Роль среды обитания и градостроительства в процессе воспитания и развития молодого поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 13:39, статья

Краткое описание

Автор статьи анализирует проблему воспитания и развития ребенка вне семьи, в условиях городской среды обитания. Автор отмечает, что отсутствие систем регулирования детского общения вне семьи, в среде города, малой провинции, приведет к уходу детей в криминальные среду и деструктивные детские сообщества. Причем эта проблема касается не только неблагополучных семей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Статья градостроительство с аннотацией.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

Существует такая точка зрения, что появление в сети Интернет безопасной среды для детей – дело практически не решаемое.Во многих школах стоят сегодня фильтры для просмотра сайтов из интернета. Ко многим сайтам доступ заблокированы. Да и сам доступ в интернет осуществляется через головной компьютер учителя. Идут проверки, как работают эти фильтры.

Но пока ребенок находится в школе, он надежно защищен от «вредных» интернет-сайтов, а дома – родители пока не очень озабочены этой задачей. В новых версиях антивируса Касперского уже есть вполне рабочая система родительского контроля. Но проблема в том, что сотни и тысячи сайтов создаются ежедневно, поэтому только платный антивирус может обеспечить своевременное внесение в списки запрета новых веб - адресов. Не все родители готовы за это платить.

Ограничить доступ в интернет очень трудно. Еще труднее проконтролировать жизнь ребенка в социальных сетях. Но если с процессом трудно совладать – самая пора его возглавить. Сегодня предпринимаются попытки создать детскую социальную сеть. Но самое главное – это задача создавать не виртуальное, а создавать в городе  реальные порталы общения детей.

   Вообще, жизнь в сенсорных экранах не только влияет на физиологию ребенка, но и накладывает определенный отпечаток на восприятие жизни ребенка.  «Наша четырехлетняя внучка, когда смотрит в окно и хочет, чтобы объект, который она видит там, внизу, увеличился, она берет и делает пальчиками движение, как на экране компьютера, - делится своими наблюдениями известный писатель Григорий Остер (Григорий Остер о вредных советах и не только», 27.07.09. Интервью «Эхо Москвы»). Сегодня дети пользуются различными устройствами, которые пропускают их в интернет, с малых лет. 

  В настоящее время, когда  подрастает первое поколение  «экранных детей» эти последствия  становятся всё более очевидными. Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. А только за 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! (Журнал «Трудный пациент, номер 9, 2010 год, «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста», Лазебник, Румянцева, Шейде, Назаренко и др.)

  Однако, причём здесь телевидение, скажете вы.  Ведь ребёнок, сидящий  у экрана, постоянно слышит речь. И какая разница, кто говорит  с ребёнком – взрослый или  герой мультфильма?

 Разница, оказывается, огромная. Речь – это не подражание  чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Как установил американский психолог Кондон (Журнал «Трудный пациент», 9, 2010 г), даже младенец отвечает на обращённую, хотя ещё непонятную речь взрослого всем своим существом: всё его тело как в танце точно и плавно сопровождает слышимую речь. Речь взрослого как бы охватывает его, настраивает на партнёра и подключает к общению. Это явление получило образное название «неуловимый балет». Ответные движения младенца возникают исключительно на живую речь, адресованную ребёнку. Та же речь с любого звуковоспроизводящего устройства или бессвязные звуки никакого балета не вызывают. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение с взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми.  Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

  Отсюда наш главный  вывод – ни экран, ни гаджеты не заменят ребенку живых родителей и нормального человеческого общения. И полагаться, что среда, созданная четырьмя экранами, сможет компенсировать родительское невнимание к развитию ребенка – иллюзия. И отсюда же главная задача городской администрации – повернуть родителя лицом к ребенку. Как? Созданием зон совместного пребывания детей и взрослых. Но и здесь есть некоторые нюансы. 

    Присмотримся к тому, на что ориентирует нас современный  город. Мы уже немного говорили  выше, что в современном городе комфортно чувствует себя разве что индустрия развлечений. Вроде бы что плохого. Родители могут развлекаться вместе с детьми. Все равно проводят время вместе. Увы, опасность здесь заключается в том, что  дети в своем большинстве ориентированы и практикуют развлекательный тип взаимодействия, лишенный созидательных целей и результатов. У них вырабатывается потребительский подход к жизненной среде. Важно переориентировать бизнес на создание ни центров развлечений, а центров увлечений.

  Очевидно, что и само градостроительство должно иметь своей целью создание детской территории развития, которая смогла бы выступать средой, стимулом и инструментом, обеспечивающим детство как объект вложения капитала и его увеличения, развития его качества. Это касается как жилищного строительства, так и строительства школ и досуговых центров. Существующее массовое жилищное строительство, например, ориентировано на такую планировку квартир, которая не рассчитана на создание условий для развития детей. Ограниченная площадь жилища семей с детьми, особенно многодетных,  обуславливает большую стесненность их жизнедеятельности. В таком жилище отсутствуют зоны личного территориального пространства.

Между тем просто необходимо проектирование современных жилищных условий для семьи, в которых предусмотрена возможность создания зоны личного пространства ребенка. Одним из существующих способов решения данной задачи может быть концепция свободно трансформируемого жилого пространства на основе легких панелей, которое меняется в зависимости от прохождения семьей различных стадий своей жизни – создание семьи, рождение ребенка, взросление ребенка. Данный подход отличается высокими экологическими показателями: их эксплуатация предусматривает переработку отходов, минимизацию расходов воды и использование восполнимых источников энергии.

