Криза юнацького віку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:10, реферат

Краткое описание

Кризис юношеского возраста связан с взрослением человека. В структуре, которого мы должны научиться контролировать себя, отвечать за свои поступки, предвидеть последствия своего поведения.
Этот период характерен более для подростков, который символизирует стремление к взрослой самостоятельной жизни, в которую, по их мнению, не должны вмешиваться взрослые (родители), они стремятся к отдельному проживанию и независимой финансовой деятельности. Таким образом, становление личности человека от рождения до взрослости сопровождается глобальными проблемами, так называемыми «критическими периодами», которые связаны с появление личности и влияния на него окружающего мира. Окружающий мир, позволяет сформироваться личности, подтолкнуть ее к осознаю внешних влияющих на нее факторов.

Содержание

Вступ
Кризис юношеского возраста 6
Экзистенциальный кризис юношеского возраста 9
Канадский ученый Джеймс Марша выделил четыре статуса идентичности: 12
Исследования С. Хаузера 14
И.С. Кон в своей книге «Психология ранней юности» пишет 15
Ирвин Ялом 16
ПЕРИОД ЮНОСТИ (СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ) 19
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ЮНОСТИ 22
Заключення
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Міністерство освіти науки молоді і спорту України.docx

— 45.71 Кб (Скачать документ)

Міністерство  освіти науки молоді і спорту України

Маріупольський  державний університет

Факультет іноземних  мов

 

 

 

 

Індивідуальне навчально – дослідне завдання

з дисципліни « Педагогічна антропологія »

з теми «  Криза юнацького віку »

 

 

 

 

                                                        Виконала

                                                                      Студентка 203 а/в

Шаповалова  Ірина Ігорівна

 

 

 

Маріуполь – 2011

Зміст

Вступ

Кризис юношеского возраста 6

Экзистенциальный кризис юношеского возраста 9

Канадский ученый Джеймс Марша выделил четыре статуса идентичности: 12

Исследования С. Хаузера 14

И.С. Кон в своей книге «Психология ранней юности» пишет 15

Ирвин Ялом 16

ПЕРИОД ЮНОСТИ (СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ) 19

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ЮНОСТИ 22

Заключення

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступ

Кризис юношеского возраста связан с взрослением человека. В структуре, которого мы должны научиться контролировать себя, отвечать за свои поступки, предвидеть последствия своего поведения.

Этот период характерен более для подростков, который символизирует стремление к взрослой самостоятельной жизни, в которую, по их мнению, не должны вмешиваться  взрослые (родители), они стремятся  к отдельному проживанию и независимой  финансовой деятельности. Таким образом, становление личности человека от рождения до взрослости сопровождается глобальными  проблемами, так называемыми «критическими  периодами», которые связаны с  появление личности и влияния  на него окружающего мира. Окружающий мир, позволяет сформироваться личности, подтолкнуть ее к осознаю внешних  влияющих на нее факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризис юношеского возраста связан с настоящим взрослением человека. Этот период сопровождается профессиональным самоопределением, формированием самоотношения личности и локуса ее контроля, фиксируемых как в структуре характера в виде его черт, так и в структуре самосознания в виде способности контролировать себя, отвечать за свои поступки, предвидеть последствия своего поведения, отражать свои достоинства и недостатки.  
 
Этот период характеризуется стремлением к самостоятельной трудовой деятельности, финансовой независимости, отдельному проживанию и тд. Таким образом, период становления личности ребенка от рождения до перехода к взрослости характеризуется рядом критических периодов, связанных с появлением личностных новообразований, новых способов взаимодействия с окружающим миром, становлением самосознания.  
 
