История создания и деятельности Белорусского учебного округа (1829-1850 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Политика в области образования является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это обусловлено той ролью, которую играет образование в формировании жизненной позиции человека, его гражданского самосознания, национально-культурной идентичности, передаче ему жизненного и духовного опыта человечества. Роль государственной политики в области образования существенно возрастает в периоды значимых исторических поворотов в жизни каждого государства и народа. Одним из таких периодов для белорусского народа был раздел Речи Посполитой и вхождение белорусских земель в состав Российской империи.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….. 3
ГЛАВА 1. Предпосылки и процесс создания Белорусского учебного округа
1.1 Состояние и характер образования в Виленском учебном округе……………………….………………………………………………..……… 6
1.2 Учебные заведения Витебской и Могилёвской губерний в составе Санкт-Петербургского учебного округа. Проект преобразований О. И. Сенковского.……..…………………………………………………………………. 9
1.3 Создание Белорусского учебного округа и его реорганизации…... 14
ГЛАВА 2. Деятельность Белорусского учебного округа
2.1 Организация системы управления Белорусским учебным округом... 16
2.2 Проект учреждения лицея в Белорусском учебном округе…………. 18
2.3 Деятельность Белорусского учебного округа по развитию женского образования………………………………………………………………………... 21
2.4 Итоги деятельности Белорусского учебного округа. Ликвидация округа………………………………………………………………………….…… 23
Заключение………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

Похожая судьба постигла и ряд других прорусская женских учебных заведений. Так , пансионы в Минске, Гродно, Витебске и Полоцке в конце 30-х гг . XVIII в. также получили статус «образцовых». А с начала 40-х гг. на Беларуси начали создаваться институты шляхетских девушек (наиболее известные – в Могилеве и Белостоке) [18, c. 126].

Таким образом, Российская империя оказалась еще более консервативной страной, чем Речь Посполитая, где просвещение женщин в первой половине XIX в. рассматривалось как дело, которое на данном этапе не требует реформирования. Основное внимание властей была сосредоточена на развитии публичной мужской и духовного образования. Именно это направление деятельности руководителей училищ забирал все средства, что выделены на нужды учебных заведений в стране. Не способствовало дальнейшему развитию женских школ и отсутствие единого органа управления, проблема, о наличии которой все знали, но изменить что-то никто не решался.

Но, несмотря ни на что, прогрессивные сдвиги в проблеме женского образования в Беларуси, безусловно, происходили. В 30-е гг. XIX в. российские власти стали более положительно относится к ее существованию. А создание общеимперской системы просвещения позволяло надеяться на финансовую помощь белорусским женским учебным заведениям из других регионов империи. Именно поэтому конец XVI - первую половину XIX в. можно считать начальным этапом формирования женской системы образования на белорусских землях, временем, когда были заложены основы ее дальнейшего развития.

Таким образом, к середине 1830-х гг. правительство оценило влияние женского образования на процесс формирования национально-культурной идентичности у подрастающего поколения, и в этой связи предпринимались попытки русификации учебного процесса в женских учебных заведениях Белорусского учебного округа.

 

2.4 Итоги деятельности Белорусского учебного округа. Ликвидация округа.

 

Отсутствие в Белорусском учебном округе университета, на который в соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. возлагался ряд организационно-управленческих и методических функций, вынудило руководство округа пойти на создание собственной системы управления, в которой функции университета частично возлагались на попечителя, а частично – на созданный при нем совет. Вместе с тем, распорядительные функции целиком возлагались на попечителя и это, с одной стороны, обеспечивало сочетание коллегиальности и единоначалия в управлении округом, с другой – существенно усиливало роль и статус попечителя, возлагая на него персональную ответственность за положение дел, что соответствовало абсолютистским тенденциям российского самодержавия того времени. В 1836 г. на Белорусский учебный округ было распространено общероссийское «Положение об учебных округах» 1835 г.; определяемая им система управления учебным округом в значительной степени соответствовала той, что уже действовала в округе, особенно в части функций и полномочий попечителя.

Администрация Белорусского учебного округа не смогла добиться от правительства Российской империи выделения ресурсов, необходимых для создания высшего учебного заведения, а возможностей округа для решения этой задачи было недостаточно. Правительство Российской империи предпочитало направлять представителей местного населения, оказывая им необходимую финансовую поддержку, в университеты других округов.

