История создания и деятельности Белорусского учебного округа (1829-1850 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Политика в области образования является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это обусловлено той ролью, которую играет образование в формировании жизненной позиции человека, его гражданского самосознания, национально-культурной идентичности, передаче ему жизненного и духовного опыта человечества. Роль государственной политики в области образования существенно возрастает в периоды значимых исторических поворотов в жизни каждого государства и народа. Одним из таких периодов для белорусского народа был раздел Речи Посполитой и вхождение белорусских земель в состав Российской империи.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….. 3
ГЛАВА 1. Предпосылки и процесс создания Белорусского учебного округа
1.1 Состояние и характер образования в Виленском учебном округе……………………….………………………………………………..……… 6
1.2 Учебные заведения Витебской и Могилёвской губерний в составе Санкт-Петербургского учебного округа. Проект преобразований О. И. Сенковского.……..…………………………………………………………………. 9
1.3 Создание Белорусского учебного округа и его реорганизации…... 14
ГЛАВА 2. Деятельность Белорусского учебного округа
2.1 Организация системы управления Белорусским учебным округом... 16
2.2 Проект учреждения лицея в Белорусском учебном округе…………. 18
2.3 Деятельность Белорусского учебного округа по развитию женского образования………………………………………………………………………... 21
2.4 Итоги деятельности Белорусского учебного округа. Ликвидация округа………………………………………………………………………….…… 23
Заключение………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

 

Предложенные князем Н. Н. Хованским меры были признаны целесообразными, в частности, в постановлении по Министерству народного просвещения от 31 октября 1824 г. указано отнести Витебскую и Могилевскую губернии к Санкт-Петербургскому учебному округу.

С целью изучения положения дел директорам училищ Витебской и Могилевской губерний было отослано предписание доставить обстоятельные сведения о всех подведомственных им учебных заведениях как в учебном, так и в хозяйственном отношении. Получив запрашиваемые сведения, училищный комитет Санкт-Петербургского университета поручил декану историко-филологического факультета профессору О. И. Сенковскому составить на основании полученных материалов аналитическую справку о состоянии белорусских учебных заведений. 2 апреля 1826 г. О. И. Сенковский представил училищному комитету «Обозрение дел белорусских училищ» [4, с. 80]. К этой справке он приложил замечания об уместности мер, предложенных Главным училищ правлением, и способах устранения выявленных недостатков. Кроме того, О. И. Сенковский указал на неполноту представленных сведений, что не позволяло сделать достаточно полный анализ положения дел.

Училищный комитет, ознакомившись со справкой, принял решение о немедленном назначении визитатора для непосредственного осмотра белорусских учебных заведений. Визитатором назначили О. И. Сенковского, которому поручили по согласованию с генерал-губернатором Н. Н. Хованским представить в университет свои предложения о способах преобразования белорусских учебных заведений. Итоги визитации, которая продолжалась более 2 месяцев, были отражены в «Отчете о визитации». В этом отчете объемом около 260 страниц дана подробная характеристика каждого посещенного им учебного заведения. Большинство из них были в довольно плохом состоянии как в учебном отношении, так и в плане материальной обеспеченности. Особое внимание в отчете визитатор уделил состоянию училищ, находившихся при католических монастырях.

О. И. Сенковский разработал «Проект общего преобразования белорусских училищ» [4, с. 80], определив и общие их недостатки, и особенные, характерные как для светских учебных заведений, так и для содержащихся католическими орденами.

К общим недочетам учебных заведений визитатор относил неравномерность их расположения; многообразие и разноплановость учебных заведений (всего он выделил в белорусских губерниях более шести типов учебных заведений, каждое из которых было устроено по особому плану), в силу чего констатировалось отсутствие в белорусских губерниях целостной системы образования.

Основными отрицательными чертами светских учебных заведений он считал наличие малого числа способных учителей и несоответствие некоторых типов учебных заведений потребностям народного образования.

В учебных заведениях, содержавшихся католическими орденами, он определил следующие недостатки:

  • некоторые из монашеских орденов занимались образованием «не по доброй воле и усердию к общественному благу, но по об^ занности», которую возлагали на них завещатели богатых имений и которую они считали для себя тягостной и несносной, результат - неэффективная организация учебного процесса;
  • римско-католическое вероисповедание не слишком благоприятствовало веротерпимости, что служило «преградой к тесной связи двух народов»: существование «монашеских училищ» в Белоруссии перечеркивало все «усилия Правительства в соединении разнородных начал, из которых она составлена»;
  • учителя и префекты «монашеских училищ» назначались орденскими провинциалами без учета их способностей и соответствия полученному ими образованию с тем, какие предметы им поручалось преподавать;
  • преподавательская деятельность была для монахов в тягость, поэтому они всячески старались избавиться от нее: орденское начальство, когда хотело наградить или повысить монахов «за оказанные ими услуги», избавляло их от звания учителей с тем, чтобы «они могли покоиться»;
  • невозможность со стороны училищного начальства округа контролировать учебный процесс и быть постоянно в курсе происходящих в учебном заведении дел, так как орденское начальство всячески скрывало беспорядки в содержащихся ими учебных заведениях, чтобы не наложить тень на деятельность самого ордена.

