Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:37, реферат
Об опере на сюжет новгородской былины о Садко Римский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года. Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В. Стасовым — выдающимся ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала многолетняя творческая дружба. Стасов откликнулся большим письмом, в котором, ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал композитору шире показать картины реальной народной жизни и быта древнего Новгорода.
Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года. Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом следующего года подверг произведение серьезной переработке, воспользовавшись при этом помощью В. И. Бельского (1866—1946) — будущего либреттиста «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».
Народные сцены в «Садко» — сплошь бытовые, своими масштабами они значительно превосходят хоровые эпизоды предшествующих опер Римского-Корсакова. Изображение народа как единого целого сочетается здесь с дифференцированным, многоликим его показом.
Фантастическая часть оперы-былины принадлежит к числу самых прекрасных у Римского-Корсакова воплощений мира сказочной природы. В нем нет зловещей бесовщины, типичной для «Ночи перед Рождеством», он ближе к добрым, светлым образам лесной фантастики «Снегурочки». В то же время эта образная сфера в «Садко» внутренне контрастнее по своему эмоциональному строю, богаче в сочетании лирического и таинственного. Во многих сценах (более всего — с участием Волховы) музыка чарует трогательным, поэтичным, полным душевного изящества лиризмом. В некоторых моментах она кажется по-особому «холодной», временами дает себя чувствовать загадочная и властная сила, скрытая в стихии воды, в глубинах «Океан-моря синего».
Выделяется «Садко» и поразительной «зримостью» звукописных образов и картин. Они создают иллюзию влажной, текучей, изменчивой в своих формах и красках материальной среды, передают ее первозданную чистоту и свежесть. Чрезвычайно велика здесь выразительность ладогармонических средств. Самое широкое применение дал композитор, как известно, гамме тон-полутон, связав ее с другими «зыбкими» гармоническими системами: с малотерцовыми рядами трезвучий, более всего — с уменьшенным ладом. В этой партитуре можно обнаружить едва ли не все краски музыкальной фантастики, характерные для более ранних сочинений Римского-Корсакова и для этого рода образности в творчестве других русских композиторов XIX века. Однако в «Садко» они предстают в особенно развитом и значительно обогащенном виде. Потому эту оперу можно назвать «энциклопедией» не только народной песенности, но и сказочного ладогармонического языка русской музыки XIX столетия.
Используемая литература:
Информация о работе Эпические признаки оперной драматургии в опере Римского – Корсакова «Садко»