Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:02, курс лекций
Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.
1.Муниципальное право как комплексная отрасль права, предмет.
2. Особенности правового регулирования муниципальных отношений (муниципально-правовой метод правового регулирования).
3. Муниципально-правовые нормы и институты.
4. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
6. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
7.Место муниципального права в правовой системе РФ.
8. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.
18. Система местного самоуправления: понятие и состав.
На первом заседании земского
собрания нового созыва избирался личный
состав земских управ. Уездные собрания
посылали установленное законом
количество гласных в губернские
учреждения. Число губернских гласных
не превышало 50 человек. Доходы земских
учреждений состояли из губернского
земского сбора, являвшегося, по сути,
местным государственным
В 60-е гг. XIX в. местное самоуправление
в России распространилось на территориях
губерний и уездов, расположенных в европейской
части страны. Городское самоуправление
осуществлялось в губернских и уездных
городах. В последующем границы местного
самоуправления расширились за счет низовых
административно-
К функциям земских учреждений
относились: забота о народном продовольствии
и ветеринарии, медицинская помощь
населению, содействие развитию начального
народного образования и
Высокая эффективность работы
земств позволяла им противостоять
государственной машине бюрократии.
Жизненность земств обеспечивалась
их подлинным самоуправлением. Земства
сами формировали свои руководящие
органы, сами вырабатывали структуру
управления, сами определяли основные
направления своей
Несмотря на очевидные
и существенные недостатки, земская
реформа в целом была одобрена
либерально настроенной общественностью.
Поэтому успех этого
Городовое положение 16 июня 1870 г. заменило сословно-бюрократические органы управления городом всесословными, основанными на принципе имущественного ценза, органами.
Систему органов городского общественного управления составляли:
Право голоса в избрании
гласных имели все городские
обыватели, достигшие 25 лет, являющиеся
русскими подданными и уплачивающие
прямой городской налог с
В задачи городского самоуправления
входила забота о местных культурно-
Городская дума состояла из председателя — городского головы, гласных, а также председателя уездной земской управы и представителя духовного ведомства. Обязанности председателя думы и управы возлагались в городском самоуправлении на одно лицо, в нарушение принципа разделения исполнительной и распорядительной властей. Основной целью при этом было получение дополнительной гарантии от возможных противозаконных постановлений думы. С той же целью городскому голове предоставлялось право останавливать исполнение определений думы, признанных им незаконными. Отметим, что в земских учреждениях такое совмещение должностей хотя и допускалось, но не было обязательным.
Городские думы, в отличие
от земских собраний, имели право
собираться в течение всего года
по мере накопления дел, при этом численность
заседаний не ограничивалась. Конечно,
не стоит усматривать здесь
Городские думы сами определяли порядок производства дел, но обязывались при этом соблюдать правила о порядке производства дел в земских, дворянских и городских общественных и сословных собраниях, т.е. законы 13 июля 1867 г. Главной целью этих правил было пресечение нежелательных дебатов в общественных собраниях. Председатель городской думы возглавлял городскую управу. Все члены управы избирались думой. Лица, избранные на должность городского головы (так именовались председатели управ), утверждались в губернских городах министром внутренних дел, в прочих — губернатором, городские головы двух столиц — непосредственно императором. В обязанности управы входило непосредственное руководство делами городского хозяйства, разработка проектов смет, взимание и расход городских сборов на установленных думой основаниях.
