Контрольная работа по «История педагогики и образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:46, контрольная работа

Краткое описание

Начало отсчета времени эллинизма датируется обычно годом смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) и распадом его империи. Завершается эта историческая эпоха в последние десятилетия 1 в. до н. э. Она характеризуется, прежде всего, распространением греческой культуры на обширной территории Средиземноморья, Ближнего Востока, Закавказья, Северной Африки. Завершается это время подчинением эллинистических царств Риму и Парфии.
Культурная жизнь этой эпохи характеризовалась сложным переплетением эллинских и восточных элементов, развитием традиционных форм воспитания в странах Ближнего Востока под влиянием воспитательной практики греческих полисов. Происходит и смена идеалов воспитания: если в классической Греции идеал воспитания видели в героической личности, то в эпоху эллинизма идеалом стала самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КР по истрии педагогики.docx

— 65.59 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогическая система Я.А. Коменского «Великая дидактика». Прогнозирование основных тенденций развития образования Нового времени.


В отличие  от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет, как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию. «Великая дидактика» Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.

Школа, ее назначение. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы». Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе

всеобщей  мудрости обучаются все всему, что  нужно для настоящей и будущей  жизни. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому

школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся  к труду, к жизни, это «мастерские трудолюбия». Но для того чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

1. Образование  должно получить все юношество,  за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.

2. Юношество  обучалось бы всему тому, что  может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

3. Образование  должно быть закончено еще  до наступления зрелости.

4. Образование  должно происходить весьма легко  и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.

5. Юношество  должно получить образование  не кажущееся, а истинное, не  поверхностное, а основательное.

6. Образование  не должно требовать больших  усилий, а должно быть чрезвычайно легким» («Великая дидактика». Гл. XII. С. 2).

Должен  быть установлен и внешний порядок  в воспитании. Весь цикл

воспитания  и образования человека, по замыслу  Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы.:

1) материнская  школа — для детства (до 6 лет);

2) школа  родного языка, элементарная школа  — для отрочества (до12 лет);

3) латинская  школа — для юношества (до 18 лет);

4) академия  — для зрелости (до 24 лет).

Материнская школа должна быть в каждом доме, Для нее Коменский

составил  методическое руководство «Материнская школа» — наглядное

наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.

Второй  ступенью системы школ, предложенной Коменским, является

школа родного  языка, которая должна быть в каждой общине. В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

После школы  родного языка, обязательной для  всех детей, Коменский

определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь

обучение  следует начать также с родного  языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и

риторический.

Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое

образование в академии, которая имеет обычные  для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Организация обучения. Новое решение предложил Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в

разное время  года и оставались в школе столько  времени, сколько хотели, то Коменский нашел иную форму организации обучения. Это классно- урочная система, которая предполагает: неизменный состав учащихся одного возраста; проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

одновременную работу учителя со всем классом но одному предмету.

Занятия необходимо проводить ежедневно  по 4—6 часов, после каждого часа перерыв.

Начинать  обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето,..» и т.д.

Коменский рекомендует заниматься только в  школе. «На дом ничего

не следует  задавать, кроме того, что имеет  отношение к развлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам

раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясьвперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Одним из важнейших звеньев дидактики  Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы: наглядность;

последовательность  и систематичность; прочность усвоения учебного материала; самостоятельность и активность.

Наглядность предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания — в ощущениях, в уме нет ничего, чего

ранее не было в ощущениях.

Для наглядности  рекомендуется использовать прежде всего реальные предметы, организовав над ними наблюдение. Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета, или картинку, рисунок с его изображением. Исключительно важно наблюдать за вещами, явлениями в их естественной обстановке, что можно сделать во время экскурсии.

Последовательность и систематичность. «Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно».

Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что

запланировано, должно выполняться в свой срок. Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.

Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь:

от более  общего к более частному;

от более  легкого — к более трудному;

от известного — к неизвестному;

от более  близкого — к далекому.

Учебный материал необходимо подавать в строгой  системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для  обучения дан Коменским в его учебниках.

Прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является

новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки  считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для  чего нужны постоянные упражнения и  повторения. Отсюда известное еще  с античных времен положение: повторение — мать учения (repetitio est mater studiorum). Но

в средние  века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно».

Самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

  1. Образование в России в  в конце XIX - начале XX вв.

В конце  XIX - начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингент учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной областью реформирования стала частная школа.

Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: "Русская школа", "Вестник  воспитания", "Образование" и  др.

Общество  осознало, что новые социальные потребности  и уровень развития образования  приходят во все более явное несоответствие. Пересматривался характер самой  школы. Был поставлен вопрос о  переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и  навыки, к школе труда, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.

Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь  педагоги постоянно обращались к  другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем.

Появляется  значительное число новой литературы по вопросам педагогики: труды В.П. Вахтерова, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и многих других ученых. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.

Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всем, что происходило в мировой  школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России.

Школа и  педагогика России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907 и 1917 гг., русско-японская война, первая мировая война). Это наложило глубокий отпечаток на школу и педагогическую науку, привело к резкой политизации школьных проблем. Впервые в российской истории школьный вопрос обсуждался при участии политических партий: кадетов, октябристов, эсеров, социал-демократов и др.

Школьные реформы

На рубеже XIX-XX вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России.

Либеральные партии и педагогические организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений. Они выдвинули программу бесплатного  обязательного начального обучения, увеличения ассигнований на школу, усиления местного самоуправления в системе просвещения, преемственности ступеней образования, равенства мужского и женского образования. Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908-1913 гг.

Информация о работе Контрольная работа по «История педагогики и образования»