Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:52, курсовая работа
Политика в области образования является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это обусловлено той ролью, которую играет образование в формировании жизненной позиции человека, его гражданского самосознания, национально-культурной идентичности, передаче ему жизненного и духовного опыта человечества. Роль государственной политики в области образования существенно возрастает в периоды значимых исторических поворотов в жизни каждого государства и народа. Одним из таких периодов для белорусского народа был раздел Речи Посполитой и вхождение белорусских земель в состав Российской империи.
Введение ………………………………………………………………….….. 3
ГЛАВА 1. Предпосылки и процесс создания Белорусского учебного округа
1.1 Состояние и характер образования в Виленском учебном округе……………………….………………………………………………..……… 6
1.2 Учебные заведения Витебской и Могилёвской губерний в составе Санкт-Петербургского учебного округа. Проект преобразований О. И. Сенковского.……..…………………………………………………………………. 9
1.3 Создание Белорусского учебного округа и его реорганизации…... 14
ГЛАВА 2. Деятельность Белорусского учебного округа
2.1 Организация системы управления Белорусским учебным округом... 16
2.2 Проект учреждения лицея в Белорусском учебном округе…………. 18
2.3 Деятельность Белорусского учебного округа по развитию женского образования………………………………………………………………………... 21
2.4 Итоги деятельности Белорусского учебного округа. Ликвидация округа………………………………………………………………………….…… 23
Заключение………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников……………………………………… 30
В январе 1829 г. были опубликованы Дополнительные пункты Устава учебных заведений 1828 г. в применении к Белорусскому учебному округу. Как отмечалось в этом документе, создание округа вызвано «необходимостью обучения юношества в соответствии с особенностями Беларуси. «Статус приказывал» обучать Закону Божию для каждых вероисповеданий на местном языке» (т.е. польском) [10, с. 101]. В белорусских губерниях уездные училища предназначались для детей не только купцов и ремесленников, но и дворян. Праздники назначались по двум календарям: российским и польским. Таким образом, несмотря на антипольскую направленность курса правительства в области просвещения, сохранялись умеренные отношения к национальным и религиозным чувствам поляков. Следует отметить, что преподаванию русского языка как предмета и на русском языке других дисциплин учебного плана уделялось большое внимание. Учителям рекомендовалось при обучении польской грамматике объяснять сходство этого языка со славянским или русским языком, а переводы делать только на русский. После включения Беларуси в состав России сама жизнь диктовала дворянам необходимость овладеть знаниями, которые позволяли занимать различные должности на государственной службе. Об этом писали учителя Могилевской гимназии попечителю Белорусского учебного округа в 1830 г. Они просили вместо греческого языка ввести преподавание главных основ законодательства и судопроизводства.
Специфика системы управления округом была обусловлена отсутствием в нём университета. Согласно Уставу учебных заведений 1828 г. университет являлся ключевым звеном в управлении округом, на него возлагались и организационно-методические, и контрольные функции. В условиях отсутствия в Белорусском учебном округе университета его функции были возложены на попечителя и Правление округа, полностью подотчетное попечителю. Усиление власти и ответственности попечителя за положение дел в округе соответствовало абсолютистским тенденциям российского самодержавия, что и было закреплено в новом «Положении об учебных округах» 1835 г., которое нормативно закрепляло действовавший в Белорусском учебном округе порядок управления системой образования.
Как упоминалось выше, управление округом осуществлял попечитель. Его резиденция находилась в Витебске. Должность попечителя Белорусского учебного округа и канцелярия при нем были утверждены Указом Сената от 17 января 1829 г. Попечитель подчинялся непосредственно министру народного просвещения. В его функции входило управление учебными заведениями, инспектирование их, наблюдение за выполнением предписаний министра, расширение народного образования в губерниях.
Попечитель округа знакомился с учителями, проверял знания учащихся. Изучал состояние преподавания отдельных предметов, обращая внимание, прежде всего, на русский язык. Большое внимание уделялось подготовке учителей. Попечитель имел заместителя и несколько окружных инспекторов для контроля за работой учебных заведений. Руководство учебными учреждениями губерний осуществляли губернские дирекции училищ. При попечители имелся совет – совещательный орган.
Первым попечителем Белорусского учебного округа (1829 – 1835) был известен математик Григорий Иванович Карташевский. До 1791 г. он воспитывался в Харьковском коллегиуме. После окончания физико-математического факультета Р. И. Карташевский работал учителем математики в Казанской гимназии, затем – в должности адъюнкт-профессора Казанского университета, где преподавал курс высшей математики. Он в совершенстве владел латинским, французским и немецким языками. 5 декабря 1806 Р. И. Карташевский был уволен из-за конфликта с директором университета и 22 года служил на различных должностях при Главном управлении духовных дел иностранных вероисповеданий. Долгое время он был воспитателем и учителем С. Т. Аксакова. С августа 1829 г. Карташевский был попечителем Белорусского учебного округа, откуда уволился по болезни в 1835 г.
