Организация режиссерских игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр.

Содержание

Введение. 3
1.Сущность режиссерских игр. 5
2. Значение режиссерских игр для развития детей дошкольного возраста. 7
3. Специфика организации режиссерских игр в разных возрастных группах. Планирование режиссерских игр. 11
Заключение. 19
Список литературы. 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная по игре.docx

— 43.50 Кб (Скачать документ)

                    Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

                                                        

 

 

 

Контрольная работа по МДК 02.01. «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».

          Тема:     «Организация режиссерских игр».                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

                                                                        Выполнила: Плешкова Е.Н

                                                                        Специальность: 050144

     «Дошкольное образование»,

       Группа 244.

       Проверила: Асаева И.И

 

 

Дата поступления

Дата проверки

 

       

                                                         2014.

 

Содержание.

 

Введение.                                                                                                                  3

1.Сущность режиссерских игр.                                                                              5

2. Значение режиссерских игр  для развития детей дошкольного  возраста.      7

3. Специфика организации режиссерских игр в разных возрастных группах. Планирование режиссерских игр.                                                                        11

Заключение.                                                                                                            19

Список литературы.                                                                                               21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

        Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).

          Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр.

          Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОО не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.                                                  

      Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры: Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др. Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:                                                                            

      - во-первых, она практически всегда индивидуальна;                                                                         

    - во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;                                                               

    - в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

      По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность режиссерских игр.

          Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.

      Название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшего брата-ученика). Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

         В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше».

          В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ребенком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»                                                                                                                                         

        В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного - двух персонажей.

 

 

2. Значение режиссерских игр  для развития детей дошкольного  возраста.

         Наблюдать этот вид детской игры у родителей больше возможностей, чем у воспитателей. Дело в том, что в режиссерские игры ребенок играет, как правило, один. Эту игру он затевает с некоторым числом игрушек, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая на игрушках разыгрываемый сюжет.

       Играть в режиссерские игры дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены». Очевидно, что столь значительное место в игровом опыте ребенка эти игры занимают не случайно. В чем состоит особое значение режиссерских игр в развитии ребенка?

        Наиболее яркая особенность режиссерских игр – это их огромное тематическое разнообразие, несравнимое с прочими сюжетными играми. Причины этого достаточно очевидны: в любой совместной игре тематика должна быть общей, то есть близкой и понятной нескольким детям, а эта область «пересечения интересов» будет заведомо ýже, чем сфера знаний каждого отдельного ребенка. Даже когда ребенок, играя, использует сюжеты сказок или других произведений, которые он читал или слышал, то, как правило, он не повторяет их дословно, а самым неожиданным образом меняет, комбинирует и переделывает события в соответствии с собственными замыслами, качественно обогащая сюжет игры.

      Сравнение с сюжетно-ролевой игрой позволило исследователям утверждать, что в одиночной режиссерской игре значительно больше сюжетов, больше вариантов каждого сюжета и происходит это именно в силу того, что ребенок не связан знаниями, потребностями и интересами других детей, а также сложившимися в данном коллективе игровыми стереотипами или разученными и известными другим детям конкретными темами игр, а волен выбирать и развивать такие сюжеты, вовлекать в них такие персонажи и обращаться к тем временам и пространствам, которые в данный момент актуальны именно для него в личностном и познавательном плане. Здесь детская игра в полной мере выступает практическим (в действии) размышлением ребенка об окружающей действительности, своеобразным прообразом теоретической мысли взрослого (С. Л. Новоселова).

      Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка в максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества. Если в сюжетно-ролевой игре действие заходит в тупик, то толчком к последующему развитию сюжета может стать идея любого из играющих. В режиссерской игре помощи ребенку ждать неоткуда, и ему нужно мобилизовывать все свои возможности, чтобы игра могла продолжаться дальше.