   Подумаешь, скажете  вы – «личное пространство  ребенка». А ведь проблема доверия, тема уважения личного пространства  ребенка часто особенно драматична. Мы ответственны за благополучие  наших детей, а это порождает у нас ложное чувство, что нам необходимо знать о них все: что они думают, чувствуют, делают.

  Однако вторжение  в приватность ребенка или  подростка чревато все теми  же проявлениями негативизма, а  также агрессией, замкнутостью и  т.д. Очевидно, что гнев ребенка, ощущающего вмешательство в его личную жизнь, выходит далеко за пределы страха быть застигнутым за плохим поступком и страха быть наказанным. Прежде всего, такой гнев связан с чувством собственного достоинства. Когда мы нарушаем чью-то приватность, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к этому человеку.

  А повлиять на моральные  нормы наших детей можно, скорее  всего тогда, когда они знают, что мы уважаем их индивидуальность. Лучшее выражение подлинной заботы  родителей – предоставление ребенку найти себя в самостоятельных поступках. Воплотить это на деле можно, только предоставив ребенку что-то такое, что безраздельно принадлежит лично ему, чем он вправе распорядиться по своему усмотрению и за что несет персональную ответственность. Безусловно, у ребенка, а тем более подростка должно быть что-то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет. Ситуацию утраты личного пространства мы невольно провоцируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что оно принадлежит всем и никому.

  Свободно  трансформируемое пространство – явление для нас новое. Но думаю, эта тема быстро захватит нас. И такими должно быть пространство не только квартиры, но и школы.  В таком пространстве классные комнаты могут укрупняться или сужаться в зависимости от целей их использования. Это диктуется, кстати, и временем. Даже в новых стандартах образования для средней школы уже заложено такое понятие как индивидуальный проект (Стандарты средней общеобразовательной школы, сайт mon.gov.ru). Смысл в том, что получаемые в школе знания должны реализовываться в социальных проектах, давая школьникам возможность накопления взрослого опыта и компетенций. Социальные проекты позволят выйти школьникам реально или виртуально за рамки школьной территории в городскую среду.

  Такое же проектирование современных детских досуговых муниципальных центров поможет использовать их в качестве постоянно действующих демонстрационных площадок, конференций, семинаров, круглых столов. А также для проведения концертов и представлений, спортивных соревнований, а также в качестве аудиовизуальных информационных центров, электронных библиотек, где книга соседствует с сетью Интернет и видеоматериалами.

   Пространство детских центров  должно быть приспособлено к многофункциональному использованию, создавая возможность концентрации в одних и тех же местах разнообразной активности детей и взрослых. Территориальная среда должна иметь многочисленные пешеходные зоны, мосты с многообразным инфраструктурным наполнением (уличные выставки, игровые и музыкальные площадки). 

Итак, поведем итоги. Развивая современное градостроительство, мы зачастую не рассматриваем город как единый организм и как источник новых возможностей для человека. Еще реже мы думаем о безопасности города для семьи.

  Бедность значительной части населения России, свертывание городской системы дополнительного образования ребенка, отсутствие городских площадок и зон общения взрослого и детского населения, невнимание работодателей к семьям своих подчиненных, ориентирование городского бизнеса  на развлекательный тип взаимодействия, лишенный созидательных целей и результатов, является преградой для развития творческого потенциала детей,  создает недоступность полноценного всестороннего развития ребенка.

  Отсутствие систем регулирования детского общения вне семьи, в среде  города, в малой провинции, приведет к уходу детей в криминальные среду и деструктивные детские сообщества.

   С нашей точки  зрения, для того, чтобы инновационные предложения по преодолению этих недостатков могли реализоваться, необходимо наличие соответствующей критической массы новаторов-единомышленников, способных возглавить процесс городской трансформации.

  Дальше для изменений  необходимы: трансформация системы  управления и подготовка городских управленцев по специально разработанным программам, партнерство с исследовательскими университетами, активная позиция населения и вовлечение жителей в процесс принятия решений по развитию города и т.п

Важным мы считаем здесь работу с бизнесом - переориентировать бизнес на создание помимо центров развлечений, центров увлечений.

И, очевидно, что и само градостроительство должно иметь своей целью создание детской территории развития, которая смогла бы выступать средой, стимулом и инструментом, обеспечивающим детство как объект вложения капитала, его увеличения, развития его качества

 

Используемая литература:

 

1. Всероссийский центр  изучения мнений, опросы 11.03.2012 “Приоритеты  россиян”

2. ВЦИОМ, опросы 26-27 мая 2012 “Как  россияне воспитывают своих детей”

3. Григорий Остер  “О вредных советах и не  только”, 27.07.09. Интервью “Эхо Москвы”.

3. Журнал “Трудный пациент, номер 9, 2010 год, “Коррекция речевых  нарушений у детей дошкольного  возраста”, Лазебник, Румянцева, Шейде, Назаренко и др.)

4. Стандарты средней общеобразовательной  школы, приказ от 17 июня 2012 года, сайт mon.gov.ru

5. Доклад ООН "Перспективы  мировой урбанизации", Коммерсантъ- online 27/02/2008

 


 



Информация о работе Роль среды обитания и градостроительства в процессе воспитания и развития молодого поколения