Белорусский учебный округ в целом решил поставленную перед ним задачу – мужское образование входивших в состав округа губерний было русифицировано и по форме, и по содержанию. Вместе с тем, задача русификации женского образования не была решена в полной мере. Но стратегическая цель российского правительства, выразившаяся в словах «сближение тамошних жителей с природными россиянами», не была достигнута: кроме мер в сфере образования необходима была еще и реализация комплекса мероприятий и в иных сферах жизнедеятельности общества. И хотя русификация системы образования губерний, входивших в состав Белорусского учебного округа, не привела к массовой замене польской национально-культурной  идентичности местного шляхетства на русскую, но она инициировала процесс поиска им своей собственной национально-культурной идентичности, что может рассматриваться как один из первых шагов к формированию белорусской национальной идеи.

Только в 1848 открылся Горе-Горецкий сельскохозяйственный институт – единственное высшее учебное заведение в Белорусском учебном округе.

Указом Правительствующего Сената от 2 мая 1850 года Белорусский учебный округ преобразован в Виленский учебный округ, в состав которого вошли Виленская, Гродненская, Ковенская и Минская губернии. Ликвидация Белорусского учебного округа не обусловлена негативной оценкой его деятельности, а связана со стремлением, в условиях революционной ситуации в Западной Европе, усилить надзор за учебными заведениями Беларуси и Литвы со стороны местного военного начальства. Поэтому управление учебными заведениями Виленской, Гродненской, Минской и Ковенской губерний на правах попечителя было возложено на Виленского военного, Гродненского, Минского и Ковенского генерал-губернатора, генерал-адъютанта, генерал-лейтенанта И. Г. Бибикова. Поскольку Витебская и Могилевская губернии не входили в состав Виленского генерал-губернаторства, то они были вновь присоединены к Санкт-Петербургскому учебному округу [15, c. 383].

Хотя Белорусский учебный округ выполнил свою задачу по русификации системы образования входивших в его состав территорий, цель правительства – русификация населения (дворянства) «Северо-Западного края» не была достигнута. Для достижения поставленной цели усилий, предпринятых лишь в сфере образования, было недостаточно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система образования Виленского учебного округа, действовавшего с 1803 до 1824 г. под попечительством князя А. Чарторыйского, была направлена на формирование и поддержание у учащихся польской национально-культурной идентичности и мечты о возрождении Речи Посполитой, что, естественно, противоречило интересам Российской империи. Если в начале своего царствования император Александр I благоволил этой мечте поляков, то к концу своего царствования он отказался от подобных либеральных взглядов. Это, в свою очередь, потребовало изменения политики в сфере образования, реализуемой в Виленском учебном округе, целью которой стало формирование у местного населения лояльного отношения к Российской империи.

К концу царствования Александра I Витебская и Могилевская губернии стали трактоваться как «возвращенные от Польши», т.е. исконно русские земли, подвергшиеся полонизации вследствие многолетнего вхождения в состав Речи Посполитой, а затем нахождения в составе польскоориентированного Виленского учебного округа. Следствием изменения трактовки двух белорусских губерний стало присоединение их к Санкт-Петербургскому учебному округу с целью русификации системы образования этих губерний. Значительная территориальная удаленность Витебской и Могилевской губерний от администрации Санкт-Петербургского учебного округа и обусловленная этим сложность проведения в них русификации образования стали причиной выделения этих губерний в отдельный учебный округ – Белорусский – во главе с попечителем. Успешное проведение попечителем Белорусского учебного округа Г. И. Карташевским русификации системы образования в округе и неудовлетворенность деятельностью администрации Виленского учебного округа во главе с Н. Н. Новосильцевым стали причиной присоединения к Белорусскому учебному округу сначала Минской губернии, а затем Виленской и Гродненской губерний и Белостокской области.