Управа отчитывалась о своих делах перед думой. В чрезвычайных случаях городской голова мог распорядиться единолично, доведя о том впоследствии до сведения членов управы. Вместе с управой он наделялся правом обжалования незаконных постановлений думы. В особых случаях, а также для руководства конкретными отраслями хозяйства, дума по представлению управы могла учреждать исполнительные комиссии, которые подчинялись городской управе. Должностные лица городского общественного управления не считались государственными служащими, за исключением городского секретаря в губернских городах, который имел звание докладчика в губернском по городским делам присутствии. Компетенция городского самоуправления строго ограничивалась пределами города и отведенных ему земель. Закон не давал четкого разграничения компетенции городского самоуправления и городского полицейского управления, что существенно затрудняло деятельность первого, а отсутствие принудительной власти ставило его, как и земства, в прямую зависимость от полиции. Закон признавал самостоятельность городского общественного управления в пределах предоставленных ему Положением прав. Вместе с тем постановления городских дум надлежало представлять губернатору, который мог в двухнедельный срок остановить их исполнение как незаконных. Наиболее важные из постановлений (изменение планов городов, отчуждение принадлежащих городу земель, крупнейшие займы, поручительства от имени города, установление новых сборов) утверждались центральным правительством (соответствующими министерствами). Сметы городского общественного управления утверждались губернатором. По проектам обязательных для жителей постановлений дум (связанных с городским благоустройством) управа должна была получить заключение начальника местного полицейского управления.
Несколько иным был порядок опротестования губернатором постановлений городской думы, так как городовым положением создавался местный коллегиальный орган для надзора за самоуправлением (тоже дань прусской системе).
Правительствующий Сенат как высшая надзорная инстанция рассматривал жалобы на решения присутствия от частных лиц и учреждений, органов самоуправления и губернатора. Туда же подавались жалобы на незаконность постановлений городских дум, уже утвержденных министром или губернатором.
Земские и городские учреждения
просуществовали в
По мере развития общественного
управления становилось очевидным,
что возникла серьезная угроза и
политическому господству дворянства,
так как по мере развития в стране
капитализма шло расслоение этого
класса и его ослабление. Российская
буржуазия активно вытесняла
из земских и городских учреждений
представителей дворянства. Все большее
влияние и распространение
Таким образом, в результате реформ 70-х гг. ХIХ в. и контрреформ 90-х гг. земское самоуправление, хотя и было сохранено, однако подпало под усиленную правительственную опеку, шедшую вразрез с существованием самоуправления вообще.
Думается, что в течение второй половины ХIХ в. законодательная политика центрального правительства в сфере местного самоуправления была направлена на формирование оптимальной для интересов общего государственного управления земской модели. В этой связи особый интерес представляет мнение тех, кто непосредственно осуществлял реализацию реформ местного управления в национальных регионах Российской империи. Например, в записке канцелярии наместника Кавказа князя Воронцова-Дашкова от 7 июля 1905 г. анализируется и земская реформа 1864 г., и земская контрреформа 1890 г. В частности, в сравнительно-правовом аспекте выделяются следующие особенности «Положения 12-го июня 1890 г.». Во-первых, значительно сократилось число гласных; во-вторых, было введено сословное представительство. При этом упразднялись сельские избирательные съезды, в связи с чем избрание гласных от сельских «обществ» предоставлялось непосредственно волостным сходам. В-третьих, избирательным правом по «Положению» 1890 г. обладали те лица, которые по праву собственности владели земельным участком. Следовательно, круг субъектов, участвующих в избирательном процессе, значительно уменьшался. В-четвертых, в выборах могли участвовать все члены сельских обществ. «Положение» 1890 г. в отличие от «Положения» 1864 г. устанавливало исчерпывающий перечень предметов ведения земских учреждений. В-пятых, самостоятельности органов земского самоуправления постоянно угрожало «право коронной администрации приносить протест на земские постановления вследствие их нецелесообразности».
Рассматривая вопрос об исполнительной
власти земских учреждений, необходимо
различать право принудительног
Пределы компетенции земских
органов устанавливались в «
Итак, в основе рассмотренных нами концепций реформирования земского самоуправления на территории Российской империи находились две теории — «общественная» («хозяйственная») и государственная, первая из которых исходила из противопоставления местного самоуправления государству, а вторая — включала органы местного управления и самоуправления в систему органов государственной власти. Тем самым, существенным результатом деятельности земских учреждений было приобщение части населения к участию в местном самоуправлении, перенесение центра тяжести в решении вопросов хозяйственного и культурного развития из столиц в провинцию.