Ушинский о народном учителе и его подготовке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:35, реферат

Краткое описание

В конце 50-х годов в России, как бы случайно, неожиданно открыли целую область, почти совершенно неведомую раньше, или, по крайней мере, не обращавшую на себя должного внимания. Область это - педагогическая, то есть иначе - все учебно-воспитательное дело.
Виновником такого открытия был Константин Дмитриевич Ушинский. Конечно, и до 50-х годов были в России школы всевозможных категорий - низшие, средние, высшие, в которых из года в год обучались, в общей сложности, десятки тысяч мальчиков и девочек. Но, строго говоря, в обществе не ощущалось никакого интереса к учебно-воспитательному делу. Чему и как можно учить подрастающего поколения? Можно ли воспитывать, не обучая, и следует ли обучать не воспитывая? В чём основная задача и цель воспитания?

Содержание

Введение. 3
1. Биография К.Д.Ушинского. 4
2. Система взглядов на педагогику К.Д.Ушинского. 7
3. Ушинский о народном учителе и его подготовке. 8
Заключение. 11
Список литературы. 14

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 45.27 Кб (Скачать документ)

 

 

Оглавление

Введение. 3

1. Биография К.Д.Ушинского. 4

2. Система взглядов на педагогику К.Д.Ушинского. 7

3. Ушинский о народном учителе и его подготовке. 8

Заключение. 11

Список литературы. 14

 

 

Введение.

В конце 50-х годов в  России, как бы случайно, неожиданно открыли целую область, почти  совершенно неведомую раньше, или, по крайней мере, не обращавшую на себя должного внимания. Область это - педагогическая, то есть иначе - все учебно-воспитательное дело.

Виновником такого открытия был Константин Дмитриевич Ушинский. Конечно, и до 50-х годов были в  России школы всевозможных категорий - низшие, средние, высшие, в которых  из года в год обучались, в общей  сложности, десятки тысяч мальчиков  и девочек. Но, строго говоря, в обществе не ощущалось никакого интереса к  учебно-воспитательному делу. Чему и как можно учить подрастающего  поколения? Можно ли воспитывать, не обучая, и следует ли обучать не воспитывая? В чём основная задача и цель воспитания?

Эти и множества других существенно важных вопросов казались тогдашнему русскому обществу таким же сторонним, далёким и чуждым делом, как и всё тот, что творилось в канцеляриях, управлениях, консисториях. К.Д. Ушинский рядом горячих, дельных статей, помещенных им в разных периодических изданий, заставил всю русскую печать обратить серьезное внимание на положение родного нашего учебно-воспитательного дела. В обществе проснулся, наконец, хоть некоторый интерес к нему – и в этом страшном застоявшемся деле проявилась живая струя.

Так произошло открытие неведомой  раньше у нас педагогической области, открыв её, К.Д. Ушинский около 15 лет  руководил и самой разработкою  этой области. В это именно время  и были посеяны на Руси все те здравые понятия, которыми до сих  пор живёт и держится вся наша учебно-воспитательная часть, продолжая  развиваться.

 

  1. Биография К.Д.Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в  семье Дмитрия Григорьевича Ушинского  — отставного офицера, участника  Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного  дворянина. Мать Константина Дмитриевича  — Любовь Степановна умерла, когда  ему было 12 лет.

После назначения отца Константина  Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский  Черниговской губернии, вся семья  Ушинских переехала туда. Все детство  и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом  имении, расположенном в четырёх  верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород - Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

По окончанию гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Петр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского  помимо философии и юриспруденции  входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые  волновали представителей прогрессивных  кругов русского общества того времени, в частности пути распространения  грамотности и образованности среди  простого народа.

В июне 1844 года ученый совет Московского  университета присудил Константину  Ушинскому степень кандидата  юриспруденции, а в 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности  профессора камеральных наук на кафедру  энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском  Демидовском лицее. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальства на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Все это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных  попыток утроиться на преподавательскую  работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий — достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института была воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854—1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания.

Уже через год своей службы в  Гатчинском сиротском институте  К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения  К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского  сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов  Смольного института благородных  девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования  и народности воспитания, ему удалось  убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных»  и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия). Он ввел практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской  работой Ушинский стал редактировать  «Журнал Министерства Народного  Просвещения», который благодаря  нему превратился в прекрасный педагогический журнал.

Однако у К. Д. Ушинского произошёл  конфликт с начальницей института  М. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского  в вольнодумстве, непочтительном отношении  к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным  предлогом в 1862 году Ушинского удалили  из института — он был направлен  на пять лет за границу для лечения  и изучения школьного дела.

За это время Ушинский посетил  Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию  и Италию, в которых он посещал  и изучал учебные заведения —  женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и  Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал  и издал учебную книгу «Родное  слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более  того, Ушинский написал и издал  особое руководство для родителей  и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и  родителей». Это руководство оказало  огромное, широчайшее влияние на русскую  народную школу. Свою актуальность, как  пособие по методике преподавания родного  языка, оно не потеряло и по сей  день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 60-х годов К. Д. Ушинский с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как  предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как  предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определенной философской системы, он вполне самостоятельно дал в своем труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

 

  1. Система взглядов на педагогику К.Д.Ушинского.

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного  чтения «Детский мир» (1861) и «Родное  слово» (1864), фундаментальном труде  «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного  воспитания по Ушинскому - это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения  и взыскания. Недовольство правительства Ушинским вызывал его протест против дисциплины старой школы, основанной на слепом повиновении ученика педагогу и предусматривающей физические наказания. По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

Воззрения Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в «Журнале для воспитания». В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово». В 1861 году он производит на свет хрестоматию «Детский мир», в 1864 году – «Родное слово», книгу для классного чтения. Также в1868-169 годах он создал фундаментальную научную работу в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы для третьего тома.

 

  1. Ушинский о народном учителе и его подготовке.

Проблема подготовки современного учителя – одно из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику, как науку К.Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ. В самом начале своей педагогической деятельности К.Д. Ушинский в ряде статей показывает, что “самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей”.

Понятие “народный учитель” в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, в 60-е гг. учителями немногочисленных народных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т.е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования. В статье ”О пользе педагогической литературы” (1857) К.Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего, К.Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе: “…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений”.

В этой же статье К.Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя… посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения”.

Информация о работе Ушинский о народном учителе и его подготовке