В этот период человек впитывает все внешние впечатления, усваивает социальные роли, вырабатывает социально одобряемые способы действия и поведения. По образному выражению К. Г. Юнга, в этот период ребенком, подростком, юношей движет экстравертированная установка и вследствие этого он еще не задумывается над своим внутренним миром, над своей индивидуальностью, самостоятельностью. «В первой половине жизни индивид проецирует свою личность - желания, стремления, оценки, значения, предпочтения, эмоции на объекты окружающего мира. Это они притягивают, отталкивают, побуждают индивида. Такое переживание мира означает, что субъектное начало не получило еще полного развития у личности» (Анциферова, 2000, с. 10). Кризисы, переживаемые человеком в период развития его личности, предопределены генетически и включены в общие закономерности онтогенетического развития. Их наличие обязательно у любого человека, а характер их прохождения и возникающие вследствие этого личностные новообразования зависят от конкретных социальных условий.

 

Сущность кризиса юношеского возраста заключается в том, что  психология называет самоидентификацией. То есть, человек начинает осознавать себя самостоятельной личностью  и пытается себя позиционировать  именно в этом качестве.

Психолог Карл Юнг называл  этот путь индивидуацией, экономист  Маслоу дал этому процессу имя  «самоактуализация», в других источниках это называют социальной интеграцией  или социальной автономизацией, другими  словами, поиск своего места в  том обществе, которое является реальностью. В том обществе, в котором предстоит  молодому человеку жить. 
 
Первый шаг в этом пути – это отрыв от самой сильной привязанности – привязанности семейной. Впрочем, отрыв – слово неверное.  Имеется в виду скорее отказ молодого человека от традиций, которые имеют значение для его родных. Юношеский максимализм обычно превращает этот процесс в собственно отрицание всего, что важно для старшего поколения. В рамках юношеского бунта против семейных (и общественных) традиций молодой человек может производить самые разные действия – от занятий спортом, йогой до употребления наркотиков или других поисков «нестандартных решений». Именно среди молодых людей особенно заметны стремления к поиску некоей общей с другими молодыми людьми идеи. Так возникают молодёжные субкультуры: панки, готы, «зелёные», скинхеды и т. д. 
 
Фактически, это вполне объяснимый процесс, который можно называть «поиском своей правды». Причём это правда – прежде всего о самом себе, о своих возможностях и потенциале. А также о возможных путях реализации этих потенций. 
 
Ребёнок, приходя в мир, не осознаёт, что он сам – и мир вокруг него – в чём-то различны. Первые контакты с миром – это мать. Первое ощущение мира – взаимопонимание. То есть, потребности, которые у ребёнка возникают, матерью удовлетворяются. Если же не удовлетворяются, то ребёнок сигнализирует плачем. 

Становясь старше, ребёнок  сталкивается с тем, что удовлетворение потребностей происходит не всегда. И  реакция на такое поведение «окружающего мира» даёт первое понимание, что  «мир» и «я» - это две соприкасающиеся, но не тождественные структуры. 
 
Процесс достижения знания о себе и своих возможностях в идеале должен завершиться к 25-30 годам. Но не факт, что в жизни всё получится так, как в идеале. 
 
Формальные проявления этого процесса социализации – это собственное, отдельное от родителей жильё, работа, иногда – собственная семья. Но это только внешние проявления. Внутренний процесс познания может длиться всю жизнь…


 

 

 

 

 

 

 

 

Экзистенциальный  кризис юношеского возраста

В этом возрасте выходят замуж, рожают первенца, выбирают профессию. И наступает день, когда узнаешь и постигаешь множество вещей, но уже слишком поздно, ибо вся жизнь была определена в ту пору, когда ни о чем не имеешь понятия. 
Милан Кундера «Неведение».

Один из острейших парадоксов человеческой жизни заключается в том, что самые значимые решения и судьбоносные выборы мы осуществляем в пору юности, в возрасте «неведения», как называет его Кундера. Неужели мы обречены самим природным жизнеустройством на поздние сожаления, разочарования? Неужели нет никакой возможности перекинуть мостик мудрости из зрелой поры в пору юности, чтобы избежать роковых ошибок? Попробуем поискать ответ на этот непростой вопрос.

