Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:00, реферат
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связаны с социально-экономическим устройством страны, ценностями, ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологии как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогичиским процессом.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Хронология важнейших событий политической,
экономической и культурной жизни (70-80г.)……………………………….4
Глава 2. Опыт Германии: единое государство,
Единый народ, единое специальное образование…………………………5
Глава 3. Специальное образование до и после
мировой войны…………………………………………………………………………………11
3.1. Декларация прав человека: новый взгляд
на лица с отклонениями в развитии…………………………………………………14
3.2.Три направления помощи возникновения
первых специальных школ………………………………………………………………16
Глава 4. Динамика роста классов вспомогательного
бучения в городах Германии……………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………….22
В этом новом социо-культурном контексте 50 – 70-х годов на волне экономического подъема, либерально-демократических преобразований огромное внимание уделяется проблемам образования детей с нарушениями в развитии.
В эти годы в западноевропейских странах совершенствуются механизмы комплектования специальных образовательных учреждений, выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии. Существенно меняется и уточняется классификация, выявляются новые категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Теперь к ним относят уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и детей с трудностями в обучении, эмоциональными расстройствами, девиантным поведением, социальной и культурной депривацией. Соответственно, совершенствуется горизонтальная структура специального образования: число типов специальных школ возрастает от З до 8 – 20 в отдельных европейских странах. Показателем модернизации системы является процент детей, охваченных специальным образованием. В описываемый период в европейских странах этот показатель достигает в отдельных странах 7 – 15 процентов школьной популяции .
Система специального образования совершенствуется и по вертикали: расширяются возрастные рамки оказания психолого-педагогической помощи, создаются дошкольные и постшкольные учреждения. Наряду с этим начинают активно функционировать институт социальных работников, социальные службы помощи и консультирования родителей детей с нарушениями в развитии. Множится число разнообразных благотворительных, профессиональных, родительских обществ, союзов и ассоциаций.
Общими тенденциями развития национальных систем специального образования в Европе в указанный период можно считать:
- совершенствование
- дифференциацию типов школ
и видов специального обучения.
3.2. Три направления помощи возникновение первых специальных школ.
1. христианско-филантропическое (цель – призрение инвалидов; организационная форма – приюты, богадельни, дома призрения);
2. медико-педагогическое (цель – лечение, воспитание и элементарное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, организационная форма – специальные отделения при больницах, медико-педагогические учреждения);
3. педагогическое (цель – образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, организационная форма – специальные классы, специальные школы, интернаты).
Каждая западноевропейская страна прошла свой путь развития указанных направлений, и в том числе создания национальной системы специального образования. Все национальные системы специального образования складывались в Западной Европе в сопоставимые исторические сроки и были первоначально ориентированы на обучение трех категорий детей: в начале – глухих и слепых, позднее – умственно отсталых.
Глава 4. Динамика роста числа классов вспомогательного обучения в городах Германии.
Напомним, что первый вспомогательный класс был открыт в Галле (1859), затем в Хемнице (1860), Дрездене (1867), Герра (1874), Аппольде (1875). До 1881 г. Вспомогательное обучение было организовано только в девяти городах Германии, но затем (см. табл. 3), за короткий срок число городов, обеспечиваюших обучение умственно отсталых, выросло до 275, а количество специальных классов (в общеобразовательных и вспомогательных школах) – с 110 до 1542. В стране всего действовало в 1910/11 уч. Г. 62 тыс. народных школ, соответственно, вспомогательные составляли 2,5% от общего числа учебных заведений.
Численность учащихся специальных школ
к 1911 г. Достигла почти 30 тыс. и за последующие
четыре года возросла более чем на треть
(43 тыс.).
Столь бурный
рост сети специальных образовательных
учреждений в Германии объясняется двумя
факторами: во-первых, совпадением интересов
общественных инициативных групп, местных
органов управления и монарха; во-вторых,
наличием закона об обязательном всеобщем
начальном образовании и закона об обучении
глухих, слепых и умственно отсталых. В
отличие от других западноевропейских
стран, в Германии обязательства государства
по организации специального обучения
имели законодательную основу; права и
обязанности специальных школ, учащихся
и их родителей, органов управления народным
образованием на местах определялись
соответствующими нормативными актами.
