Воспитание и обучение восточных славян в VI-IX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Положение человека в обществе и государства в мире определяет уровень образования. Духовное, социальное и экономическое развитие любого общества определяется состоянием образования и воспитания. Эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей а так же научной политики
Изучение методов воспитания Древней Руси является ключевым моментом в будущей педагогической практике учащегося

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная (файл).docx

— 39.92 Кб (Скачать документ)

 

Введение

     Положение человека в обществе и государства в мире определяет уровень образования. Духовное, социальное и экономическое развитие любого общества определяется состоянием образования и воспитания. Эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей а так же научной политики

    Изучение методов воспитания Древней Руси является ключевым моментом в будущей педагогической практике учащегося. Не зная примеров предыдущих поколений, и не беря их опыт за основу, мы не сможем создавать новые хорошие методики воспитания и преподавания.

 

Воспитание  и обучение восточных славян в VI-IX вв.

     В раннесредневековой Руси на характер воспитания в восточнославянских общинах оказывали влияние древние традиции, уходящие корнями в первобытный строй.

     В первобытных  родовых общинах воспитание было коллективно-общественным. В детях воспитывали взаимовыручку, товарищество, а также обособление интересов общины над своими. Каждый член общины обязан был заботиться о детях, руководить их поведением.  Необходимость взаимопомощи ребёнок осознавал очень рано, наблюдая за жизнью своей семьи. «Так с самого раннего детства пробуждались в душе человека доброта к людям, готовность к взаимовыручке и стремление облегчить жизнь своим соседям».1 «Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи».2

     Хотя в VI-IX вв. воспитание по-прежнему осуществлялось в процессе включения детей в различные виды деятельности, и продолжали существовать разного рода инициации, педагогическая практика претерпела ряд изменений в следствие формирования раннеклассового общества.

     Выделение семьи в самостоятельную ячейку и появление разных социальных слоёв было итогом развития экономических процессов внутри общины. Воспитание и обучение в каждом слое имело свои особенности: дети земледельцев и ремесленников учились трудовой деятельности; дети жрецов обучались «тайным» знаниям; дети знати учились руководить и защищать свою общину. В то же время появляется такая форма воспитания, как ремесленное ученичество. Ремесленник передавал свои опыт и знания не только собственному ребёнку, но и детям поступившим в обучение. Так же, уровень развития общества позволял содержать дружину (военную знать), что жила обособленно от всей общины. Ряды дружинников пополнялись за счёт своих же детей, которые, видимо, проходили обряд посвящения. С 12 лет они проживали в гридницах, где их учили военному мастерству.

     «Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян».3 Основу этого мировоззрения составляла мифология,-вера в высших существ (богов, леших, домовых, русалок и т.д.), способных управлять миром, который окружал человека, что безусловно отражалось в их повседневной жизни.

     Воспитание  детей основной массы населения  проходило в семье. С раннего детства ребёнок втягивался в систему трудовых отношений и обязанностей. Родители не принуждали, а заинтересовывали его возможностью делать что-то самому, помогая взрослым. С возрастом задачи усложнялись и к 14-16 годам юноши и девушки становились вполне самостоятельными работниками.

     В языческой культуре не было письменности, все знания о жизни передавались устным путём. Действенным средством воспитания на протяжении многих веков служил фольклор, служивший средством сохранения и передачи педагогического опыта из поколения в поколение. Сказания, на примерах положительных героев учили храбрости, уважению, доброте, правилам поведения в разных жизненных ситуациях. Поэзия пестования отвечала за развитие ребёнка с первых дней жизни (первые эмоции, движения ручками и ножками и т.д.) Загадки учили смекалке, пословицы и поговорки отражали народную жизнь и накопленный опыт. Песни же, сопровождавшие человека на протяжении его жизни, передавали всю гамму чувств, помогали быстрей и веселей справляться с работой. Можно выделить несколько песенных жанров: обрядовые, заклинательные (календарные), игровые и лирические песни.

