредуемых Всемирной паутиной.

Для достижения исследовательской цели в нашей работе используются методы анализа и классификации, содержащиеся в рамках структурно-функционального подхода. Целесообразность использования данных методов обусловлена необходимостью выявления закономерностей в крайне изменчивой виртуальной среде. Поскольку развитие Интернет-технологий идет быстрыми темпами, то метод прогноза подвержен большому риску оказаться ошибочным, как это случилось, например, с моделями Э. Тоффлера или Д. Белла. Это же касается написания сценариев политического развития Интернета. Уже сегодня многие работы прошлых лет сильно теряют в своей актуальности, поскольку они не смогли учесть появление такого феномена как виртуальные социальные сети, которые интегрировали в единую систему большинство пользователей Всемирной паутины, на шаг приблизив сторонников сетевого общества к воплощению их идей. Популярные бихевиоральные конструкции в контексте изучения социальной активности, также нуждаются в существенной адаптации к психологической специфике поведения индивида в виртуальном пространстве. Таким образом, мы может только констатировать ключевые черты современной фазы развития Интернета, диалектически описав его значение в общественно-политической жизни страны.

Информация о работе Формы и направления политической активности российской молодежи