Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 20:47, курсовая работа
Актуальность темы. История экономической мысли - история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической наукой. При этом каждая из этих попыток, воплощённая в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать такой свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ 20-90 ГОДОВ XX ВЕКА 5
1.1 Становление российской экономической мысли 5
1.2 Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века 9
1.3 Отечественная экономическая мысль в 20-90-годы XX века 13
2 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 17
2.1 Современные направления развития экономической науки в России 17
2.2 Влияние экономической теории на современную экономику России 22
2.3 Кардинальные проблемы российской экономики на современном этапе 24
3 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТКИ ФИНАНСОВ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 28
3.1 Современные проблемы финансовой политики России 28
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Монетаризм. Кейнсианство сменило такое направление, как монетаризм, представителем которого был Милтон Фридман. Главные идеи монетаризма: государство не должно активно вмешиваться в экономику, должно уйти из денежного оборота, задачи государства – поддержка национальной валюты, иначе говоря, управление экономикой через управление денежной массы.
На сегодняшний день, основным течением экономической науки является «Мейнстрим». «Мейнстрим» - это экономикс на микро и макро уровне. Именно это направление сейчас преподается на Западе и, частично, в нашей стране. В современной экономической науке прослеживается чётко выраженное стремление заново осмыслить место и роль экономической теории в системе общественных наук, проявляется тенденция к расширенному толкованию предмета экономической науки [13].
В экономической теории существуют две основные, кардинально отличающиеся друг от друга, ветви: марксистская политическая экономия и экономикс. В российских высших учебных заведениях с середины 30-х годов преподавали традиционный курс марксистско-ленинской политической экономии. Но вот в России произошла перестройка – переход от административно-командной экономики с жёстким традиционным планированием к рыночной организации общественного хозяйства при определённом воздействии государства на экономику, иначе говоря, переход от социалистического пути развития к рыночному. Произошли изменения как в социальной, так и в политической, экономической областях общественной жизни. Встал вопрос о том, что преподавать в качестве экономической теории: марксистско-ленинскую политическую экономию или же популярный к тому времени на Западе экономикс.
Различия марксистской политической экономии и экономикс [14].
Экономикс по предмету исследования, курсу проблем, методологии, практическим выводам принципиально отличается от курса марксистско-ленинской политической экономии. Главные отличия экономикс от традиционной политической экономии [15]:
1. Экономикс исходит из ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей человека и общества. Тем самым во главу угла ставится человек с его потребностями. Важнейшие элементы экономической системы и её действующие лица – экономические субъекты, люди, ради которых функционирует и развивается экономические системы рыночного типа. Потребности субъектов не постоянны и не однозначны. Они изменяются в зависимости от многих факторов: цены, доходы, моды, просто желания людей и тому подобное. Также известно, что полезности бесконечно разнообразны и бесконечно изменчивы. Это означает, что факторы экономической системы представляют собой случайные функции, свойства которых описываются вероятностными характеристиками. Таким образом, рыночная экономическая система носит вероятностный характер.
Традиционная политическая экономия во главу угла ставит объективные экономические законы, которые и выступают предметом её изучения. Эти законы как бы независимы от человека как субъекта национального хозяйства, экономика функционирует помимо его воли. Политическая экономия СССР считала, что только выдвинутые и обособленные ею экономические процессы и экономические законы носят объективный характер. Их объективность трактовалась независимо от воли людей. Точно так же и вся экономическая система выступала как некая внешняя сила по отношению к обществу. Поэтому функционирование всей экономической системы жестко определено.
2. Традиционная политическая экономия основывается на трудовой теории стоимости. Считается, что в основе стоимости лежат общественно необходимые затраты. Из этого положения вытекает то, что хозяйственный механизм общества будет носить затратный характер – чем выше затраты, тем больше стоимость и цена. В соответствии с трудовой теорией стоимости стоимость крайне слабо зависит от соотношения спроса на данный товар или услугу и предложения. В противовес этому подходу экономикс исходит из маржиналистской теории, по которой стоимость определяется предельным продуктом, а цена – положением точки равновесия между спросом и предложением.