     Также, известными  средствами народной педагогики были игры и игрушки. Игра способствовала введению ребёнка во взрослую жизнь, приучению к традициям народа. Многие сюжетно-ролевые игры повторяли занятия взрослых (охота, жатва, посев льна, свадьба). Постоянное повторение и точное воспроизведение быта в игровых действиях прививало уважение к обычаям, сложившемуся порядку вещей, а так же учило правилам поведения. Подвижные же игры способствовали развитию логики, способности быстро принимать решения, находить выход в критичной ситуации, работать в команде.

    Игрушка, как  вид народного творчества имела важное значение в воспитании. Она сопровождала ребёнка с самого рождения, меняя вид и функциональность по мере его роста. Помимо игрушек, что делали взрослые, были и самодельные, что мастерили сами дети. Такой вид творчества развивал фантазию, обогащал духовно, способствовал развитию наблюдательности, внимания и пытливости.

     Ценность этих  методов в том, что и по  сей день, в век технического  прогресса они играют важную  роль в воспитании детей.

    

 

X-XIII вв.

     В языческий  родоплеменной период славяне  пользовались так называемым  пиктографическим письмом (черты  и резы) -возможным вариантом рунического  письма используемого славянами  в IX-X в. По мнению учёных нашего времени, полноценное развитие письменной культуры произошло только с созданием в 863г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки, а распространение и организация систематического обучения после крещения Руси в 988 г.

     Как замечает  Днепров Э.Д. «Овладение славянами  письменной культурой отвечало  не только потребностям христианской  религии, но и функционированию  начавшего зарождаться государственного  аппарата, было необходимым для  законодательства, дипломатии, торговли, официальной идеологии. Недостаток  грамотности сдерживал их развитие».4

          Несмотря на все «плюсы христианизации» Руси, народом эти перемены воспринимались отрицательно. Новая религия насаждалась, вытесняя старые верования, язычество подвергалось гонениям: сжигались идолы, жрецов, волхвов и кудесников просто казнили.

     Помимо всего, христианство меняло жизненный уклад людей. Отныне первостепенной важностью было подчинение отцу, жена как отдельная личность не воспринималась (лишь в своем отношении к главе семьи), оскорбление родителей отождествлялось с оскорблением Бога. Важнейшей частью жизни человека стала не сама добродетель и образ жизни связанный с ней, а приверженность традициям христианства и строгое соблюдение всех православных обрядов и постов. Возможно это стало следствием того, что главной книгой христианина на долгое время стала не Евангелие, пропагандирующее любовь и кротость, а Псалтырь несущая в себе суровый ветхозаветный идеал.

     И пусть  государственная религия поменялась, славяне не могли полностью отказаться от языческих верований формировавших на протяжении многих веков их мировоззрение. Потерпев поражение в преодолении старой религии, церковь избрала путь приспособления прежних традиций под христианскую идеологию. «Так появилась совершенно новая форма христианской религии - бытовое православие крестьянина».5

          Следует отметить, что языком богослужения и литературы был славянский язык, благодаря всё тем же Кириллу и Мефодию, которые сделали перевод основных книг религиозной тематики. Именно это способствовало распространению религии и образования, хотя и затрудняло доступ ученикам и учителям к первоисточникам, что в скором времени отразилось на интеллектуальном развитии общества. С течением времени перевод стал осуществляться в основном богослужебных книг в ущерб учебным. Для понимания новой религии требовались определённые знания, которым в сложившемся положении неоткуда было взяться, примечательно, что эта ситуация с образованием даже приветствовалась, так как маячила опасность потерять веру из-за научных знаний. Древнерусское государство отделяло себя от Запада и его культуры замкнувшись в уже созданной славянской духовной литературе и ранее переведённых, и освоенных литературных источниках, что в конечном итоге нашло отражение на характере и развитии воспитания и образования.

     Попытка систематизации обучения была сделана князем Владимиром (960-1015) - он открыл первые школы «ученья книжного». Так как на первых порах образование насаждалось, к нему относились недоверчиво, матери искренне считали, что теряют навсегда своих сыновей, не зная, что с ними будет дальше.

     Несмотря на  все трудности с распространением  знаний, уже к XI веку уровень начитанности среди господствующей знати был значителен. В 1030 г. князем Ярославом Мудрым открывается школа в Новгороде, а несколькими годами позже в Софийском соборе им же была учреждена первая библиотека, фонд которой состоял из греческих и древнеболгарских произведений в переводе. 

