Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:45, реферат
В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты): Брахманов (жрецов), Кшатриев (волнов), Вайшвив (землеробы) Шудры (слуги). Было выработана целая система жизни и поведения человека в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом.
Введение 2
1. Художественное образование в Древней Индии 5
Религия и культура 5
Первые трактаты об искусстве 6
Зарождение художественного образования 8
2. Проблемы сохранения культурных традиций 11
Заключение 13
Библиографический список 16
Другим преимуществом этой системы была близость учеников к природе. Красота природы была их первым осознанным эстетическим впечатлением: “Деревья, лианы, свежий воздух, прозрачное озеро, прекрасный вид — все это не менее необходимо человеку, чем экзамены, парты, грифельная доска. Душа Индии возникла в тесном общении с ее замечательной природой”» [7, с. 348].
Во всех случаях система передачи знаний от учителя к ученику, “Гуру-шишья” была направлена на становление характера ребенка и подростка и на совершенствование его нравственных качеств, на понимание долга, задач, стоящих перед человеком. Высокую оценку этой системе дал Р.Тагор: «Брахмачараджи не только дает свет человеку, но и придает ему силу, не только воздействует на человека внешне, но и неотрывно связывает жизнь человека с его призванием, не противопоставляет человека долгу, а помогает человеку слиться со своим долгом. Следовательно, детский возраст — это не возраст, благоприятный для восприятия каких-то теоретических положений — это возраст становления характера и души» [7, с. 349].
Хотя идеальной системой образования считалась “гуру-шишья», с небольшой группой учеников, тем не менее, эти группы объединялись, концентрировались в центрах, где возникали целые университеты. Такими центрами были Варанаси, Таксила, Кончи и др. Китайский путешественник Сюянь Цанг описывает буддийский университет Наланду, в расцвет которого террасы были рассыпаны, как звезды, а золотисто-зеленые павильоны были увенчаны верхушками, подобными горным ликам. Потоки голубой воды текли по паркам; цветы лотоса сверкали среди сандаловых деревьев. Крыши жилищ монахов были выкрашены во все цвета радуги и покрыты резьбой, с животным орнаментом, столбы были красные и зеленые. Колонны и пороги были украшены изящной резьбой”.
Читая это описание, можно, удивиться, что аскетическое учение буддизма окружает себя прекрасной природой и архитектурой. На практике в древней Индии наблюдалось большое различие между религиозным искусством. Если первая — область браминов и аскетов, то второе было творением ремесленников, которые, хотя и работали под руководством священников, тем не менее привносили в свои создания любовь к реальной жизни и ее красоте. Эту любовь просвечивает за строгими религиозными формами, в которые художники должны были заключать свои произведения. «Источником вдохновения для индийского художника был не только и не столько вечный поиск Абсолюта, сколько “восхищение миром, как видел его художник, живость чувств и ощущение роста и движения как регулярной и органичной черты всякого живого существа”» [6, с.377].
Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с елигией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.
Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика.
Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.
Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах. [13. С.50]
«С течением времени традиционная система воспитания в Индии менялась, а инициация приняла характер формального обряда. С развитием массового образования индивидуальные занятия с учителем утратили свое былое значение. Процесс перехода не был гладким и безмятежным, культурный конфликт был неизбежен. Традиционная система образования очень пострадала от того, что британская администрация насаждала свою систему, с типичным для Запада акцентом на информативность в ущерб радости творческого усвоения знаний. Эту болезнь образования в Индии отмечал Р.Тагор: «...с детства мы не находим радости в образовании. Мы заучиваем только то, что от нас требуют. Отсюда привыкаем работать кое- как... Чтение ради удовольствия постепенно вызывает любовь к книгам.
Нормально и легко формируется мировоззрение, складываются определенные понятия, совершенствуется мировоззрение» [7, с. 350].
Было необходимо создать учебные заведения и системы, подходящие для Индии. Эта задача была трудной по той причине, что многие индийцы жили одновременно в двух мирах — традиционном, статичном, ориентированном на религию, связанном кастой мире, центром которого является семья. И в новом, рационалистическом вестернизированном мире динамического индивидуализма и социального прогресса. В реальности люди существуют между этими двумя мирами и многочисленные попытки синтезировать их пока не привели к созданию единой интегрированной системы воспитания и парадигмы культуры.
Несомненно, индийская система воспитания и культура в целом серьезно пострадали в результате колониального правления. Чуждые Индии культурные ценности насаждались насильно или принимались добровольно вестернизированной частью индийского общества. Это влияние дает себя знать до сих пор. К счастью, оно было недостаточно долгосрочным, а сопротивление индийской культуры достаточно сильным, так что ущерб, хотя и значительный, не нанес смертельного удара. Правительство независимой Индии предприняло ряд мер к созданию общенациональной модели образования, а также к формированию ведущих направлений его развитая. Среди главных задач программы — “удержать такие ценности, как общее культурное наследие Индии”. Программа, таким образом, придерживается взгляда на образование как на средство сохранения культурных ценностей. Однако практически это осуществляется с трудом, что вызывает тревогу деятелей просвещения и культуры. С ранних лет ребенок вступает в мир жесткой конкуренции и стремится завоевать в нем свое место. Известный ученый, член правительственного Комитета по образованию д-р Карнатх называет школы “современными камерами пыток”. Он считает главным недостатком современной системы образования отсутствие интереса у ребенка, к которому относятся как к “ученому в миниатюре, стремящемуся на громадной скорости в XXI век.
Ребенок лишен детства, так как он сгибается под грузом книг, совершенно для него неинтересных”. Это не может не тревожить всех гуманных людей. Все чаще раздаются голоса в защиту традиционных ценностей и идеалов.