3. Одна из главных идей традиционной политической экономии состоит в отрицании прогрессивной роли частной собственности, в уверенности в гибели капитализма, как строя и замены его социализмом, базирующимся на общественной собственности.
4. Согласно традиционной политической экономии у рыночной организации нет будущего, в то время как экономикс не видит смысла в иной организации общественного хозяйства, кроме рыночной, находящейся в постоянном развитии.
Это далеко не все различия между политической экономией и экономикс и перечень можно ещё долго продолжать.
После экономических реформ экономическая наука столкнулась с проблемой – что преподавать. В той постановке вопроса, которая прослеживается в дискуссии о предмете экономической теории, неизбежно присутствует идея альтернативы – либо преподавать экономикс, либо политическую экономию [16].
В последнее время некоторые экономисты, прежде всего преподаватели российских вузов, выдвинули положение, согласно которому, решением этой проблемы, станет создание учебного курса экономической теории, который бы соединил в себе как экономикс, так и политическую экономию. На основе этого подхода в последнее время созданы некоторые учебники и учебные пособия, авторы которых оправдывают их необходимость переходным периодом формирования рыночной экономики.
Однако, трудно себе представить соединение в единую теорию определения стоимости общественно необходимыми затратами и предельным продуктом, определение заработной платы стоимостью товара рабочей силы и предельным вкладом работника в создание продукта, соединение частной и общественной собственности. Практически нет ни одного сколько-нибудь существенного момента, в котором не было бы коренных различий между экономикс и политической экономией.
В настоящее время и в естественных науках, и в экономике ведущая роль принадлежит индивидуальным исследователям. В физике, химии, биологии они делают открытия, а в экономике, как заметил Малинво, нет. Возможно, что экономические открытия по самой своей природе должны носить краткосрочный характер. Таким открытием могло бы быть, например, обнаружение причин нынешнего спада в России и разработка эффективных мер по его преодолению. Но если период жизни изучаемого явления 4 - 5 лет, то у индивидуального исследователя слишком мало шансов на успех [17].
В качестве альтернативы можно представить себе следующую организацию экономических исследований, включающую базовый институт, исследовательские команды и группы советников. Базовый институт создает исследовательскую среду, включая базы данных, системы опросов экономических агентов, системы обработки информации, другие средства экономического исследования [18].
Исследовательская среда включает небольшое число высококвалифицированных экспертов по основным направлениям. Институт организует исследовательские команды на ограниченный срок для решения конкретных научных задач. Группы советников создаются при органах экономического управления (например, министерствах) и крупных фирмах. Взаимодействие исследователей и советников должно обеспечить быстрое и результативное использование научных результатов.
Стоит заметить, что такие гиганты как Мировой Банк и МВФ фактически используют близкие принципы; создание своих аналитических групп стало обычной практикой для многих типов правительственных и частных организаций; широко практикуемая на западе система грантов предполагает создание проблемных исследовательских команд на сравнительно короткий срок. Иными словами, все элементы системы, схематично описанной выше, уже существуют. Нужно осознать, что экономика - необыкновенно быстро меняющийся объект, изучение которого требует особой организации [19].
Осознание факта кризиса экономической теории и понимание его природы особенно важно для России. Российское общество и в 1917, и в 1992 годах отчасти стало жертвой естественнонаучной формы экономического знания, веры в то, что есть источник, где найден точный и правильный ответ.
Теперь наступило разочарование. Впрочем, и сейчас еще приходится слышать ссылки на несуществующие теоретические доказательства, например, отрицательной связи между инфляцией и ростом. Для России, ищущей выхода из кризиса, особенно важно сбалансированное отношение к экономической теории. Экономисты сами должны заботиться об этом и не создавать завышенных ожиданий [20].
История теоретических поисков учит осторожности в осуществлении экономических преобразований. Радикальные преобразования, как правило, должны оставлять возможности для корректировки и, следовательно, быть протяженными во времени.