      Возможность переигрывать, повторять и проигрывать по-другому одни и те же эпизоды также является специфической особенностью режиссерской игры. Если, начиная с какого-то момента, сюжет игры (в силу своей внутренней логики развития, или какого-то упущенного поворотного момента действия и т. п.) стал складываться не так, как хотелось бы играющему, то исправить это в сюжетно-ролевой игре проблематично: других детей существующий поворот событий может вполне устраивать. Кроме того, ребенок, постоянно предлагающий «переиграть» что-то (а значит, ломающий игру), быстро отвергается незаинтересованным в этом детским сообществом. При индивидуальной игре ребенок способен переигрывать те или иные события столько раз, сколько ему требуется, что дает бóльшую свободу в обыгрывании, и способствует практическому пониманию того, что любая ситуация может быть разрешена так, а еще иначе, и даже вот таким образом; то есть способствует формированию дивергентности мышления, гибкому подходу к решению проблемных ситуаций, построению множества вариантов их разрешения для выбора наиболее оптимального и пр.

       Признавая значимость самодеятельных режиссерских игр для развития дошкольника, педагоги, однако, не всегда узнают их, а потому иногда просто пресекают, пытаясь переключить ребенка на более «полезную» деятельность. Действительно, режиссерская игра может проходить в «традиционно-классической» форме, когда ребенок действует сюжетными игрушками, при этом разговаривая «за них». Такой тип режиссерской игры наиболее известен и легко узнаваем. Но формы ее проявлений значительно более разнообразны.  

      Как показывают наблюдения и специально проведенные исследования, режиссерская игра более успешно разворачивается с опорой на неоформленный материал, который, видимо, именно в силу своей неконкретизированности, легче наделяется игровым значением в смысловом поле игры. При этом спектр возможных игровых значений получается несравнимо шире, чем в случае игры с сюжетной игрушкой, где ограничителем фантазии ребенка выступает ее внешний вид. Наблюдение за ребенком, скажем, перебирающим пуговицы, или странно (явно неправильно) расставляющим и передвигающим шахматы на доске, или выстраивающим в ровные ряды гильзы от пулек, или просто рисующим за столом, или вовсе ничего не делающим, вряд ли позволит сказать, что мы имеем дело с игрой. Но если спросить у ребенка, чем он занят, вполне можно услышать: «Я играю». И тут выясняется, что у того, который перебирает пуговицы, самая красивая большая пуговица – это королева, из одинаковых позолоченных пуговиц подобрана свита, а рядом нежно-белая – принцесса, к которой едет принц, на роль которого выделена металлическая пуговица с необычным узором, некогда красовавшаяся на одежде старшего брата. Шахматные фигуры точно так же легко превращаются в человечков и «ходят» по шахматной доске, но не по стандартным правилам, а – друг к другу в гости, гуляют, катаются на «конях» и тому подобное. Гильзы – это совсем не гильзы, а солдаты; и рота солдат строится для парада (или сражения), а та гильза, которая не похожа на остальные и чуть больше их – это командир. Ребенок, обычно неплохо рисующий на занятиях, сев за столик с карандашами, с увлечением усеивает лист примитивными изображениями и каляками, зачеркивает нарисованное, но вместо того, чтобы взять новый лист, радостно продолжает что-то чертить здесь же, поверх и без того нагроможденных как попало изображений. Если вместо того, чтобы подкорректировать эту примитивную, на первый взгляд, деятельность, привнеся в нее «педагогический момент», воспитатель поинтересуется у ребенка, что здесь происходит, то можно услышать увлекательнейший сюжет, который разворачивается на листе (например, один малыш так играл в приключения дракончика). Еще один прекрасный пример режиссерской игры приведен в дневниках В. С. Мухиной, где описано, как ребенок, расставив вокруг себя игрушки, тихо лежит среди них около часа, не притрагиваясь к ним, и не производя никаких внешних действий. На вопрос, «Что ты делаешь? Ты заболел?» – отвечает: «Нет. Я играю» – «Как же ты играешь?» – «Я на них смотрю, и думаю, что с ними происходит».

Информация о работе Организация режиссерских игр