Визитатор подчеркивал, что правительство тратит ежегодно около 60 тыс. рублей на содержание в Белоруссии нескольких «монашеских училищ со всеми их недостатками», в то время как можно было бы употребить эту сумму на устройство светских учебных заведений, «которые принесли б действительную пользу просвещению и усердно содействовали б мудрым намерениям Правительства» [4, с. 81].

Вместе с тем, О. И. Сенковский считал невозможным применить к белорусским учебным заведениям ту систему организации учебного процесса, которая существовала в российских губерниях, так как «Белоруссия как вероисповеданием жителей, так и нравами их и образом жизни совершенно различна от других российских губерний». Другая причина, по его мнению, заключалась в значительном расхождении процентного соотношения состава населения Белоруссии и России, исходя из которого строилась вся система просвещения.

Эти отличительные черты Витебской и Могилевской губерний послужили для О. И. Сенковского аргументами в пользу особенного устройства системы просвещения в белорусских губерниях. Первым и необходимым шагом к существенному преобразованию белорусских учебных заведений, которые стали рассматриваться как «орудие к поселению в тамошнем юношестве приверженности к русскому правительству и любви общего отечества» [4, с. 81], должно было быть, по мнению О. И. Сенковского, упразднение всех училищ, содержавшихся польским духовенством, а вместо них учреждение училищ светских, которые находились бы в полной зависимости от училищного начальства. Уездные училища и гимназии предлагалось устроить «по образцу новых учебных заведений Виленского округа как приспособленных к потребностям жителей сих губерний», приняв во внимание местные обстоятельства.

Учитывая многочисленность шляхетского сословия и отдаленность этих губерний от университетов, О. И. Сенковский считал необходимым учредить лицей, который до известной степени мог бы заменить университет и удовлетворить потребности шляхетского сословия в соответствующем образовании. Местом основания лицея должен был стать г. Витебск как наиболее удобный по расположению.

По проекту О. И. Сенковского в двух белорусских губерниях необходимо было обеспечить деятельность трех гимназий - в Витебске, Могилеве и Креславле. При каждой гимназии планировалось учредить 3-классное уездное училище, в уездных городах - также 3-классные с дополнительным четвертым классом для тех, кто не собирался продолжать обучение в гимназии. Приходские 2-классные училища, предназначавшиеся для образования мещанского сословия, предлагалось учреждать во всех городах при уездных училищах.

Во главе управления лицеем и другими учебными заведениями Витебской и Могилевской губерний О. И. Сенковский считал необходимым поставить «не только знающего и способного человека, но и такого, который отличным воспитанием, нравственными качествами и чином своим мог бы заслужить к себе уважение и доверие тамошнего дворянства» [4, с. 81].

Таким образом, по проекту О. И. Сенковского в белорусских губерниях возникала строгая иерархия учебных заведений, которую замыкал лицей как ослабленный вариант университета с возложением на него функции руководства учебными заведениями двух губерний. По сути, О. И. Сенковский предлагал автономию Витебской и Могилевской губерний в составе Санкт-Петербургского учебного округа и тем самым прокладывал путь к созданию отдельного учебного округа. Но главной целью преобразования учебной системы было инкорпорирование Витебской и Могилевской губерний в состав Российской империи с учетом национальных особенностей этих губерний.

Вместе с тем, введение основательного обучения русскому языку, по мнению О. И. Сенковского, встречало значительные затруднения. Русский язык преподавали поляки, зачастую очень плохо им владевшие, а найти учителей среди русских, которые пожелали бы «за столь ограниченное жалование переселиться в бедную и отдаленную страну... и жить среди чуждого народа», было почти невозможно. Поэтому «необходимость поселить в сей стране чувства верных сынов России, преданных своему Государю» в первую очередь обязывала училищное начальство назначить учителям «жалованье, приличное их трудам и соразмерное пользе, ими приносимой» [4, с. 81].

Белорусский генерал-губернатор Н. Н. Хованский нашел проект О. И. Сенковского «совершенно удовлетворяющим главной цели предполагаемого преобразования и основанным на точном соображении положения края и потребностей жителей» [4, с. 81].