В 1836 году головой округа стал Еварест Андреевич Грубер – выходец из дворян. Начал он службу с должности канцеляриста Канцелярии государственного казначея. С 1811 работал в коллегии иностранных дел, в 1826 году признан в Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий, а с 1828 по 1830 был директором училищ Закавказской области и Тифлисского знатного пансиона. В 1833 г. Грубер стал а членом Управления Белорусского учебного округа, а 24 августа 1836 г. принял управление округом. На посту попечителя Еварест Андреевич находился до 1850 г., т. е. до расформирования округа [10, с.103].
2.2 Проект учреждения лицея в Белорусском учебном округе
После закрытия Виленского университета в 1832 году вопрос о создании в Беларуси высшего учебного заведения возникла особенно остро. В письме министра народного просвещения князя Карла Ливен попечителю Белорусского учебного округа от 5 мая 1832 определялось место высшего лицея – г. Орша, которая стала впоследствии и местом нахождения попечителя. Орша была выбрана не случайно, она считалась «древним русским городом, некогда многолюдном и имеющем епископскую русскую кафедру» [10, с. 104].
Для управления образованием в новообразованной округе был назначен «попечитель» с прочным местонахождением в одной из названных губерний. Цель этих мер была очевидна: заменить учебные заведения, которые контролировались католическими монастырями, сетью «гражданских» училищ и гимназий, полностью подконтрольных царскому министерству народного просвещения.
Этим «попечителем» был назначен чиновник Г. И. Карташевский, которому министр народного просвещения Российской империи князь К. Ливен дал указание направиться в новообразованный учебный округ и, осмотрев учебные заведения, представить свои соображения. Поэтому в царском указе об образовании нового учебного округа был целый ряд предписаний по переустройству начальных заведений Беларуси на российский капитал.
После того, как князь Ливен получил подробную, отчёт Карташевского и выслушал его предложения, министр обратился к государю императору с «высочайшим» разрешением о выполнении ряда мероприятий по данному указу. И там, между прочим, Ливень предложил: «Объявить дворянству в Белоруссии о предназначенном там учреждении высшего училища, в коем тамошнее юношество может получить окончательное образование, а не имея надобности отправляться для того ни в отдалённые русские университеты, ни в виленский»[7, с. 34]. Предложение Ливена была отдано в Комитет министров, и по представлению последнего Николай I утвердил 9 сентября 1830 года.
Неизвестно, из каких соображений князь Ливень вносил такое предложение. Можно только догадываться, что новое учебное заведение должно была заменить Виленский университет, из стен которого выходили пламенные патриоты своего призванного края, участники тайных студенческих обществ и восстаний. Так что Николай I имел все основания после восстания 1830 – 1831 гг. закрыть Виленский университет.
Штат лицея, как предполагалось, должны были составить «преподаватели Закона Божьего греко-российской веры; Закона Божьего римско-католической веры; польской словесности; истории Российского государства с некоторыми подробностями истории Литовского княжества, войдя в состав империи» [10, с. 104]. Вместе с тем попечитель округа считал главными предметами русскую словесность, русское законодательство и делопроизводство.
1 мая 1832 император Николай Павлович выдал на имя министра народного просвещения князя Ливена указ: «1) Предположенное к утверждению в Белоруссии высшее училище или лицей основать в свое время, по местной удобности, в г. Орше, где и попечитель Белорусского учебного округа должен будет иметь постоянное свое пребывание. 2) На помещение сего учебного заведения обратите находящиеся в Орше монастыри: римско-католический тринитарского ордена и базилианский, и здание присутственных мест, представляя вашему усмотрению – все ли сии здания или некоторые из оных употребить для сказанного назначения, о чём вы не оставите снестись, с кем следует ... » [7, с. 34].
Интересно, что «открытым текстом» о намерении открытия в Орше вузов пишет управляющий министерством народного просвещения С. Уваров. В поданной в Комитет министров записке об отправлении в течение двух лет 50 учащихся из гимназий Белорусского учебного округа в Московский университет с выдачей им вспомогательных средств, он пишет, что «Высочайшим Именным указом 1 мая 1832 года повелено: взамен упразднённого Виленского университета учредить для западных губерний в белорусском городе Орше высшее учебное заведение или лицей» [7, с. 35].
