Лекция по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:10, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Психология"

Прикрепленные файлы: 1 файл

РИТОРИКА.docx

— 59.59 Кб (Скачать документ)

 

 

18) Первый вызов софистическому идеалу был брошен Сократом. Вопреки софистам, строящим расчеты на психологическом воздействии, Сократ стал родоначальником моральной философии. Согласно его концепции верная мысль рождает верное деяние. Главными философскими вопросами для него стали поиск смысла человеческого существования, предназначения человека, природы знания и истины. «Жизнь деятельная» и «жизнь созерцательная» — два элемента, на которые распался идеал «общественной жизни». 
Идеал первый — ритор, практик и политик. Идеал второй — философ, теоретик и мыслитель. Сообразно данному раскладу духовная жизнь античности образовала два полюса — риторику и философию. Философия — есть искусство жить (Сократ). Необходимой составляющей этого искусства является умение отдавать себе обоснованный отчет в правильности своих суждений и требовать от других того же (Манжора О. Б. Философская антропология: Лекции по философии. Саратов: СГАП, 2000). 
В результате противостояния взглядов софистов и Сократа в Греции к концу V в. до н. э. произошел небывалый расцвет философской мысли, крупнейшими представителями которой явились Платон и Аристотель. 
Платон (427—347 до н. э.) отверг ценностный релятивизм софистов. Он первым заявил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что основной задачей ораторского искусства является убеждение. Под этим он имел в виду убеждение прежде всего эмоциональное. Платон подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного, учитывая все это в речи. Переходя к анализу практики судебной риторики, Платон отмечал, что здесь оратор должен не искать истину, но стремиться к максимальному правдоподобию своих доводов. 
Аристотель (384—322 до н. э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой. В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий. 
До конца периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и образ мыслей, т. е. философию жизни. Философия претендовала на звание истинной риторики, риторика, в свою очередь — на звание истинной философии. 
Требования свободы и справедливости получили риторическое обоснование. С того момента стали систематически применяться научная гипотеза и дедуктивное доказательство. Несомненным человеческим достижением стало антропологическое разрушение предполагаемого «естественного» и введения культурного «искусственного». Античный тип культуры дал и философии, и риторике возможность фактически отождествлять себя с культурой в целом, объявлять себя принципом культуры.

 

 

 

 

 

ЭПИМОНА - фигура речи (англ. epimone), которая состоит в повторении одного и того же слова или выражения с незначительными вариациями; напр., "мы ехали шагом, мы - мчались в боях" (М. Светлов), "оказалась невидимкой, нет не тронутый я, эта самая блондинка, мной не тронутая, эта самая блондинка - у меня весь лоб горит …" (В. Высоцкий).

 

Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению[1]) — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).[2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и вметрических стихах (см. ниже):

Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф (пример — стихотворная пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» и одноимённая песня из кинофильма «Гусарская баллада»).Противоположностью эпифоры является анафора.

Симпло́ка (от др.-греч. ςιμπλοκε — сплетение) — стилистическая фигура повторения слов в смежных стихах или фразах. Как правило, определяется как сочетаниеэпифоры и анафоры, то есть повторение начала и конца с вариацией середины[1], например, «Во поле берёза стояла / Во поле кудрявая стояла».Поэтический словарь Квятковского[2] называет симплокой и противоположную фигуру, когда начала и концы периодов различаются при одинаковой середине: «Молодым везде у нас дорога, / Старикам везде у нас почёт» (В. Лебедев-Кумач).

Полиптотон-(греч. polyptoton – многопадежие), повтор одного слова в разных падежных формах при сохранении его значения: «Но человека человек / Послал к анчару властным взглядом…» (А. С. Пушкин, «Анчар»). На полиптотоне построена «Сказка о красной шапочке» В. В. Маяковского, в которой представлена полная парадигма падежных форм слова «кадет».

Амплификация (лат. amplificatio — расширение) — стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов.Амплификация является одним из средств усиления поэтической выразительности речи. Амплификация как стилистический приём выражается, например, в накоплениисинонимов, антитез или может принять вид повышения, то есть расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости, эмоциональной действенности и т. п.Амплификация — приём риторический, резко бьющий на повышение восприятия, и так именно и расценивают её ораторы, как, скажем, великий оратор древностиЦицерон, находивший, что амплификация — триумф красноречия.

ПОЛИСИНДЕТОН- (рус. многосоюзие) фигура речи: многократное использование союзов (как правило, сочинительных) в предложении для достижения плавности речи, замедления ее темпа или для придания ей большей эмоциональной силы

Климакс (от др.-греч. κλῖμαξ — «приставная лестница») — фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая. Употребительнее латинский термин градация.Термин заимствован у греческих грамматиков. Противоположное — ретардация (антиклимакс). Во многих случаях ощущение нарастания эмоциональной содержательности и насыщенности связано не столько со смысловым нарастанием, сколько с синтаксическими особенностями строения фразы.В музыке аналогичное явление обозначают термином креще́ндо.

Асиндетон(греч. несвязный) - так называется в грамматике и риторике такой способ выражения, при котором предложения или слова, не связанные союзом, совершенно понятны и без союза. Всего чаще это бывает при перечислениях, например: Демосфен, Эсхин, Лизий были великие ораторы. Как риторическая фигура, А. встречается при быстрой, пылкой речи - известный пример в изречении Цезаря "Veni, vidi, vici" (пришел, увидел, победил). - Противоположное этому понятие называется Полисиндетон.

ГРАДАЦИЯ [лат. gradatio - постепенное возвышение, усиление] - последовательность, постепенность перехода от одного предмета или понятия к другому, отличающемуся от первого по степени качества или количеству.

 Антите́за, антитезис (др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение от ἀντί — против + θέσις — тезис) — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].


Информация о работе Лекция по "Психологии"