Для этого необходимо сначала понять, а что же такого специфического происходит с человеком в этом возрасте, и как оно может влиять на совершаемые поступки и принимаемые решения. В этом смысле очень полезно будет обратиться к эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона. Центральным для его теории развития является положение о том, что человек в течении жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества психосоциальных стадий, всего их восемь. Эти стадии являются результатом закономерно развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. В ходе такого последовательного развертывания, на протяжении всей жизни формируется «эго-идентичность» — целостность личности, устойчивое и непрерывное восприятие своего «Я».

Каждая стадия жизненного цикла  наступает в определенное для нее время — «критический период». Кроме того, каждая стадия сопровождается кризисом — неким психосоциальным конфликтом, возникающим в результате несоответствия между достигнутым уровнем психологической зрелости развивающейся личности и требованиями социума. Разрешение этого конфликта является специфичной эволюционной задачей каждой стадии. Каждый такой психосоциальный кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если кризис разрешается успешно, то эго-идентичность вбирает в себя новый позитивный компонент, а если конфликт остается неразрешенным, то развивающейся эго-идентичности наносится вред, и в нее встраивается негативный компонент. Характерные для индивида модели поведения обусловлены тем, каким образом, в конце концов, решается каждая из этих задач, как преодолевается кризис.

Какие же психосоциальные стадии охватывает интересующий нас период жизни человека, и каковы его актуальные задачи? Это две стадии: «юность» и «ранняя зрелость». Юношеский возраст, согласно Эриксону отмечен самым глубоким кризисом — «кризисом идентичности». Детство подходит к концу и перед развивающейся личностью встает задача формирования первой цельной формы эго-идентичности. Подростку предстоит сделать целую серию социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Ему предстоит найти свое профессиональное призвание, осознано и критически пересмотреть, переосмыслить весь предыдущий накопленный опыт, усвоенные раннее моральные нормы, и на основе этого выработать свою этику, сформировать собственные ценности и убеждения. И все это происходит на фоне бурного физического роста и полового созревания. Вот какое определение эго-идентичности дает Эриксон: «Растущая и развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего, пытается укрепить свои социальные роли... Появляющаяся интеграция в форме эго-идентичности — это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях... Таким образом, чувство эго-идентичности, представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность согласуется с оценкой его тождественности и целостности другими людьми.»

Таким образом, позитивным компонентом  кризиса идентичности этого периода  является формирование целостной идентичности, в этом случае задача периода разрешается успешно. Негативный компонент — ролевое смешение, в этом случае кризис разрешается неудовлетворительно, происходит «диффузия идентичности», что в свою очередь приводит, по мнению Эриксона к образованию «синдрома патологии идентичности».

Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремиться путем проб и ошибок найти свое место в обществе Эриксон назвал «психологическим мораторием». Это значит, что социум, осознавая сложность и важность задачи этого периода, дает молодому человеку некую отсрочку, временной люфт на завершение процесса формирования зрелой эго-идентичности. Следующая стадия развития — стадия ранней зрелости. Это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни, а также время получения профессии и начала трудовой деятельности. Эриксон считает, что теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком, как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени проявления сексуального поведения индивида в основном были мотивированы поиском эго-идентичности. Достижение зрелой эго-идентичности и начало трудовой деятельности дают толчок к новым межличностным отношениям. Главный кризис этой стадии — это «кризис интимности». Позитивный компонент этого кризиса — «интимность», а негативный — «изоляция». Термин «интимность» Эриксон использует как многоплановый: как по значению, так и по широте охвата. Прежде всего, он понимает интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и др. родственникам. Но вместе с тем он говорит и об интимности, как о способности к глубокой близости, что, по мнению Эриксона является необходимым условием прочного брака. Негативным разрешением задачи этой стадии, прохождения «кризиса интимности» является одиночество, избегание контактов, требующих близости, изоляция. Если «психический мораторий» продолжается и на этой стадии, т. е. процесс формирования зрелой эго-идентичности не завершен, то вместо стремления к установлению близких отношений, возникает страх «потерять себя», стремление сохранить дистанцию.