14 декабря 1832 царь утвердил новый учебный округ - Киевский. В его состав вошли Киевская, Черниговская, Волынская и Подольская губернии, точнее их учебные заведения. 23 мая 1833 император «повелевает» переместить Волынский лицей из Кременца в Киев. А 8 ноября, 4, 13 и 25 декабря того же года один за другим выходят «высочайшие повеления» о преобразовании Киевского лицея в университет святого Владимира, о статусе университета и о приказах до его открытия. Наконец, 28 февраля 1834 г. сенату был дан императорский указ следующего содержания: «Признав необходимым преобразовать во всех возвращённых от Польши губерниях учебную часть, согласно с истинными пользами того края, Мы предполагали устроить для Белорусского округа высшее учебное заведение в Орше, которое со временем, получив более развития, могло бы заменить и упразднённый Виленский университет. Между тем Волынскый лицей был переведён из Кременца в Киев, и указом, данном правительствующему сенату от 8 ноября 1833, учрежден университет во Имя Великого Равноапостольного Просветителя Нашего Отечества. С другой стороны оказалось, что возведение зданий для лицея в Орше, по открывшимся в сем городе неудобствам, не может быть исполнено с желаемым успехом, что вообще устроение Высшего учебного заведения в Белорусском округа потребовало бы, при всех издержках, долгого времени, тогда как во вновь учрежденном Университет св. Владимира все нужнейшие курсы будут открыты в текущем году, что сей университет, при усиленных способах, может заменить оба лицея, прежде предлагавшиеся в Киеве и Орше, что Киев, центр торговли и промышленности окрестной страны, должен по всем сим причинам служить и средоточием учебной системы всех западных губерний, для окончательнаго образования молодых людей, приготовленных к тому в гимназиях Киевского и Белорусского округов.
Приемля всё сие в уважение, повелеваем: устроение лицея в Орше отменить и суммы, на возведение зданий оного назначенные, 209 508 р. сер. И 3 522 р. ассигнациями, с могущими еще открыться свободными остатками от доходов с общего эдукационного вклада за 1833 г. обратите на постройку зданий и другие потребности Университет св. Владимира в добавок к определённым уже на сей предмет суммам ... » [7, с. 35].
Таким образом, причины, как объективного характера (отсутствие необходимой инфраструктуры, кадрового обеспечения), так и субъективного (нежелание императора менять свое решение о месторасположении лицея), привели к отказу от открытия в Орше высшего учебного заведения. Только в 1842 г. правительство Николая I решило основать как высшее учебное заведение Горе-Горецкую земледельческую школу в поселке Горки Оршанского уезда. В нее принимались дети дворян, купцов и духовенства [10, с. 104] . В 1849 г. школа была преобразована в Сельскохозяйственный институт, который просуществовал на Беларуси до 1863.
2.3 Деятельность Белорусского учебного округа по развитию женского образования
Долгое время просвещение для представителей податных сословий рассматривалась как дело необязательное и даже вредное. Подобный подход существовал и при обсуждении вопроса о необходимости женского образования. Однако здесь уже под сомнение ставилась потребность в широкой просвещению всех представительниц слабого пола, в том числе и дворянского происхождения. Женское просвещение на белорусских землях в средневековье считалась второстепенной делом, которое не требовало особого внимания властей и общества.
Восстановление женских учебных заведений в белорусском крае проходила достаточно быстрыми темпами. Связано это было с общим благоприятным положением для развития монашеской системы образования в созданной в 1803 г. Виленского учебного округе. Благодаря поддержке руководства округа и в первую очередь ее попечителя князя А. Чарторыйского женские пансионы при католических и базилианских монастырях с 1804 действовали практически в каждом городе или поселке Беларуси. Наиболее известными среди них были: мариявиток в Вильнюсе, бенедиктинок в Слониме, бригидок в Бресте, бернардинок в Гродно, сестер милосердия в Освеи и Белостоке [18, c, 123].
1830-е годы это период оформления и развитие двух параллельных процессов. С одной стороны, расширение сети казенных женских учебных заведений – институтов благородных девиц, которые постепенно стали открываться в губерниях, и создание женских «образцовых пансионов» при финансовой поддержке и под контролем правительства. С другой стороны, – ужесточение контроля над частным образованием, его преследование и фактически прекращение его развития.
В рамках первого процесса возникает новый, национальный аспект правительственной политики в области женского образования. В рамках второго – осуществляется прямое вмешательство государства в домашнее образование, по сути – попытка его полного огосударствления.
В начале 30 -х гг. значительно ухудшилось положение с женским образованием. В 1831 г. девочкам-униаткам было запрещено посещать католические пансионы. А после подавления восстания власти вообще начали настоящую войну с частными школами: постоянные ревизии, сокращение пропольских пансионов и запрет открытия новых [3, c. 86].
Одновременно с этим начинается русификация женского просвещения на Беларуси. Руководство Белорусского учебного округа заняло в этом вопросе очень жесткую позицию. Право на существование имели только те частные пансионы (их количество при католических и униатских монастырях постоянно сокращалась), где знание русского языка находилась на высоком уровне, а большинство предметов преподавалась по учебникам, которые были изданы в России. К тому же власти училищ демонстративно поддерживали те пансионы, которые открыто заявляли о своей лояльности к империи и выступали против полонизации местного общества. Эта поддержка имела статус долгосрочной программы и лучше всего видно на судьбе частного пансиона. Открыт он был в 1825 в Пропойске, однако уже в 1832 г. по предложению властей его перевели в Могилев и сделали «образцовым» для остальных. В 1841 пансион получил статус института дворянских девушек, а в 1865 вообще был преобразован в государственную женскую гимназию.
Информация о работе История создания и деятельности Белорусского учебного округа (1829-1850 гг.)