Области, где эти ценности наиболее полно сохранились, — это религия и искусство, и именно в этих областях происходит множество процессов, направленных на консервацию традиции. Оставив в стороне вопрос о новом религиозном мышлении, остановимся более подробно на искусстве как носителе эстетических и гуманистических ценностей в системе воспитания.
Главное
в воспитании красотой — это научить человека
видеть Прекрасное во всей его целостности».
[10, с. 59-65].
Основной принцип индийской эстетики можно сформулировать в наиболее обобщенном виде как поклонение красоте, идентифицированное с поклонением божественному началу, “поскольку красота — это нечто иное как божество. Красота как атрибут земных вещей вторична. Осознать все прекрасное, чудесное, священное, что составляет жизнь как часть божественного начала — значит быть прекрасным, правдивым и счастливым”.
Красота не является исключительной привилегией природы или искусства, она охватывает все явления в мире, заключена в каждой частице субстанции, не только в мире людей, но и в мире животных и растений.
Стремление к красоте совпадает со стремлением к истине. Рабиндранат Тагор в своем понимании прекрасного отождествляет его с добром или Благом, а Благо, в свою очередь, с Истиной. Таким образом. Благо неразрывно связано с Прекрасным. “Прекрасно сострадание, прекрасно милосердие, прекрасна любовь... Красота любви гармонизирует с красотой окружающего мира, составляя идеальную гармонию вселенной. Индийская мифология воплощает это единство в образе богини Лакшми — олицетворения Счастья, Красоты и Добра” (14).
«Индийская эстетическая мысль ставит знак равенства между радостью, испытываемой от Прекрасного, и духовной радостью. Целью как духовного, так и эстетического опыта является достижение блаженства (ananda, rasa). Высшей же целью жизненного опыта считается освобождение (molcsa). Любое эстетическое переживание или удовольствие временно, ценность его состоит в том, что оно сродни высшему блаженству (ananda), ведущему к освобождению» [6, с.379].
«Этот религиозно-эстетический идеал воплотился и в идеал жизни человека, особенно учителя, но также и художника, стремящегося достигнуть слияния духового и физического совершенства — “жить прекрасной жизнью, гармоничной, чуждой насилия и полной набожности, где искусство не удалено от повседневности, а становится частью смысла жизни. Жить добродетельной жизнью — само по себе искусство, а ценности реальной жизни отражаются в искусстве”.
Эстетический идеал, воплощенный в индийском искусстве, неразрывно связан с религиозно-этическим идеалом. Индийское искусство, в свою очередь, теснейшим образом связано с религией и философией.
В индийской культуре не существует традиции автономизации искусства, оно не рассматривалось отдельно от жизни общества: в широком понимании слова искусство — это “систематическое и организованное применение энергии и мастерства для выполнения человеческого предназначения”. Искусство не изолируется от потока жизни, а утилитарное и прекрасное не вступают в противоречие, являясь частями единого социального комплекса. Две модели существования — приятия жизни и ухода от нее — развивались в Индии одновременно» [9].
В Индии во все периоды расцвета ее культуры наблюдаются восторг перед жизнью, природой, наслаждение всем существованием, развитием искусства, музыки, литературы, пения, танцев, живописи и театра и даже весьма совершенное исследование отношений между полами. Несмотря на провозглашаемый в ряде религиозно-философских систем иллюзорный характер жизни, культура Индии была основана скорее на утверждении земного существования, чем на его отрицании. Оба принципа, находясь в диалектическом взаимодействии, повлияли как на восприятие прекрасного, так и на отношение к человеку и, соответственно, на системы и концепции воспитания (6, с. 367).
Традиционный индийский взгляд на образование
всегда основывался на обращении к внутреннему
миру человека. Само понятие человека,
разработанное индийской мыслью, подчеркивало
внутренне присущую человеку духовность.
И в воспитании акцент делался на культивировании
души и на стремлении к ее освобождению, что зачастую шло в ущерб социальному прогрессу, в его западном понимании (7, с. 349-350).
В индийской культуре нельзя рассматривать культурное воспитание отдельно от других аспектов синкретичного мировоззренческого комплекса — религиозного, этического и социального.
В этой области традиционные методы сохранились до наших дней в области воспитания художественного, где они практикуются в форме обучения искусству по древней системе гурукула.
Несмотря на тенденции осовременивания и коммерциализации культуры, все же в Индии традиция продолжает сохранять свою неизменную силу, особенно в народных массах, где она продолжает оставаться частью жизненного уклада и является школой эстетического воспитания вне зависимости от уровня формального образования.
Традиционные методы в воспитании вполне способны выдержать конкуренцию, а также сосуществовать с современными методами, если традиция не будет законсервирована, но будет применяться творчески.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение:
Рис.1
«Ботхисаттва Авалокитешвара в форме Шадакшари»
Рис.2
Богиня Лакшми.
рис.3
Наскальная живопись в пещере Сигирия.
рис.4
Камасутра.
рис.5
Наскальная живопись пещеры Сигирия.
рис.6
Бог Вишну с цветком лотоса. Наскальная живопись.
рис.7
Вишну. Верховное божество.
рис.8
Бог созидания и устрашения одновременно.
рис.9
Бог войны Сканда. Древняя фреска в храме Эллора.
рис.10
Будда. Современные иллюстрации.
рис.11
Бог Вишна и богиня Лакшми летят на птице
Гаруде.
Рис.12
Бог Вишну и его супруга Лакшми.
Информация о работе Художественное образование в древней Индии