В октябре 1826 г. между Н. Н. Новосильцевым и О. И. Сенковским происходила переписка по поводу обнаружения последним пасквильных стихов в Полоцком пиарском училище во время визитации. В ходе этой переписки Н. Н. Новосильцев выразил мнение о необходимости вернуть Витебскую и Могилевскую губернии в юрисдикцию Виленского учебного округа с тем, чтобы установить в учебных заведениях этих губерний тот же порядок, что и в учебных заведениях Виленского округа, и тем самым исключить возможность антиправительственных настроений среди учащихся. Такое мнение О. И. Сенковский находил «весьма справедливым» и упомянул об этом в своем докладе, представленном 21 ноября 1826 г. императору Николаю I. Император выразил согласие не придавать значения делу о пасквильных стихах, как и рекомендовал Н. Н. Новосильцев, но не соизволил «на присоединение к Виленскому округу белорусских училищ» [4, с. 82].

Предложение О. И. Сенковского об автономии Витебской и Могилевской губерний в составе Санкт-Петербургского учебного округа послужило идеей создания из этих губерний отдельного учебного округа.

 

    1. Создание Белорусского учебного округа и его реорганизации

 

Таким образом, к концу 1826 г. существовало два варианта решения проблемы подчиненности системы образования Витебской и Могилевской губерний:

  • определенная автономия учебных заведений Витебской и Могилевской губерний в составе Санкт-Петербургского учебного округа (что являлось развитием позиции белорусского генерал-губернатора Н. Н. Хованского); это предложение О. И. Сенковского исходило из поставленной перед ним главной цели предполагаемых преобразований;
  • возвращение учебных заведений Витебской и Могилевской губерний в состав Виленского учебного округа, как предлагал попечитель этого округа Н. Н. Новосильцев; О. И. Сенковский также склонялся к этой точке зрения, так как считал, что существовавшее на тот момент распределение губерний по учебным округам не соответствовало местным обстоятельствам и географическому положению [4, с.82].

Решением этого вопроса занялся Комитет устройства учебных заведений Министерства народного просвещения. Обсуждение вариантов решения возникшей проблемы продолжалось более двух лет, и в результате был предложен третий вариант решения проблемы, закрепленный в указе 17 января 1829 г. «О дополнительных правилах к устройству Белорусских учебных заведений». Согласно этому указу учебные заведения Витебской и Могилевской губерний изымались из ведения Санкт-Петербургского учебного округа, а для управления ими назначался особый попечитель, который зависел от министра народного просвещения и имел «постоянное местопребывание в одной из вышеозначенных губерний» [4, с. 82], т.е. фактически был учрежден отдельный учебный округ – Белорусский.

Особенностью новоучрежденного округа было то, что его устройство не соответствовало ни одному из общих положений нового устава учебных заведений 1828 г. В нем было закреплено, как и в предыдущем уставе 1804 г., что учебный округ составляло определенное число учебных заведений под непосредственным управлением одного их университетов, которого Белорусский учебный округ не имел, а об учреждении лицея в указе ничего не говорилось. Тем не менее в пункте 7 указа министру народного просвещения повелевалось приступить к преобразованию белорусских учебных заведений согласно уставу от 8 декабря 1828 г. с учреждением в уездных училищах классов латинского языка и определением в уездные училища и гимназии учителей польского языка. Вместе с тем был избран менее радикальный вариант преобразования училищной системы по сравнению с предложенным О. И. Сенковским: постепенная замена светскими учебными заведениями тех, что содержались католическими орденами.

Само название округа – Белорусский – свидетельствовало о том, что правительство признавало население Витебской и Могилевской губерний не русским, как и доказывали это Н. Н. Новосильцев и О. И. Сенковский, но и не польским.

Таким образом, можно утверждать, что основной причиной образования Белорусского учебного округа было желание правительства инкорпорировать «возвращенные от Польши» Витебскую и Могилевскую губернии в состав Российской империи, но не насильственной русификацией этих губерний, а созданием системы образования, которая бы, действуя с учетом специфических особенностей этого края, позволила привить местному населению расположение к русскому правительству и воспитать верноподданных Российской империи.

Последующие укрупнения округа (в 1831 г. в его состав вошла Минская губерния, а в 1832 г. Виленская и Гродненская губернии и Белостокская область) были вызваны, с одной стороны, неудовлетворительной, по мнению правительства, деятельностью Виленского учебного округа, а с другой стороны, успешным осуществлением русификации системы образования в Витебской и Могилевской губерниях в рамках ведения Белорусского учебного округа [10, с. 101].

 

ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОРУССКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

2.1 Организация  системы управления Белорусским  учебным округом

 

В мае 1832 г. в связи с закрытием Виленского университета был ликвидирован и Виленский учебный округ. Учебные заведения Виленской, Гродненской губерний и Белостокской области вошли в состав Белорусского учебного округа. Тем самым впервые были обозначены административно-этнические границы белорусской территории [10, с. 101].

Информация о работе История создания и деятельности Белорусского учебного округа (1829-1850 гг.)