(В 1873 г. Королевство Саксония принимает
Закон об обязательном обучении слепых,
глухих и умственно отсталых. В 1900 г. Аналогичный
закон принимает Пруссия. Министерство
Просвещения в 1894 г. Утверждает Положение
о вспомогательной школе и начинает проводить
периодический учет умственно отсталых
детей вне зависимости от места их обучения).
Вскрыть механизмы и побудительные мотивы организации государственного специального образования помогает анализ циркуляров, регламентирующих организацию обучения аномальных детей в Пруссии.
Циркуляр 1892 г. Предусматривает открытие «заключительных» классов для детей, которые по различным причинам не могли окончить школу. В том же 1892 г. Выходит циркуляр, признающий необходимыми классы для тех неполноценных детей, которые не настолько беспомощны, чтобы быть интернированы в приюты, но и не могут учиться в обычных школах. Циркуляр 1894 г. Включает подробную инструкцию, касающуюся большого числа вопросов организации вспомогательного обучения. Отмечается необходимость ведения и записи характеристик. Важно, что уже на этом этапе в документе подчеркивается, что при решении вопроса о типе школы или класса необходимо различать умственную отсталость и педагогическую запущенность. Любопытен циркуляр 1900 г.: «Нет сомнения, что тех слабоумных детей в возрасте 6 – 14 лет, которые не получают никакого иного подходящего для них обучения, необходимо принудительным путем направлять в существующие городские вспомогательные школы, но в каждом отдельном случае эта принудительность допустима лишь при наличности медицинского свидетельства о том, что у данного ребенка есть ненормальность, препятствующая его обучению в нормальной школе.». Нормативные акты отличает последовательность и взаимопреемственность.
Можно видеть, что Германия к началу ХХ века не только имела планомерно развивающуюся систему образовательных учреждений для умственно отсталых, но и разработала новый, с точки зрения организации и методических подходов, тип специального обучения – вспомогательное обучение. Советский историограф олигофренопедагогики Х. С. Замский, детально анализируя факты становления этого педагогического направления в Германии, пишет: «Развитие вспомогательного обучения вызвало активизацию педагогических и медицинских сил, занятых воспитанием и обучением умственно отсталых детей. В 1898 г. Образовался “Союз вспомогательных школ Германии”,который вел среди родителей и в официальных органах пропаганду обязательного обучения умственно отсталых детей.»
Германия создала самую развитую сеть учреждений для обучения детей с отклонениями умственного развития, возможно, в этом проявился прагматизм и практицизм нации. Обучение должно охватывать всех детей, но нет смысла учить тех, кто в силу интеллектуальных нарушений не может его воспринять. Вместе с тем все граждане страны, в том числе и умственно отсталые, должны быть полезными членами общества, поэтому последние должны получить элементарное образование и уметь трудиться.
Высоко оценивая структурно-организационные
достоинства немецкого специального образования,
следует в то же время отметить, что в школах
Германии (как общеобразовательных, так
и специальных) царил дух формализма и
муштры. Приведем мнение русского олигофренопедагога
Е. К. Грачевой, посетившей немецкие специальные
школы в начале XX века: «Суровая дисциплина
германских школ не раз поражала меня,
о чем я откровенно сказала одному учителю,
на что он мне ответил: “В этом виноваты
Вы, русские: ваше освободительное движение,
ваши беспорядки в школах: нам приказано
быть возможно строже. Главное – дисциплина».
Не понравились
вспомогательные школы и другому русскому
визитеру С. Крюкову: «Основной принцип
современной педагогики – школа для ребенка,
а не ребенок для школы – слишком в малой
степени осуществляется германскими педагогами
в той самой вспомогательной школе, которая
явилась как результат идеи о приспособлении
школы к особенностям ребенка. Ученик
и здесь для педагога большей частью средняя
величина, доля класса, а не самостоятельная
единица с резкими отличительными чертами».