Устав учебных заведений 1828 г. определял, что основные функции управления округом возлагались на университет, а попечитель, являясь членом Главного правления училищ Министерства народного просвещения, фактически выполнял по отношению к округу надзорные и представительские функции. Отсутствие университета в Белорусском учебном округе делало невозможным применение в нем общепринятой системы управления и вынуждало создать систему управления округом, в которой основные управленческие функции были возложены на попечителя. Вместе с тем, возможностей одного попечителя было недостаточно для эффективного управления округом, и это обстоятельство обусловило необходимость создания Правления округа, которое представляло собой совещательный и исполнительный орган при попечителе. Это обеспечивало сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении округом, сохраняя за попечителем персональную ответственность за положение дел в округе. В 1832 г. в систему управления Белорусским учебным округом был включен Временный училищный комитет, располагавшийся в Вильно, не имевший распорядительных функций и ведавший только текущей деятельностью учебных заведений Виленской, Гродненской губерний и Белостокской области, включенных в состав округа. Такой порядок управления просуществовал до 1836 г., когда на Белорусский учебный округ было распространено общероссийское «Положение об учебных округах». Определяемая им система управления в значительной степени соответствовала той, что функционировала в Белорусском учебном округе в 1833–1835 гг. Управление округом осложнялось тем, что с 1835 г. по 1841 г. в нем отсутствовал попечитель и его функции исполнял помощник попечителя, не имевший, естественно, всей полноты власти.

Сформулированные перед округом задачи предопределили выбор основных направлений его деятельности:

  • секуляризация учебных заведений, располагавшихся на территории округа;
  • введение в округе общероссийской типологии учебных заведений, но учитывающей специфические особенности территорий, подведомственных округу;
  • изменение в пользу русского языка структуры языковой подготовки учащихся и перевод всей системы деятельности учебных заведений на русский язык;
  • комплектация учебных заведений лояльными к Российской империи учителями.

В середине 1830-х гг. перед округом была поставлена задача русификации системы женского образования.

За 20 лет деятельности Белорусский учебный округ смог решить следующие задачи:

  • унифицировать структуру учебных заведений округа согласно общероссийскому Уставу учебных заведений 1828 г.;
  • реорганизовать сеть учебных заведений округа – по состоянию на конец 1849 г. на территории округа функционировали 250 учебных заведений, среди которых было 10 гимназий, 24 дворянских уездных училища, 8 уездных училищ (все они содержались государством), 143 приходских училища, 56 частных женских пансионов.
  • перевести преподавание во всех государственных учебных заведениях на русский язык, исключив возможность изучения в них польского языка;
  • обеспечить большинство учебных заведений лояльными к Российской империи учителями (часть которых была выходцами из внутренних российских губерний);
  • создать систему материальной поддержки детей малоимущей шляхты, позволявшей ей учиться в гимназиях и университетах, что должно было способствовать формированию позитивного отношения к российскому государству;
  • приступить к русификации женского образования.

Вместе с тем, руководство Белорусского учебного округа не смогло добиться учреждения в округе лицея, открывавшего возможность получения высшего образования на территории округа и не смогло изменить национально-культурную идентичность местного дворянства.