     В XII в. открываются уже Ярославом Осмомыслом школа в Галиче и князем Романом школа в Смоленске, а «к XIII в. школы уже существовали в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и др. городах».6 Школы, изначально организованные при дворах со временем переходили под ответственность церкви, так как священники первые, кому требовалась грамотность в вопросах христианской книги, а также потому что, вера и образование шли «рука об руку».

     Школы, где «главенствовал» тривиум (грамматика, диалектика и риторика) предоставляли более высокий уровень обучения, чем стандартное обучение грамоте. Грамматика на Руси была достаточно многопрофильным предметом. Помимо её основ – частей речи, грамматических категорий, этимологии изучали так же поэтическую образность языка и толковали писания. Важное место в обучении отводилось риторике –навыку красиво говорить и писать.

     При обучении грамоте применяли буквослагательный метод (византийская школа), а арифметика включала в себя обучение нумерации на начальном уровне и счёте на абаке на повышенном

     «Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело. В целом уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения. Так, многочисленные берестяные грамоты, датированные 12-13 вв., содержали обычные житейские записи: «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения»».7

     Но уже в  XIII в. священники не обременявшие себя целибатом начинают передавать знания и профессию по наследству, в том числе преподавать грамоту детям из других семей, обучавшихся у них на дому, что послужило толчком к упадку школ «учения книжного». Таким образом, семейное воспитание и связанные с ним традиции стали всё же преобладающими, но государство старалось взять это под свой контроль с помощью обязательств8 родителей по подготовке своих детей к дальнейшей жизни.

     Крупнейшими  центрами образования в ту  пору были монастыри, в которых  обучались все желающие овладеть  грамотой. Основоположником этих  центров считается Сергий Радонежский  (1314-1391) – известный русский просветитель  и религиозный деятель. В стенах монастырей отношение к знаниям подчерпнутым из книг было достаточно трепетным - как к духовному сокровищу, которое следует накапливать.

     И именно в среде монахов стало появляться отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире. Со временем, единственной возможностью удовлетворить стремление к знаниям становится чтение богослужебных книг, этот вид образования стали называть начётничеством.

 

 

 

 

XIV-XVI вв.

     Развитие Древнерусского государства в том числе и в экономическом плане не влияло на систему образования и развитие школ, поэтому подготовка ребёнка к дальнейшей жизни проходила силами семьи. Трудовые навыки были основой, на которой строилось образование. В каждом сословии были свои традиции профессионального воспитания. Ремесло передавалось по наследству, но в некоторых случаях прибегали к помощи мастеров-профессионалов из того же сословия. Грамоте, счёту и чтению обучались как в семье, так и у «мастеров грамоты» (певчих, чтецов, диаконов, служителей канцелярий и приказных изб), что было платным.

     Духовным воспитанием  занималась церковь. «В обязанности  священников входило обучение  основным догмам христианского  вероучения, воспитание уважения  к церковным и светским властям».9 Постепенно связь между образованием и церковью становилась всё более тесной – нравственное воспитание «шло рядом» с элементарным обучением, поэтому большинство «училищ» было при приходах. Но при этом главная роль отводилась всё-таки житейским знаниям (учение о спасении души, правила ведения домашнего хозяйства и наука о гражданском общежитии).

     «Грамоту изучали для чтения книг одобренных церковью, а чтение и письмо учили, как и прежде по Часослову, Евангелию и Псалтыри. Обучение было достаточно трудным в связи с однообразностью и несоответствием возрасту обучаемых, поэтому в практике были физические наказания».10

     Начало обучения приходилось на 7 лет и разделения на сословия здесь уже не было. Это образование было начальным и весьма ограниченным, те дети, что хотели обучаться дальше занимались самообразованием. Более высокий уровень знаний требовался только в церкви и на государственной службе, но так как на службу в основном приглашались иностранцы, мест для своих почти не оставалось. А вот выезды за границу всячески порицались государством и церковью, к изучению европейских языков и наук относились с предубеждением. Хотя есть сведения, что всё же некоторые русские проходили обучение за рубежом, в частности, есть гипотеза, что в Краковском монастыре обучался Иван Фёдоров.11 

Информация о работе Воспитание и обучение восточных славян в VI-IX вв