Можно сделать еще одно предположение, почему Германия, особенно Пруссия, были так озабочены дифференцированным образованием молодежи: страна готовилась к тотальной войне и нуждалась в сильной, хорошо обученной армии. Не случайно ряд циркуляров, регламентировавших работу вспомогательных школ, вышел из стен военного министерства и министерства внутренних дел. Так циркуляр 1906 г. Предписывал директорам вспомогательных школ ежегодно представлять в призывные пункты списки выпускников с аттестатами и медицинскими свидетельствами. Очевидно, что это указание невозможно выполнить, если не организована четкая диагностика и медико-педагогическое наблюдение за всеми учащимися.
Итак, целенаправленная деятельность немецких, прежде всего прусских, монархов по объединению земель и сплочению нации в единое государство, привела их естественным образом к идее введения всеобщего обязательного образования и воинской повинности, что в свою очередь потребовало разработки соответствующего законодательства, организации сети государственных учебных заведений (школ, университетов), целенаправленной подготовки учителей. В этом контексте столь же естественным и необходимым оказался следующий шаг: введение государственного специального обучения. Подобное явление можно кратко охарактеризовать, перефразировав популярный немецкий лозунг: “Единое государство, единый народ, единое специальное образование”.[3,с.23-24]
Заключение
Анализ опыта Германии позволяет выдвинуть
гипотезу о том, что успешный переход от
практики индивидуального обучения глухих,
слепых и умственно отсталых детей к открытию
отдельных специальных школ, а затем к
созданию сети образовательных учреждений
возможен при определенных условиях, сочетание
которых является обязательным:
1. Правительство
должно осознавать целесообразность организации
специального обучения и законодательно
подтверждать инициативы в области социальной
политики и образования.
2. Экономика
страны должна располагать
3. Общество
должно лояльно относиться к
инвалидам, понимать целесообразность
обучения аномальных детей и
не препятствовать инициативам
по организации специального
образования.
4.
В стране должны быть научные лидеры, выдвигающие
концепции обучения лиц с отклонениями
в развитии и имеющие ясное представление
об организационных формах специального
образования.
В описываемый период в Германии совпали все четыре условия, необходимые для становления и развития системы специальных образовательных учреждений.
1. Государство
считало необходимым организацию обучения
глухих, слепых и умственно отсталых детей
по следующим причинам:
– экономическим
(правительство сочло более выгодным создание
параллельной образовательной системы
(специальных школ) для обучения аномальных
детей по специальным программам с тем,
чтобы впоследствии они могли прокормить
себя и стать полезными обществу;
– военно-политическим
(занятое военным строительством государство
заботилось о боеспособной, хорошо обученной
армии, что потребовало ужесточения отбора
призывников и одновременно организации
сети специальных школ для умственно отсталых);
– идеологическим (государственная религия
предписывала заботиться о страждущих).
2. Во второй
половине ХIХ в. Происходит оживление национальной
экономики, что создает необходимые финансовые
условия для реализации государственной
политики в области специального образования,
социальной защиты инвалидов.
3. В сознании
немецкого общества происходят
важные перемены, оно осознает
необходимость обучения всех
без исключения детей, “полезность
и выгодность” обучения
4. Германия
ХIХ – нач. ХХ вв. переживает подъем
национального духа, науки и культуры;
большое число педагогов, священнослужителей,
врачей одержимы христианско-филантропическими
идеями призрения и образования аномальных
детей; формируются национальные концепции
и научные школы сурдопедагогики, тифлопедагогики
и олигофренопедагогики.[3, c.30]
Эволюция отношения общества и государства
к лицам с ограниченными возможностями
во многих странах сейчас проходит период
от изоляции к интеграции. В Германии интегрированное
обучение представлено несколькими моделями:
интегрированный класс, кооперированный
класс, стимулирующий класс, класс постоянной
опекой учителя-дефектолога. В интегрированных
классах широко используются индивидуальные
учебные планы, практикуется индивидуальная
опека, общение организуется в рамках
школьной жизни. В кооперированных классах
процесс обучения частично проходит совместно
и дополняется общением. В стимулирующих
классах общие учебные планы подкрепляются
специальными программами.
Список
использованных источников
Информация о работе История создания специальных образовательных учреждений в Германии