Указом от 2 мая 1850 г. Белорусский учебный округ был ликвидирован. Управление учебными заведениями Виленской, Гродненской, Минской и Ковенской губерний на правах попечителя было возложено на Виленского военного, Гродненского, Минского и Ковенского генерал-губернатора, генерал-адъютанта, генерал-лейтенанта И. Г. Бибикова. Это решение было обусловлено желанием императора Николая I возложить на военного губернатора всю полноту ответственности за положение дел в сфере образования «Северо-Западного» края, поскольку по оценкам ряда должностных лиц местное дворянство в большинстве своем все еще сохраняло идею восстановления Речи Посполитой, а подобные идеи, как показывал опыт, чаще всего зрели в стенах учебных заведений. Такое положение дел, в условиях революционных движений в Западной Европе, могло представлять достаточно серьезную опасность. Не входившие в ведение Виленского военного губернатора И. Г. Бибикова Витебская и Могилевская губернии были вновь включены в состав Санкт-Петербургского учебного округа.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алешинцев, И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век) / И. Алешинцев. – СПб.: О. Богданова, 1912. – Х, 346 с.
  2. Андрэева, Е. Г. Гісторыя педагогікі: у 3-х частках / Е. Г. Андрэева. – Ч. II: Гісторыя педагогікі Беларусі са старажытных часоў да 1917 года. – Вучэбны дапаможнік. – Мн., 1993. – 244 с.
  3. Днепров, Э. Д., Усачёв Р. Ф. Среднее женское образование в России / Э. Д. Днепров, Р. Ф. Усачёв. – Уч. пос. – М., 2009. – 275 с.
  4. Игнатовец, Л. М. Из истории образования Белорусского учебного округа / Л. М. Игнатовец // Народная Асвета. – 2011. № 2. – С. 79-82.
  5. Ильюшин, И. М., Умрейко, С. А. Народное образование в Белорусской ССР / И. М. Ильюшин, С. А. Умрейко. – Мн.: Учпедгиз БССР, 1961. – 439 с.
  6. Князьков, П. С., Сербов, Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Под ред. С. В. Рождественского. – М.: «Польза», 1910. – 240 с.
  7. Копцiк, Ю. «… учредить в белорусском городе Орше высшее учебное заведение» / Ю. Копцік // Беларуская мiнуўшчына. – 1996. – №5. – С. 34-35.
  8. Корнилов, И. П. Князь Адам Чарторыйский / И. П. Корнилов. – М., 1896. – С. 52.
  9. Кузнецова, А. В. Создание Белорусского учебного округа / А. В. Кузнецова // Працы гістарычнага факультэта БДУ: навук. зб. Вып. 2 / рэдкал. У. К. Коршук (адк. рэд.) [і інш.] – Мн.: БДУ, 2007. – С. 135-139.
  10. Латушка, І. П. З мінулага Беларускай навучальнай акругі / І. П. Латушка // Адукацыя і выхаванне. – 1997. – №11. – С. 100-104.
  11. Лыч, Л., Наіцкі, У. Гісторыя культуры Беларусі: 2-е выд., дап. / Л. Лыч, У. Навіцкі. – Мн.: ВП «Экаперспектыва», 1997. – 486 с.
  12. Миллер, А. И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования / А. И. Миллер. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 248 с.
  13. Миллер, А. И. Русификации: классифицировать и понять / А. И. Миллер // twirpx [Электронный ресурс]. – 2002. – № 2. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/749251/ – Дата доступа: 18. 12. 2013.
  14. Парашкоў, С. А. Адукацыя і асвета на Беларусі пасля далучэння яе да Расійскай імперыі (канец XVIII – першая палова XIX ст.) / С. А. Парашкоў. – Вуч. дап. для студэнтаў ВНУ. – Магілеў: Изд-во Могилевского государственного университета, 1998. – 54 с.
  15. Пасэ, У. С., Цяплова, В. А. Беларуская навучальная акруга // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. – Мн.: “Бел. Энцыклапедыя” імя Петруся Броўкі, 1993–2003. – Т. 1. – 1993. – С. 382-383.
  16. Поссе, В. С. Белорусский учебный округ // Белорусская ССР. Краткая энциклопедия: в 5 т. – Мн.: Главная редакция Белорусской энциклопедии, 1979–1982. – Т. 3. – 1980. – С. 95.
  17. Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902 / С. В. Рождественский. – СПб.: Гос. тип., 1902. – 785 с.
  18. Самусік, А. Ф. Жаночая асвета на беларускіх землях у канцы XVI – першай палове XIX стагоддзя / А. Ф. Самусік // Адукацыя і выхаванне. – 1998. – № 9. – С. 120-126.
  19. Самусік, А. Ф. Праекты арганізацыі ліцэяў на Беларусі ў першай палове XIX стагоддзя / А. Ф. Самусік // Адукацыя і выхаванне. – 1996. – № 10. – С. 26-30.
  20. Сяменчык, М. Я. Да пытання аб становішчы беларускага народа ў мікалаеўскую эпоху (1825-1855 гг.). Культурны аспект // Гісторыя матэрыяльнай і духоўнай культуры нацыянальнасцей Беларусі ў другой палове XVIII – першай палове XIX ст.: зб. навук. Прац / Пад агул. рэд. А.М. Лютага. – Мн.: БДПУ, 1996. – С. – 3-42.
  21. Умрейко, С. А., Радюк, Д. П. Народное образование // Белорусская ССР. Краткая энциклопедия: в 5 т. – Мн.: Главная редакция Белорусской энциклопедии, 1979-1982. – Т. 3. – 1980. – С. 18.

Информация о работе История создания и деятельности Белорусского учебного округа (1829-1850 гг.)