Другой аспект проблемы связан с глубокой отсталостью экономической науки в России. Речь идет об отсталости технологии, а о науке вспоминаем лишь в связи с её тяжелым финансовым положением. Нужно признать, что в течение 80-ти лет разрыв между западными и российскими технологиями экономических исследований увеличивался. Сейчас есть надежда на его сокращение. Обновляется экономическое образование, публикуются переводы западных учебников, появляются молодые люди, получившие дипломы в западных университетах высокого уровня.
Совершенствуется, хотя и медленно, статистическая служба. Это движение в правильном направлении. Российская экономика представляет собой гигантскую лабораторию, где в течение нескольких лет происходят институциональные преобразования, требовавшие в иных странах и в иное время десятилетий.
Синтез институционализма и современной теории экономического роста - захватывающее направление исследований, которое, возможно, позволит раздвинуть рамки существующей методологии [21].
Из вышесказанного об экономической теории не следует вывод о её бесполезности, или о том, что надо искать свои пути, не обращая внимание на достигнутое. Такой подход неизбежно приведет к бессмысленному повторению пройденного. С другой стороны, мы не должны всего лишь догонять экспресс, мчащийся в неведомую даль. Необходимо искать свои пути в сотрудничестве с мировым сообществом экономистов.
Необходимость совершенствования структуры и качества экономического роста, запуска механизма региональной инновационной системы, очевидна, постольку в двадцать первом веке инновации становятся движущей силой экономики. Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов заявил, что в 2007 году, главным явились не цифры роста экономики или инфляции, а факт самого перелома в экономическом развитии России [22].
По словам Дмитрия Белоусова, начался реальный переход от энергосырьевой модели к инвестиционно-инновационной. Кроме того, обнаружилось, что российская экономика гораздо сильнее включена в глобальную, чем предполагалось ранее: это выявляется в обострении конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Динамика экономического роста в РФ в 2007 году, по сравнению с общемировой, весьма позитивна (7,7% годовых против 3,7%). В 2008 году есть основания полагать, что рост в РФ составит 6,7% против 3,4% мирового экономического роста [23]. Но после отличных с экономической точки зрения 2011-2012гг. экономика начала давать сбой, и постепенное замедление динамики привело к росту ВВП всего лишь на 1,3% в 2013г.
Основным источником роста являются инвестиции в основной капитал, заметил Дмитрий Белоусов. Эксперты отмечают резкое снижение безработицы в РФ, то есть развитие экономики происходит не только за счёт роста производительности труда, как раньше, но и за счёт роста числа занятых.
На фоне дефицита трудовых ресурсов растут зарплаты, и разрыв между производительностью труда и зарплатами сейчас двукратен, что, конечно же, ненормально. Проблемой текущего состояния является неопределённость в оценке перегрева российского рынка финансами. Так или иначе, сейчас экстремально высоки и уровень экономического роста, и уровень инфляции.
Будущий год вряд ли принесет сдвиг в распределении доходов в стране. Развитие социальной сферы РФ прогнозировалось в начале прошлого года более оптимистично. Если реальные доходы выросли на 18%, то десятипроцентная инфляция во многом уничтожила эти успехи.
Судя по всему, рубль продолжит укрепляться и в 2010-ом году, и если отмеченные тенденции текущего баланса и платежных операций продолжатся, то в первой половине 2012 года прирост золотовалютных резервов может стать нулевым, и ресурсы для роста рубля будут полностью исчерпаны, считает Д. Белоусов.
Негативными факторами, как и прежде, в 2010 году станут такие, как дефицит мощностей, неразвитость инфраструктуры, кадровый дефицит. Рисками в промышленности будут: риск снижения эффективности и риск устойчивости к ухудшению внешних условий.
Как бы ни было важно, особенно для нынешнего момента, развитие сырьевого сектора, уже в ближайшие 10–15 лет по оценке экспертов размеры мирового рынка высокотехнологичной продукции и услуг могут в 10 раз превысить ценовые объёмы топливно-энергетических продуктов. Между тем, доля нашей страны в мировом наукоёмком экспорте гражданской продукции сегодня не превышает 0,5%. Доля США – 36%, Японии – 30, Германии – 16, Китая – 6%. В среднем за год в России регистрируется около 20 тысяч патентов, а в США и Японии – по 200 тысяч [24].