Канадский ученый Джеймс Марша выделил четыре статуса идентичности:

  1. «Неопределенная, размытая идентичность». Человек еще не выработал четких убеждений, не определился с выбором профессии, «не вошел» в кризис идентичности.
  2. «Досрочная, преждевременная идентификация». Человек сделал выбор, включился в систему отношений, но не в результате пережитого кризиса, внутренней духовной работы, а на основе ролевых ожиданий социума, пассивно усвоенных социальных норм, следуя чужому примеру или авторитету.
  3. «Мораторий». Человек находится внутри кризиса, в процессе самоопределения, выбирая собственный индивидуальный путь развития, среди множества вариантов.
  4. «Зрелая идентичность». Произошло самоопределение, человек вступает в пору практической самореализации.

Здесь важно отметить, что перечисленные  выше статусы идентичности в процессе развития личности могут сменять друг друга или чередоваться, характеризуя процесс становления идентичности, становясь этапами, а с другой стороны могут сами по себе определять тип идентичности, становясь характеристикой личности. Так, при нормативном прохождении кризиса, подросток, находящийся на этапе «размытой идентичности», последовательно вступая и проходя этап «моратория», достигает этапа «зрелой идентичности». Но этого может не произойти! И тогда он может зафиксироваться на уровне «размытой идентичности», или может пойти по пути «досрочной идентификации» и остаться на этом уровне, что и в том и в другом случае в дальнейшем будет являться типологической характеристикой личности такого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследования  С. Хаузера

Интересные данные были получены в результате исследований С. Хаузер в 1978гю и Л. Кале и др. в 1980г., в процессе которых сопоставлялись стиль общения и межличностных отношений с одной стороны, и статус идентичности, с другой. Было выделено три стиля общения: «интимность» — как способность устанавливать близкие отношения; «стереотипность» — как неспособность выстраивать близкие отношения, дистанцирование в межличностном взаимодействии; и «изоляция» — как неспособность к межличностному взаимодействию. Оказалось, что «интимность», наиболее характерна для «моратория» и «зрелой идентичности», тогда как «досрочная» и «диффузная» идентичность чаще всего сочетаются со «стереотипностью» и «изоляцией». Результаты этих исследований подтверждают мысль Эриксона о том, что успешное решение задачи стадии подросткового периода и ранней юности, завершающейся формированием цельной зрелой эго-идентичности с осознанием себя и своего места в мире, с профессиональным самоопределением, является предпосылкой для гармоничного прохождения и решения актуальной задачи стадии ранней зрелости по выстраиванию гармоничных близких отношений как в интимной сфере, с последующим созданием семьи, так и в сфере дружеских и профессиональных отношений.

Как уже говорилось раннее, успешное разрешение кризиса идентичности периода  юности, во многом обусловлено суммарным качеством решения задач предшествующих стадий развития, т. е. определенным накопленным уровнем психомоторного и социального развития. Факторами, определяющими развитие человека на этих ранних стадиях, в первую очередь являются, с одной стороны генетические факторы, а с другой, факторы социальные, такие как детско-родительские отношениями в семье, школьное воспитание, социальное окружение, общее духовное состояние в обществе и другие. Но, тогда получается, что все предопределено, и самому уже ничего нельзя изменить? Это не так. Эриксон подчеркивает, что подросток должен попытаться снова решить все «старые» задачи, но на этот раз сознательно, делая свой по-настоящему осознанный выбор, выстраивая попутно собственную систему ценностей и убеждений. Откуда же берется у подростка этот ресурс для такой серьезной сознательной работы?

Информация о работе Криза юнацького віку